Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
ОПАСНОСТЬ СОБЛАЗНА
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
ОПАСНОСТЬ СОБЛАЗНА
Когда Христос воскресил умершего сына Наинской вдовицы (Лук. 7:15), ученики Иоанна Крестителя пришли к своему учителю в темницу и рассказали о чудесах, которые совершил Иисус. И тогда Иоанн «призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Лук.7:19).
Что ответил Христос посланным ученикам Иоанновым?
22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
23 и блажен, кто не соблазнится о Мне! (Лук.7:18-23)
Может показаться, что тот, кто сказал о Христе своим ученикам удивительные слова: «вот Агнец Божий … Сей … был прежде меня» (Иоан. 1:29,30) вдруг разуверился во Христе и начал сомневаться. Есть два мнения, объясняющих, почему Иоанн послал своих учеников с вопросом сомнения.
Первое мнение.[1] Иоанн, сидя в темнице царя Ирода, надеялся, что Христос освободит его, как и всякого заточенного праведника. Ведь пророк Исайя сказал о Мессии: «…Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1), а также «… открыть глаза слепых, узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (Ис. 42:7). Но Христос, совершая различные чудеса, не вызволял заключённых, а ел с мытарями и грешниками. И Иоанн соблазнился этим, так как сам он был строгим аскетом, как и все ессеи,[2] живущие в пустыне.
Второе мнение, которого придерживаются церковные комментаторы, говорит, что соблазнился о Христе не Иоанн, а его ученики. И Креститель посылает их ко Христу, чтобы они не понаслышке, а воочию увидели чудеса, о которых предрек пророк Исайя.[3]
Но сегодня речь не о том, почему Иоанн, который сам ранее на берегу Иордана засвидетельствовал ученикам о Иисусе что Он «Агнец Божий», вдруг послал их убедиться, что Иисус – это тот самый Спаситель, «желаемый всеми народами».[4] Сегодня проповедь не об этом, а о «соблазне».
Что такое соблазн? Соблазн – это либо предмет, что-то или кто-то, или действие, из-за которого может возникнуть отрицательное суждение или грех, либо это сам грех или последствие греха. На греческом слово «соблазн» – это σκάνδαλον = СКАНДАЛОН».[5]
Христос сказал: «блажен, кто не соблазнится = σκανδαλισθη = СКАНДАЛИСТИ о Мне!»[6] (Лук. 7:23). Если Христос упомянул соблазняющихся о Нём, то это значит, что у каждого человека есть опасность соблазна в отношении Христа. Ученики Иоанна Крестителя соблазнились о Христе, ожидая от Него более аскетичной и строгой жизни, подобно той, которую вели кумраниты – праведники ессейских общин, живущих в пустыне. Т.е. они ждали от Него большего, чем видели. Но соблазниться о Христе возможно не только в ожидании большего, но и в непринятии большего. Т.е. при таком виде соблазна соблазняются человеком даже при его очевидных достоинствах, считая его по происхождению или по каким-то другим личным или социальным признакам недостойным чего-то значимого и великого. Этот вид соблазна евангелист приписывает жителям города, в котором вырос Иисус.
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись = εσκανδαλιζοντο = ЭСКАНДАЛИЗОНТО о Нем… (Матф.13:54-57)
Например, Нафанаил соблазнился местом жительства Христа, сказав: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан.1:46).
В преддверии Рождества Христова необходимо понять причины, приводящие к соблазну. Ведь Христос был и остаётся камнем преткновения или камнем соблазна для многих людей. Апостол, цитируя пророка Исайю, использует слово СКАНДАЛОН:
33 Как написано:[7] вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна = σκανδαλου = СКАНДАЛУ; но всякий, верующий в Него, не постыдится. (Рим.9:33)
Каковы причины, побуждающие людей соблазняться о Христе? Чаще всего это незнание или непонимание Священного Писания и тайн Божьих. Вера, основанная на непонимании, неустойчива. Если человека поверхностно научили верить, то его вера лишена фундамента, которым является откровение Божье. Т.е. у простецов, пренебрегающих углублением в свою веру и кичащихся своим невежеством, отсутствует необходимая основа, как откровение Священного Писания, так и личное сверхъестественное откровение. Всё, что держит такую веру – это лишь традиционный уклад общины. Вера такого человека может легко быть поколеблема соблазнами через логические доводы противников веры[8] или через неоправданные надежды.[9]
Вопросов, которые могут соблазнить, много. Особенно если эти вопросы имеют свои доводы. Может ли Безграничный стать Ограниченным во времени и пространстве? Как принять и понять, что Всевышний – Его Божественное Слово стало плотью?[10] Как может Безначальный воплотиться в слабое и ограниченное человеческое естество? Зачем Богу страдания? И т.п.
