Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
БЕДНОСТЬ И ЛУКАВСТВО
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
В книге Притч есть такой стих:
13 Бедный и лукавый = אישׁ תככים = ИШ ТХАХИМ встречаются: свет глазам обоих даёт Господь. (Прит.29:13)
Подобный стих встречается в двадцать второй главе:
2 Богатый и бедный встречаются: создал обоих Господь. (Прит.22:2)
Буквальный аспект прост. Два антонима, две противоположности – «бедный» и «богатый», и тот и другой обязаны своим бытием Всевышнему. И в первом приведённом стихе можно предположить, что встретились также две противоположности – бедняк и успешный мошенник, и не смотря на разное состояние этих людей, они имеют одного Творца – Бога. Но и тот, и другой увидели свет этого мира благодаря Всевышнему. Обычно большинство комментаторов приводят именно этот аспект толкования. Но в книге притч, буквальный смысл является второстепенным, и иногда, в притчах бедняк может означать бедного Торой и знанием. Интересно что в Талмуде упоминается этот стих, и в нем бедный встречается не с аферистом и лихоимцем, а с человеком знающим – глубокомысленным, т.е. с учителем Торы. Например Ф. Гурфинкель переводит стих согласно толкованию Раши так: «Нищий и муж глубокий (глубокомысленный) встретились, озаряет глаза обоих Господь» (Прит. 29:13). Такое значение слова ТХАХИМ от корня-приставки תוך- = ТОХ = «внутри».[1] Т.е. это человек имеющий внутри себя что-то. И по аллегорическому контексту, если здесь упоминается бедный Торой, то противоположность ему тот, кто наполнен внутренним содержанием – человек богатый знаниями. Раши так и толкует ссылаясь на Бавли Тмура 16а: «ИШ ТХАХИМ это знаток Торы – буквально «человек замыслов». Наши мудрецы истолковали так: ученик сказал учителю: Научи меня одному разделу трактата, и тот его учил. И за это Господь озаряет глаза обоих. В противном же случае отказавшийся учить утратит свое знание». И об этом говорится в другом стихе: «Богатый и бедный встречаются, обоих творит Господь» (Прит. 22:2). Фраза «обоих творит Господь» намекает, что бедного знаниями, но желающего учиться Бог делает мудрецом, а у мудреца не желающего учить Бог забирает знание и мудрость, т.е. как бы «делает» заново и того, и другого.
Итак, мы привели толкование стиха, где ИШ ТХАХИМ прочитывается в положительном аспекте. Т.е. бедный Торой – неученый простец, встречается с человеком наполненным смыслом Торы, и учится у него. В их совместной учёбе они просвещаются Всевышним. Назидание, которое мы можем усвоить для себя из этого прочтения в том, что если кто-то в силах передать другому от своего внутреннего сокровища, то должен делать это если есть нуждающийся. И учащий другого через это будет еще более просвещён свыше вместе с тем, кого он учит. Важна для просвещения Богом встреча того, кто желает наполнится знанием с тем, кто может отдать что выучил и понял сам. А если человек имеющий отвергает просьбу нуждающегося, то велика опасность, что он может быть лишен дальнейшего просвещения свыше, и мало того, он может оглупеть. Еврейские комментаторы цитируя Бавли Таанит 7а подтверждают это стихом из пророка: «Меч на одиночек = הבדים = А-БАДИМ,[2] и станут они глупцами» (Иер. 50:36), Т.е. Талмуд прочитывает в этом стихе не только о возмездии прорицателям,[3] но намекает и на тех, кто сидит и занимается Торой поодиночке утаивая знание.[4]
Если Талмуд прочитывает ИШ ТХАХИМ в положительном аспекте глубокого человека наполненного Торой, то большинство комментаторов слово ТХАХИМ прочитывают в отрицательном значении. Так как слово ТОХ указывает не только на «глубокомысленного» и «вмещающего в себя нечто», но на того, кто лукав и изворотлив. Например в псалме слово תך = ТОХ означает «лукавство, коварство, скрытый обман».[5] Поэтому фразу ИШ ТХАМИМ можно понимать как человек нечестный, ушлый, аферист, лукавый интриган, мошенник и т.п.[6]
Буквальный смысл этого стиха подобен тому, что и был приведен в объяснении положительного аспекта. Как обманутый, так и обманщик своей жизнью обязаны Всевышнему. И если у них один Творец-Бог они должны придерживаться одних принципов и законов – Божьих. И здесь хотелось бы обратить внимание, что Евангелие различает тёмное око и светлое (просвещенное) око.[7] «Темное око» – это око неразумных животных, которые не знают милости, жертвенности и руководствуются только своими животными инстинктами. Жадность, скупость, корысть и зависть – это «темное око». Человек с темным оком не способен отдавать, так как его стремления только брать. Бедный завидует и даже крадёт, мечтая разбогатеть, а лукавый мошенник не может жить честно. И даже если пройдоха богат, он все равно желает приумножения богатства за счет обмана других людей. Но и того, и другого Бог может просветить Светом Своего Духа и сделать справедливым, милостивым и бескорыстным. Бедный, если его просветит Всевышний, может не смотреть с завистью на имения богатых и являть высоту души, а богатые могут стать милосердными благотворителями. Но чтобы Свет Всевышнего просветил и бедного, и ушлого афериста, они должны обратить свой взор к Богу, т.е. к Торе Его. Так как «заповедь Господа светла, просвещает очи» (Пс. 18:9).[8] Словами стиха: «свет глазам обоих даёт Господь» (Прит. 29:13), показано что все могут быть просвещены, как условная жертва, так и условный злодей, лишь бы они обратились к закону и принципам Всевышнего, которые едины для всех.
