От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ВЫПРЯМЛЕНИЕ ПУТЕЙ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ВЫПРЯМЛЕНИЕ ПУТЕЙ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Человек должен возрастать в своем высоком призвании. Но вставшие на путь спасения не понаслышке, а по собственному опыту знают, что не всё ровно бывает на этом пути. Бывают остановки, падения, заблуждения. Кто-то лишается сил и упав лежит, а кто-то, разворачиваясь, даже уходит с пути спасения. И всё потому, что встав на прямой путь человек в какой-то момент остался без помощи Всевышнего. Человеку не пройти узким и тернистым путём без Того, Кто выпрямит все неровности пути. Всевышний – есть уравнивающий путь[1] идущего за Ним. Без Его помощи этот путь непреодолим.

 

Так что же делать человеку, если он сбивается с пути правды, падает на нём, лишается сил, или вовсе сходит с него? На этот вопрос можно найти ответ в стихе книги Притч:

 

6 Во всех путях твоих познавай Его = דעהו = ДАЭУ,[2] и Он выпрямит стези твои. (Прит.3:6)

 

В этом стихе есть одна малозаметная деталь во фразе «во всех путях твоих». В буквальном смысле, «все пути» человека, это все его земные труды и дела. Т.е. чем бы ты ни занимался, каким бы ни был твой труд, и вся твоя жизнь, ты всегда познавай Бога. Но в метафоричном аспекте, здесь сказано о всех нравственных путях человека, – как о путях правды, так и о путях нечестия.[3] Упомянуты «все пути», потому что здесь указание и на состояние падения. Но речь не о совершенном безбожнике и злодее отрицающем Царство Всевышнего, но о человеке, лишь упавшем в грех, который сбился с прямого пути. Так как совершенно неверующий грешник познавать Всевышнего и размышлять о Нём никогда не будет. Безбожнику это не нужно. Здесь же сказано «познавай Его». Т.е. обращение к тому, кто верит, но всё-таки грешит. И возникает вопрос, что значит «познание» Всевышнего, и как «познавать Его»?

 

В предыдущей проповеди[4] упоминались «13 атрибутов милости» Всевышнего, которые Он провозгласил пророку Моисею на его просьбу «дай знать мне пути Твои, дабы я познал Тебя = הודעני = ОДИЭНИ, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (Исх. 33:12,13). Из этих слов делаем вывод, что знание путей Всевышнего, в которых Он являет Себя тварному миру – это и есть познание Его. А «13 атрибутов», провозглашённые Господом – это принцип Справедливости, на котором утверждаясь, возвышается[5] принцип Милости. Если человек будет на всех своих путях, находясь в любом состоянии, размышлять и рассуждать о этих Божественных принципах, то в этом познании он «обретёт благоволение» и удостоится помощи Всевышнего, Который выпрямит его пути и поведёт дорогой жизни. Размышление о принципе справедливости подводит думающего человека к пути Правды.

 

Очень часто, человеку ищущему и обращающемуся ко Всевышнему, изначально нужно предлагать не воцерковление, и не церковный устав, а лишь один совет: «старайся во всем поступать по совести, по справедливости».

 

«Правда», или по-другому, «справедливость» – это вектор пути. Это направление указывающее путь спасения. Именно «правда – справедливость», является тем направлением, который определяет путь Всевышнего. И если человек возрастает в познании этого принципа, (а за ним и в познании принципа милости) – он обретает верное направление. Царь Давид молился такими словами:

 

9 Господи! веди меня в правде Твоей, ради врагов моих; выпрями предо мною путь Твой. (Пс.5:9)

 

Давид знал, что помощь Всевышнего в следовании Его путями необходима ему. Давид просил руководства и помощи у Всевышнего, чтобы Он выпрямил его пути. Т.е. Давид молил Всевышнего, чтобы ему неотступно следовать за Богом след-вслед принципу Правды.

 

Наше стремление в познании Всевышнего (т.е. познании Его путей) приближает к нам помощь нашего Руководителя. Для этого необходима наша добрая воля и благое произволение следовать путём Правды. В Бавли Шабат 104а есть такое высказывание: «Если хочет человек оскверниться, свыше не мешают ему, а если хочет очиститься – помогают в этом». И если человек желает следовать за Всевышним и познаёт Его путь – свыше человеку даётся помощь в этом.

 

Примечательно, что в Талмуде есть мнение, что стих о познании Бога на всех путях человека, является отображением всей сути Торы.

 

«Сказал Бар Капара: каково краткое высказывание, в котором заключены все основы Торы (букв. «всё тело Торы»[6])? – «Во всех путях твоих познавай Его, и Он выпрямит стези твои» (Прит. 3:6)» (Бавли. Брахот 63а). 

 

Возникает вопрос. Как этот стих отображает суть Торы? Ответ. На мой взгляд, суть Торы – это призвание человека следовать Его Принципам – путями Его. И Тора призывает человека избрать путь прямой – путь Жизни. Поэтому этот стих Бар Капара привел как краткое высказывание о сути всей Торы.

 

Если говорить о прямом пути и уравнивании Всевышним пути человека, то во второстепенном аспекте, это не только исправление нечестивой жизни вставшего на путь Правды, но и помощь Всевышнего в исполнении Его воли. Т.е. уравнивание Богом нашего пути, это действенная забота Его промысла о нас для того, чтобы нам было легче преодолевать трудности узкого пути ведущего в жизнь вечную. Всевышний даёт идущим за Ним всё необходимое, и Его забота уберегает и спасет нас на пути Жизни. 

 

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ БОГ НАШ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, РУКОВОДЯЩИЙ НАС В ПРАВДЕ СВОЕЙ, И ВЫПРЯМЛЯЮЩИЙ ПРЕД НАМИ ПУТЬ СВОЙ.

(Пс.5:9)

 

 

[1] «Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника» (Ис.26:7).

[2] Слово: יָדַע [לָדַעַת, יוֹדֵעַ, יֵידַע] = ЙАДА [ЛАДААТ, ЙОДЭА, ЕЙДА] = 1. знать 2. уметь 3. познать 4. познать (женщину) архаич.

[3] В еврейской традиции об этом аспекте стиха есть в Талмуде: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он выпрямит стези твои» (Мишлей 3:6). Сказал Рава: даже преступая (волю Его) – познавай Его» (Бавли. Брахот 63а). 

[5] «… милость превозносится над судом» (Иак.2:13)

[6] Выражение גופי התורה = ГУФЕЙ А-ТОРА, буквально означает «тело Торы», т.е. основа, образ, суть Торы.


Назад к списку