Легко верить, что Христос – это обычный человек, поддерживаемый Богом. Но как понять тайну того, что Божественная природа Логоса в рождении от Девы объединилось со страдающим человеческим естеством Мессии? Для понимания этого необходимо углубляться в тайны веры, постигая Откровения Божьи и их объяснения. Можно в Духе Божьем уверовать в догматы веры, но невозможно понять тайну воплощения прежде понимания кеносиса,[11] имманентности, трансцендентности, теофании и того, о чём говорит апофатическое и катафатическое богословие. Апостол Павел, будучи ученым книжником, который учился у наставника своего поколения Гамалиила,[12] в своих посланиях христианским общинам объяснял многие тайны Божественного Мессии. Например, вот эти слова апостола.
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иеошуа преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иеошуа Мессия в славу Бога Отца. (Фил.2:6-11)
Даже в таком коротком отрывке послания апостола Павла присутствует великая глубина, при погружении в которую открываются многие тайны Богоявления. Апостол через личное богооткровение на пути в Дамаск приобрёл веру. Но его вера не была бездумной. Он, как учёнейший муж своего времени, осмыслил веру через ранее приобретённые знания.[13] Но не все могли вместить тайны и откровение Божие. Многие из иудеев, особенно из начальствующих в народе, соблазнились о Христе. Апостол говорит:
23 мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн = σκανδαλον = СКАНДАЛОН, а для эллинов безумие,
24 для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию Премудрость; (1Кор.1:23,24)
Святитель Амвросий Медиоланский писал о соблазняющихся Сыном Человеческим: «Господь сказал: «Горе миру сему от соблазнов» (Мф. 18:7), потому что Крест Господа многие сочли соблазном, но смирение Господа во время страданий – это таинство нашего спасения. Он пострадал, чтобы мы посвятили себя добродетели и следовали примеру Его смирения. Горе тому, кто не уверовал в Крест Христов! Этим соблазняются слабые: «Лучше ему, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6)».
Соблазн о Христе, это прежде всего соблазн о Его Крестных страданиях и смерти. Может ли Бог во плоти умереть? Зачем умирать Богу? Но ответ в том, что Мессия для того и пришел в мир, чтобы Своей смертью искупить виновных от их греха, за который наказание – это смерть.
Без постижения и погружения в тайны веры легко соблазниться и отпасть. Тот камень, который был положен Богом на Сионе – это Мессия. Он назван не только камнем преткновения и скалой соблазна = מכשׁול = МИХШОЛЬ – он еще назван камнем испытания или камнем экзаменационным.
16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытания = אבן = БОХЭН, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. (Ис.28:16)
Тот, кто, видя этот «Камень» не преткнулся и отверг соблазн = МИХШОЛЬ, тот прошел испытание и выдержал экзамен = БХИНА. Тот не будет постыжен в своей вере.
Как мы сказали выше, что основа соблазна о Христе – это незнание и непонимание. Это было и с некоторыми последователями Христа, которые, соблазнившись через своё непонимания таинственных слов Христа, отошли от Него. Как написано:
60 Некоторые из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет = σκανδαλιζει = СКАНДАЛИЗИ вас? …
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. (Иоан.6:60-66)
Если опасность соблазна = מכשׁול = МИХШОЛЬ в незнании и поверхностном представлении предметов веры, то нужно обязательно вникать в них и исследовать тайны откровения Божьего. Как сам человек должен погружаться в эти тайны, так и другим помогать по мере своих сил. У пророка Исайи есть замечательные слова, которые мы можем привести здесь в контексте нашей темы:
14 И сказал: уравнивайте, уравнивайте, очищайте путь, убирайте = הרימו = АРИМУ преткновение (соблазн) = מכשׁול = МИХШОЛЬ с пути народа Моего (Ис.57:14).
Для того чтобы люди могли беспрепятственно идти путём правды, нужно убрать препятствия с этого пути. Применимо к нашей теме интересна фраза этого стиха: הרימו מכשׁול = АРИМУ МИХШОЛЬ. Как мы говорили, слово МИХШОЛЬ – это «соблазн». А вот слово АРИМУ в этом стихе обычно переводят «убирайте». Но на самом деле это слово связано с «возвышением, высотой, подъёмом», так как его корень רוֹם = РОМ = «высь, высота». И мы можем усмотреть в этом призыве Всевышнего повеление возвышать все соблазны, которые является ничтожными и низкими по своей сути, до уровня правильного понимания. Возвысив[14] человека от низости тривиальных и примитивных воззрений, мы можем убрать соблазн о Христе. Ведь сказано, что блажен всякий, кто не соблазнится о Нём!