В еврейской традиции есть притча, которой показывают назидательную часть этого стиха. Касается она первой половины стиха, в которой говорится что «бедный и лукавый встретились». В притче, которую приводит мидраш[9] говорится что перед потопом к Ною собирались все животные для спасения в его ковчеге. Ложь (лукавство) также пришла к Ною. Но он сказал ей, что в ковчег всякая нечистая тварь входит в паре». Если найдешь себе пару, то сможешь войти, услышала Ложь ответ на свою просьбу. Пошла она по земле и предлагала встречным составить с ней пару, но все отказывались. Согласилась лишь Бедность, но с условием что всё заработанное Ложью будет принадлежать ей. Так «встретились Бедность и Ложь» и стали неразлучны. И с тех пор всё, что человек приобретает при помощи лжи и обмана, он, в конце концов, обязательно теряет, так как Бедность идет рядом с Ложью.
И в этом для нас нравственное назидание. Если мы не желаем оказаться здесь или в грядущем мире бедными и нуждающимися, то мы не должны допускать к своему сердцу лукавство и ложь.
Премудрый Соломон молился: «Тщетность и слово лживое удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Прит. 30:8). В контексте темы, о которой мы размышляем видна пара, которая неразлучна – это «ложь и нищета». А у богатства, которое упомянул Соломон в своей молитве другая пара – это «тщетная суета». Но это тема уже другой проповеди.
[1] Или: תָווֶך [תוֹך-] = ТАВЕХ [ТОХ-] = «1. середина, центр 2. внутренность, нутро 3. вместилище 4. внутренний смысл, сущность».
[2] В оригинале слово בדים = БАДИМ означает «оракулы, прорицатели, вещуны» (единственное число БАД), но Талмуд для назидания прочитывает это слово в значении בודד = БОДЭД = «одиночка» поставленное во множественное число.
[3] Буквально же этот стих прочитывают: «меч на прорицателей, и они оглупеют; меч на сильных его, и они сокрушатся» (Иер.50:34).
[4] Т.е. בודד = БАДАД = «одиноко». В Бавли Таанит 7а о мудрецах занимающихся в одиночестве и пренебрегающие передачей мудрости другим сказано странной фразой БАД БЕ-ВАД (חרב על שונאיהן של תלמידי חכמים שעוסקין בד בבד בתורה). Эта фраза встречается в Торе: «возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана – доля к доле = בד בבד = БАД ВЕ-ВАД. «Один к одному» или «один в один». И этой фразой с корневыми словами בד = БАД, Талмуд соотносит в драше слово בדים = БАДИМ с одиночками не желающими делиться мудростью. Т.е. в драше обыгрываются слова БАД – БОДЕД.
[5] «клятвой уста его наполнены, обманом и лукавством = תך = ТОХ» (Пс.9:27), или «от коварства = תוך = ТОХ и насилия избавит души их» (Пс.71:14).
[6] В современном иврите слово תכָכִים = ТХАХИМ означает «козни, интриги».
[7] Матф.6:22,23.
[8] Или: «Откровение слов Твоих просвещает…» (Пс.118:130). «Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою» (Пс.17:29).
[9] Мидраш Шохер Тов 7.
Назад к списку