От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МОЛИТВА ВЕРЫ: СМИРЕНИЕ И ДЕРЗНОВЕНИЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МОЛИТВА ВЕРЫ: СМИРЕНИЕ И ДЕРЗНОВЕНИЕ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

МОЛИТВА ВЕРЫ: СМИРЕНИЕ И ДЕРЗНОВЕНИЕ

 

Христос учит нас действенной молитве, по которой человек получает просимое. Это дерзновенная молитва, молитва веры.

22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Матф.21:22)

Апостол Иаков также говорит о молитве с верой, при этом порицая неуверенность.

6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. (Иак.1:6-8)

Много лет я был озадачен вопросом, не противоречит ли дерзновенная молитва христианскому смирению. Ведь обычно христианин по обращении к Богу встаёт на путь спасения в покаянных чувствах, которые не подразумевают дерзновения. Аскетические труды[1] подвижников выделяют важность покаянного чувства, духовного плача и смирения. И действительно, без покаяния становится невозможным духовное рождение и угождение Богу. Но, как правило, человек, годами ведущий брань с дурным побуждением, приобретает «православный» вариант «синдрома самозванца».[2] Так как у человека, ведущего духовную брань и часто падающего в этой борьбе, доминирующие чувства и настроение соответствуют евангельскому мытарю, скорбно бьющему себя в грудь и просящего у Бога милости.[3] Уместно ли дерзновение веры в таком состоянии? Ведь находясь в таком положении, человек надеется хотя бы на то, чтобы по милости Божьей не оказаться осужденным. Смирение приучает довольствоваться имеющим. Человек, познавший своё недостоинство, не дерзает выпрашивать и «надоедать». Поэтому молитвенные просьбы кающегося человека сильны и горячи, только когда он просит прощения своих грехов и помощи в духовной брани. Остальные прошения, можно сказать, лишь только озвучиваются и оставляются на милость Всевышнего.

Итак. Зададим несколько вопросов. Почему в покаянных чувствах человек не имеет дерзновения? Уместно ли дерзновение в состоянии кающегося грешника? Как совместить в молитве и смирение, и дерзновение?

Пока человек не родился свыше, он находится в рабстве у злого побуждения, попирающего важнейший принцип справедливости. Дух самого человека это знает, и поэтому у него нет силы дерзновенной веры. А если дух человека, находясь во тьме духовного плена, еще не познал свою греховность, то если и молится – не получает просимое. Апостол Иаков говорит:

3 Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. (Иак.4:3)

Из этого делаем вывод, что для молитвы веры человек должен сознательно выбрать путь праведности (т.е. справедливости), на котором игнорируются стремления и желания ветхого внутреннего человека. Настоящая дерзновенная и действенная молитва веры может быть только у человека, примирённого с Богом через раскаяние и стремление к правде.

Тогда возникает другой вопрос. Что делать, если всё-таки у нас не хватает дерзновения в молитве? Ведь не все получили (или могут получить) Духом Святым удостоверение в том, что они полностью примирены с Богом и стали полноправным гражданами Его Царства. Не все могут, «хромая» на пути спасения, посчитать себя своими в общине святых. Как быть? Может быть, если нет уверенности и вовсе не просить Бога, чем просить, сомневаясь в Его ответе? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить историю хананейской женщины. Она не была из народа Израильского и мало того, она была язычницей. Прочтём эту историю:

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (Матф.15:22-28)

Считая себя низким и грешным самозванцем, не приблизившимся даже к вратам Царства Божьего, у человека всё-таки есть шанс быть дерзновенным. Человек чувствуя, что он хромая на обе ноги не продвигается по пути Правды и является очень далёким от народа святых, должен, подобно хананеянке, найти оправдание и причины дерзновенной молитвы. Хананейская женщина признала, что она вне «дома Израилева». Но вместе с этим она, унизив себя, всё-таки напомнила, что даже дворовые псы получают остатки от хозяйского стола. И разве это не правда? Да, это так. Поэтому она и получила от Христа вместе с исполнением своего прошения и похвалу: «о женщина! велика вера твоя!».

Можно привести примеры и других оправданий и причин, которые дают дерзновение нашим просьбам. Вспомним Капернаумского сотника.

2 У одного сотника был болен при смерти отрок, которым он дорожил.

3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить отрока его.

4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

7 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет отрок мой.

8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. (Лук.7:2-9)

Римский центурион, служивший в Галилее, конечно же, не был Израильтянином. Напротив, это был офицер легиона, представлявший власть кесаря. С чего бы ему иметь духовное дерзновение в просьбах. Написано, что он видел своё недостоинство и смиренно говорил: «я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе» Но, как мы видим, его добрые дела сынам Израиля были тем оправданием и причиной, которая позволила ему обратится с просьбой и быть услышанным. Нам не должно быть стыдно опираться на свои добрые дела и дерзновенно посылать их перед нашими молитвами. Любовь и добрые дела центуриона позволили его смиренному недостоинству быть услышанным. Важные и уважаемые люди, граждане Израиля, ходатайствовали за римского легионера, говоря Христу: «он достоин, чтобы Ты сделал для него это».

Другой случай – это история о Капернаумском расслабленном. Он был Израильтянином. Но был в таком состоянии, что сам не мог прийти к Иисусу и просить Его о исцелении. Это аллюзия на смирение и недостоинство, которые сковывают наше дерзновение. Но в этой истории присутствуют друзья и родственники парализованного человека. Написано:

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя веру их Иисус сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. (Матф.9:2)

И здесь некоторый намек на то, что наши желания передают Всевышнему наши близкие – и живые, и умершие. Но действительно ли мы были хорошими друзьями и родственниками тем, кто имеет дерзновение транслировать наши просьбы Богу?