[1] Например, такого мнения придерживается комментатор Евангелия от Матфея Д. Хэгнер.
[2] Ессе́и, или осси́ны = אִסִּיִים = ИСИЙИМ, также называемые кумраниты. Это одна из иудейских сект, возникшая в начале первой четверти II в. до н. э. Ессеи называли себя нищими, сынами света, а также простецами и немудреными – в противоположность таннаям, которые толковали законы. Первоначальные сведения о ессеях находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего (Википедия). Кумраниты, в своих общинных документах сами себя именовали «ЙАХАД» = «вместе» или «единые», так как считали свою общину братством. Плиний пишет что они обитали в районе Мертвого моря до 68 года н.э. – т.е. до самого разрушения Иерусалимского Храма.
[3] «Иоанн, заключенный в узах посылает своих учеников к Иисусу Христу для того, чтобы под видом разрешения своих недоумений окончательно рассеять их неверие; и, зная о близкой своей кончине, хочет обязать их следовать за Тем, на Которого сам указывал прежде неведущим» (блаженный Иероним). «Иоанн не сам хотел убедиться во Христе, но уврачевать неведение своих учеников. Как отец, предвидящий свою близкую кончину, заботится дать попечителя своим детям, так Иоанн Креститель захотел привлечь своих учеников к Спасителю» (прп. Илларий).
[4] Агг.2:7
[5] Σκάνδαλον = СКАНДАЛОН – это «соблазн, преткновение, ловушка, капкан, петля». Этимология греческого слова «СКАНДАЛОН» означает «колышек, придерживающий дверь ловушки». В другие языки слово СКАНДАЛ вошло в смысловом значении названия какого-либо инцидента получившего широкое публичное освещение, связанного с заявлениями о правонарушениях, позорных или аморальных проступках. Σκανδαλίζω = СКАНДАЛИЗО = 1. «вводить в искушение, соблазнять, вводить в грех, быть преткновением»; 2. «оскорблять, раздражать, обижать, задевать, возмущать».
[6] Και μακαριος εστιν ος εαν μη σκανδαλισθη εν εμοι = КИ МАКАРИОС ЭСТИН ОС ЕАН МИ СКАНДАЛИСТИ ЭН ЭМИ = «И блаженным будет, кто только не соблазнится о Мне» (Лук.7:22,23).
[7] «И будет Он освящением и камнем преткновения = נגף = НЕГЕФ, и скалою соблазна = מכשׁול = МИХШОЛЬ для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис.8:14). Старец Симеон Иерусалимский встретивший Деву Марию с младенцем Иисусом в Храме, произнес пророчество схожее с пророчеством Исайи. Об этом написано так: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий … да откроются помышления многих сердец» (Лук.2:34).
[8] «Святое невежество хорошо только для себя; и поскольку оно устрояет церковь святостью жизни, постольку же вредит ей тем, что не может сопротивляться нападающим на нее» (Иероним Стридонский PL XXII col. 542).
[9] Ученики Христовы не были еще просвещены личным откровением Святого Духа и не имели достаточных знаний, поддерживающих их веру. Поэтому они соблазнились о Христе во дни его Страданий, и даже тот, который говорил: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Матф.26:33). Как и сказал Христос: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Матф.26:31).
[10] «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Иоан.1:1-14).
[11] Кеносис означает самоумаление, самоограничение, уничижение. Божественный кеносиис, это самоограничение Всевышнего в Своей теофании, т.е. в Своём явлении.
[12] ГАМЛИЭ́ЛЬ А-ЗА́КЕН = Гамалиил Старший, жил в первой половине I века – раввин, та́нна = законоучитель первого поколения. Внук знаменитого Илеля Старшего, основателя одноимённой фарисейской школы, председатель Синедриона, один из основателей талмудического иудаизма; упоминаем в книгах Нового Завета и входит в число христианских святых. (Википедия)
[13] Ради того, что Павел имел знания, позволяющие понять откровение Божие, он был избран для возвещения этих тайн народам. Как сказано: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян.9:15). Ведь для научения вере и защиты веры в спорах нужно понимание тайн веры.
[14] Нужно отметить, что так называемая «Высокая Христология» рассматривающая вопрос бытия Божественного Логоса до Его воплощения, как раз и возвышает на должный уровень учение о Божественности Христа, убирая соблазны о Нём из разума человека.
Назад к списку