От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СОКРЫТИЕ СЛОВА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СОКРЫТИЕ СЛОВА

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

2 Слава Бога – скрывать слово = הסתר דבר = hАСТЭР ДАВАР, а слава царей – исследовать слово = דבר = ДАВАР.

3 небеса в высоту и земля в глубину, и сердце царей неисследимо. (Прит.25:2-3)

 

Почему премудрый Соломон написал что «Слава Божия – это сокрытие слова»? Под «словом» = דבר = ДАВАР, здесь наверняка имеется ввиду слово Бога – т.е. священное Писание – Тора Его. Во-первых, удивление вызывает то, что само Писание не сокрыто, оно доступно со времён Моисея. Во-вторых, удивление вызывает то, что Всевышний желает от людей выполнения Его воли, а Его воля отражена в Его слове. И если это так, то разве сокрытие Богом Своего слова не препятствует выполнению Его воли человеком? Разве в сокрытии слава Бога, а не в явлении и открытии? Ведь Слава Его, это всегда открытие и явление, как Славой Бога является любое Его действие и явление – т.е. теофания. Какое объяснение может быть этому странному выражению «Слава Бога – скрывать слово»?

 

Мы прославляем Бога за Его величие и премудрость и за благо, которое Он даёт нам. Но что из этого может быть «сокрытием слова». Слово הסתר = hЕСТЭР означает «сокрытие, утаивание». В данном стихе выражение «сокрытие слова» означает таинственность и глубину смыслов Божественного речения записанного в Писании. За буквальным повествованием или повелением скрываются более глубокие и таинственные смыслы, а также образные назидания. Слово Бога в буквальном прочтении может быть рассматриваемо как руководство только для конкретной исторической эпохи. Ведь в буквальном аспекте Писание часто ограничено как минувшими в небытие историческими реалиями, так и узко национально-географическим аспектом. Но на самом деле, слово Божие актуально для всех эпох, народов и для каждого конкретного человека. И те аспекты, которые ранее были сокрыты от народа одной эпохи, или же были тайной для каких-то отдельных людей в определённый период времени, вдруг открываются в метафоре как образное назидание и повеление для следующих поколений. «Сокрытие слова» подразумевает, что утаённая от большинства глубина слова открываясь являет Славу Бога, которая воздается Ему от людей прославляющих Всевышнего за неподвластную времени мудрость и полезную многозначность смыслов Его речений. В слове Бога премудро сокрыты связи и параллели являющие глубину и красоту смыслов, которые восхищают человека следующего Его путём. В тайне Божественного слова является премудрость Бога, как одна из граней Его Славы, являемая тварному миру. В древние времена, до нашего Искупления во Христе Иисусе, Дух Божий действовал Своим руководством и открывал тайны Слова лишь малому числу людей. Как правило, эти люди были только из числа царей,[1] вождей, учителей и пророков, обязанность которых было вести, учить и вразумлять людей, руководить народом, а также являть власть справедливых законов. Власть имущие народа, при своём добровольном намерении быть в послушании у Бога, руководились и вразумлялись Духом Божьим. Царям и учителям народа при исследовании и обращении к слову Божьему открывалась воля Всевышнего. Поэтому как сказал Соломон: «слава царей – исследовать слово». Дух Божий, открывающий волю Свою и тайны слова, давал вместе с пониманием смыслов и Своё руководство тем, кто начальствовал над народом и учил людей. Примечательно, что слово דבר = ДАВАР в этом стихе можно прочесть не только в смысловом значении «слово», но и «дело, вещь».[2] Тогда смысл стиха мы понимаем как сокрытие Богом Его промыслительного действия в этом мире. Т.е. человек не знает и не видит что стоит за тем или иным случаем, и что последует и как обернётся в будущем то или иное дело. Бог знает всё и делает всё во благо людям своим, но не всем это видно. И если не всё хорошо сейчас, то всё равно, и это будет ко благу. Обычно промысел Бога виден человеку лишь с расстояния прошедшей жизни или на карте многовековой истории. «Слава царей» – это доверять промыслу Бога и руководствоваться Его принципами для принятия исторических решений, исследуя примеры библейской истории которые описаны в слове Божьем. Тот, кто стоит на пути правды, тот ведётся Духом Божьим, особенно если от решений человека зависят судьбы народа, страны или даже всего мира. Как и написано: «Сердце царя в руке Господа как потоки вод, куда пожелает устремит его» (Прит. 21:1).

 

Следующий стих из книги притч говорит: «Небеса в высоту и земля в глубину, и сердце царей неисследимо» (Прит. 25:3). Распространенное понимание этих слов подразумевает что у царя водимого Словом Божьим и Духом Его, сердце, (т.е. желания стремления и мысли), не могут быть понятны другим людям, как непонятны и неисследимы высоты небес и глубины земли. Но другое понимание может быть таким; Сердце царя может быть высоким и благородным, как высоты небес, а может быть и низким, как глубины преисподней. Всё зависит от стремлений царя. И сам по себе царь имеет свободу сделать свой выбор, став на путь добра или зла. Именно о негативном аспекте влияющем на царское сердце говорят следующие четвертый и пятый стихи.[3] И этот выбор царя, в ту или иную сторону, неисследим и необъясним для человека недуховного. Только Духом Своим Бог открывает верным слово Своё и дела Свои.