Что мы учим из этих примеров? Пример хананеянки назидает нас, что относительно нашей молитвы всегда нужно искать оправдание своему чувству недостоинства. И как в истории с центурионом, если по каким-то причинам мы еще не вошли в число рожденных свыше людей, нам необходимо посылать добрые дела и любовь перед нашей молитвой, чтобы она оказалась дерзновенной. Людям, посланным тобою к Богу, должно иметь от тебя то, с чем они могут прийти к Богу.  История же с расслабленным аллегорично показывает, что пока ты немощен и не можешь сам двигаться по пути Правды, можно надеяться и просить близких тебе людей о том, чтобы они несли твою немощь и твои просьбы на своих руках.[4] Но как только ты исцеляешься Богом и набираешься сил, ты обязан встать и сам идти по этому пути, не только без хромоты, но еще и нести на себе тот одр, на котором ты был принесен пред Лик Божий.[5] Куда ты должен идти? «В дом свой»! А дом помилованного, прощённого и примирённого с Богом – это Царство Божие. И на пути в дом новый человек должен славить услышавшего и Даровавшего ему Милость. Как написано: «И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога» (Лук. 5:25). Наш путь, по которому мы идём – это путь Правды. Путь в вечное Царство Славы.

Как было уже сказано выше, прощённый и примирённый с Богом получает и дерзновение в молитве. Но есть еще один вид дерзновенной молитвы. Это некая «святая ХУЦПА» = дерзость несовершенных и еще не возрождённых людей. Можно вспомнить пример нищего слепца, который во всё горло кричал, призывая Христа помочь ему. Он вызывал негодование у всех, кто был поблизости. Как написано:

47 Слепой Вартимей сидел у дороги, прося. И услышав, что проходит Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. (Мар.10:47-52)

Вартимей был Израильтянином. Но его слепота даёт аллюзию на духовный недостаток и ограниченность, которые бывают у не рождённых свыше. Но даже при том, что слепец был нищим калекой, он, невзирая на запреты, кричал чтобы проходящий Учитель заметил его. Когда он привлек внимание Христа, то как написано, «сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу». Это аллегория обновления, подобно как и апостол говорит о «сбросивших с себя ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9). Быв услышанным, подошедший ко Христу слепец получил просимое. Он был исцелён. Иисус сказал ему: «иди, вера твоя спасла тебя». Это «святое дерзновение» = חוצפה הקדש = ХУЦПА А-КОДЕШ, угодно Богу. Всевышний желает нашего дерзновения в молитве, чтобы в конце концов, мы сбросили с себя ветхие одежды невозрождённого и греховного человека и облеклись в праведность. А праведность заключается в том, чтобы следовать за Христом путём Правды. Как и написано: «и он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (Мар. 10:52). По дороге пути Божьего.

Также «святое дерзновение» заключается и в том, что человек дерзновенно и неотступно возносит свои прошения к Богу. О таком дерзновении было сказано Христом в притчах:

5 если кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. (Лук.11:5-8)

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,

2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? (Лук.18:1-7)

Нужно, конечно же, сказать и о самой главной причине дерзновения. Это Имя Всевышнего. У знающих Имя Бога, которое открыто нам в Имени Мессии – ИЕОШУА, есть причина для дерзновенной молитвы веры. Христос сказал:

24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. (Иоан.16:24)

Во Имя Иеошуа да будет услышана молитва веры всякого, призывающего Его. Как и написано: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32).

Итак. Разобрав евангельские метафоры, зададим себе вопросы. Понимаем ли мы, что при всём своём недостоинстве, если верим и надеемся на милость Его, то и мы достойны крох со стола Царства Божьего? Идут ли перед нашей молитвой наши любовь и добрые дела? Вопием ли  мы ко Всевышнему? Совлекаемся ли мы ветхих одежд неправды? Исцелены ли мы и славим ли мы Бога? И действительно ли мы познали тайну Имени, данного человекам, которым надлежит всем нам спастись» (Деян. 4:12)? Но независимо от наших ответов, нам необходимо помнить воодушевляющие слова Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф. 7:7,8).

 

[1] Например, первые тома сборника аскетических поучений преподобных отцов «Добротолюбие». Или более поздний пример; первый и второй том аскетических трудов святителя Игнатия Брянчанинова.

[2] Синдром самозванца – психическое состояние, при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям. Несмотря на внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они – обманщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Успехи они, как правило, объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или введением других в заблуждение, создав образ более умного и компетентного человека, чем есть на самом деле.

[3] «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук.18:13)

[4] У людей существует заблуждение относительно молитв святым, которые часто превосходят числом молитвы ко Всевышнему. Я не отвергаю молитву за усопших и просьбы к усопшим и святым. Но я против того, чтобы для людей, слабых верой, эти молитвы заменяли необходимое Богообщение. За близкими и за молитвами к ним человек не видит Бога и забывает о Нём, имея упование лишь на молитвы и призывание святых. Это неправильно. Наши молитвенники – это наши посланцы ко Христу, но наша цель – это Он Сам. Молитвы к святым – лишь временное и совсем необязательное прошение о помощи. Это лишь просьба человека к близким и дорогим ему людям. Но не они, а Всевышний получатель наших просьб.

[5] «Одр» здесь как метафора последствий той жизни, которая была до встречи с Богом.


Назад к списку