 

Если у царя есть выбор добра и зла, то злодей имеющий власть не выпадает ли из-под контроля Божьего? Нет. Даже если имеющий власть над народом и страной царь нечестив и не ищет водительства Божьего, а напротив, движим своей глупостью, корыстью и нечестием, это не значит что Бог не может использовать его в Своём промысле во благо и спасение душ своих людей. В предыдущей проповеди мы говорили о «деле Божьем». Желающий быть в повиновении у Всевышнего и исполняющий волю Его назван в Писании ЭВЕД АДОНАЙ = «раб Божий». Этим эпитетом были названы и Авраам,[4] и Моисей,[5]  и Давид,[6] и даже Мессия.[7] Но не все обращают внимание, что Бог и злодея Навуходоносора, – царя Вавилонского, называет «раб Мой». Возникает вопрос, почему Бог называет «Своим работником» языческого царя злодея? «вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего…» (Иер. 43:10). Чем отличается злодей исполняющий волю Бога, от праведника совершающего дело Божие? Различие огромно. Праведник делает дело Божие согласно Божественным принципам исполняя волю Его. Т.е. праведник соблюдает верность принципу справедливости и милости. А злодей, если и участвует в промыслительном плане Всевышнего, то не добровольно выбирает исполнение воли Бога, но влекомый своими пороками и корыстью иногда, по действию Божьей Силы, совершает то, что может способствовать плану Божьему. Примером может послужить царь Египта – фараон, который ненавидел евреев, но тем не менее через его жестокость и ненависть свершилось то, что желал Бог. У фараона было непреклонное сердце, как написано: «И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их» (Исх. 7:22). Но позже, когда сердце фараона могло дрогнуть от страха и покориться Моисею, Бог не помог фараону принять спасительный выбор, но оставил его в прежнем состоянии ожесточения для того, чтобы явить славу Свою в поражении и бесславии Египта. Как написано: «Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их» (Исх. 9:12). Т.е. даже дурной характер и жестокость злодея Господь использовал на службу Своего промысла о людях Своих. Т.е. злодей невольно становится «слугой Бога». Возникает вопрос. Негодный раб Божий разве достоин награды за своё зло, которое промыслительно было использовано Всевышним? Нет! В отличие от праведника, негодный раб исполняющий определенное Богом посредством дурного побуждения не получит своей награды, но примет воздаяние за своё зло. Он был розгой в руках Отца наказывающего своего сына. Но участь всякой розги исполнившей своё дело – это огонь. А для любящих Правду Божию всякое зло промыслительно допущенное Богом ведёт ко благу. Как когда-то говорил р. Акива – «не всё хорошо, но всё во благо». И апостол написал нам: «любящим Бога, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Мы не ведаем как отзовётся и чем аукнется высота или низость сердец царей земли, вершащих судьбы мира, (хотя и не без воли и попущения Всевышнего), если только Духом Божьим нам не будет открыто «сокрытое дело» (Прит. 25:2). Но мы должны верить, что «суды Господни[8] истина, и все они праведны вместе (Пс. 18:10). Т.е. события промыслительно допущенные Богом и устроенные Им в своей последовательности, все вместе являют картину справедливого Божественного действия направленного на благо человечества ради спасения тех, кто стремился к истине и мог быть спасён. И если сокрытые от нашего понимания дела Божественного промысла будут ныне, или же после нашей жизни открыты нам, и мы уразумеем великую Премудрость Божию, то наверняка это вызовет у нас возглас хвалы прославляющей Бога и этим воздастся нами слава Ему.

 

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ БОГ НАШ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, УСТРАИВАЮЩИЙ ЖИЗНЬ НАШУ ВО БЛАГО, И В СОКРЫТИИ ДЕЛА СВОЕГО ЯВЛЯЮЩИЙ СЛАВУ СВОЮ. ИБО СУДЫ ТВОИ – ИСТИНА, И ВСЕ ОНИ ПРАВЕДНЫ ВМЕСТЕ!

 

 

 

[1] Сейчас, по Искуплении Божьем, во Христе Иисусе все причастные Ему удостаиваются быть в числе царственного священства и стать сосудами Духа Его. Как написано: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Поэтому будучи во Христе человек принимает не только искупительное оправдание, но и Дух Его для руководства свыше. Подробно см. в приложении к толкованию буквы Ламед «Действие Духа Святого до, и после Пятидесятницы Христовой», в книге «Еврейские буквы о Христе».

[2] В еврейской традиции «сокрытие дела» Всевышним и «исследование дела» царем объясняют применимо ко греху преступника. Если преступник покаялся, то Бог прощает грех, и как бы его скрывает. Как написано: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Пс.31:1-2). Не сам человек покрывает сокрытием свои грехи, но Всевышний видя его покаяние покрывает их, милуя его. Как и написано: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит.28:13). В этой милости и прощении к согрешившему и раскаявшемуся, грех которого покрыт, и есть «слава Всевышнего». Но «слава царей», это расследовать преступление и за него наказать преступника по закону.

[3] «Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою» (Прит.25:4,5).

[4] Быт.26:24

[5] 1Пар.6:49; Иис.Нав.1:2,7; Мал.4:4.

[6] 3Цар.11:38; 14:8; 2Цар.3:18

[7]  Ис.53:11, Иез.37:25, Ис.53:13 и др.

[8] «Судьбы Господни» – «суды», «приговоры» или «постановления Всевышнего», т.е. все что случается в этом мире.


Назад к списку