От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ГИБЕЛЬ БЕЗ СУДА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ГИБЕЛЬ БЕЗ СУДА

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Премудрый царь Шломо сказал: רב־אכל ניר ראשׁים וישׁ נספה בלא משׁפט = РАВ ОХЕЛЬ НИР РАШИМ ВЕ-ЙЕШ НИСПЭ БЕ-ЛО МИШПАТ. Синодальные переводчики так перевели этот стих так:

 

24 Много хлеба и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. (Прит.13:24)

 

Буквальный аспект в этом переводе заостряет внимание на умении правильно распоряжаться тем, что у нас есть, и тем, что даётся нам свыше. Мудрость используя даже малое, может получить достаточно того что требуется для жизни и пропитания. Но когда человек, имея даже благословение Божие и Его помощь, пренебрегает мудростью, тогда все что он имеет, и все что ему дано, оказывается на краю гибели.[1] Можно привести комментарии отражающие подобную мысль:

 

Проблема многих народов не в бедности, а в том, что у них беспорядок, прежде всего, в голове. Он порождает и все остальное. Когда люди обвиняют всех и вся, вплоть до правителей, то надо помнить, что много хлеба бывает и на полях у бедных, а от беспорядка в голове земля не обрабатывается должным образом. (о. Д. Сысоев)

 

Если таланты не используют­ся или используются неразумно, то они не приносят пользы. Пренебрежение духовными благословениями прекращает их поток. Урожай благодати высохнет, и наступит время голо­да. (Ч. Бриджес)

 

Бедный земледелец при усердии будет использовать каждый уголок своего маленького участка, производя такое количество и разнообразие пищи, что они часто изумляют его более богатого соседа, у которого обширные территории лежат невспаханными; но многое из его урожая может из-за небрежности испортиться и пропасть. (Г. Айронсайд)

 

Если в синодальном переводе нам вполне ясен смысл стиха, то в оригинале этот стих не так уж прост. Нужно отметить, что буквальный перевод последней фразы стиха в оригинале говорит не о беспорядке, а об отсутствии справедливого суда. ВЕ-ЙЕШ НИСПЭ БЕ-ЛО МИШПАТ = «но некоторые гибнут без суда». МИШПАТ – это «справедливый суд» или «постановление суда». В оригинальном тексте можно усмотреть тройное значение фразы «гибели без суда».

 

Первое значение показывает отрицательную сторону некоторых бедняков. Некоторые из них гибнут от собственной неправедности. Так как даже при имеющейся у бедняков возможности прокормить себя трудом «от своего поля», которое даёт «много съестного» труждающемуся, некоторые из них выбирают путь неправды, т.е. путь неправедного приобретения, что и является гибелью их души.

 

Второе значение показывает печальную участь некоторых бедняков. «Но некоторые гибнут от неправды. При том, что бедные чаще всего могут прокормить себя своим трудом, иногда их достаток и жизнь губит неправда других людей. Это значит, что бедный притесняется более сильными и несёт материальный ущерб от хищных людей, а то и вовсе погибает от их рук.[2] Более сильный – это человек богатый и властный. Нужно отметить что фразу ניר ראשׁים, которую чаще всего прочитывают как НИР РАШИМ = «поле бедных», можно прочесть как «власть начальствующих».[3] Т.е. «много съестного на поле бедняков» но также «много съестного и во власти глав». И как начальники несправедливо, без суда пользуясь своей властью похищали добро бедных и губили их жизнь, так и сами должны пострадать в этом мире или после смерти. Мидраш Мишлей раба говорит относительно этого стиха: «Рабби Шимон бен Йохай говорил: В этом мире богатый ест бедного, но в мире грядущем Бог требует от него, как сказано: «Ограбление бедных, плач обездоленных, теперь Я восстану» (Теилим 12:6).  Сказал Всевышний: Пришло время, когда Я взыщу с вас ограбление бедных и их плач, которых вы грабили и угнетали. Рабби Йоси а-Галили говорит: если человек грабит и обманывает в этом мире, он не покидает свой мир, пока его не ограбят другие. Откуда мы это учим? Из конца стиха, где сказано: «И погиб кто-то без суда» (Мишлей 13:23) – так и с ним поступают без суда».

 

Много съестного приобретается от трудов бедных, и много съестного у начальствующих от власти их. Но бывает, что труды бедняков похищаются и сами они гибнут от несправедливой власти начальствующих. И некоторые из неправедно начальствующих гибнут от беззакония своего.

 

Третье значение показывает возникающее недоумение от того, что иногда человек положительный, полезный для общества, трудящийся и вызывающий сочувствие по причине тяжести своих трудов, вдруг погибает несправедливо. Т.е. якобы погибает не по воле Всевышнего и как это может показаться, без Его правосудия.

 

Проблема несправедливого суда и незаслуженной смерти постоянно волновала религиозное общество. Как может такое быть, чтобы человек погиб без суда? Слова из притч Соломона: «И есть погибшие без суда = МИШПАТ» (Прит. 13:24), сталкиваются и конфликтуют со стихом из Второзакония: «Он Твердыня, совершенны деяния Его, ибо все пути Его – суд = МИШПАТ» (Втор. 32:4). Разве может чтобы человек погиб без суда Всевышнего? При истолковании стиха о наказании живущих в Сдоме: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Быт. 18:23), Мидраш «Берешит Раба» 49:8 упоминает слова из книги Притч: «Рабби Симлай спрашивал рабби Йонатана, сказал ему: – О чем написано: «Некоторые гибнут без суда» (Мишлей 13:23)? Сказал ему тот: Не по закону своего места. Подобно в истории об одном человеке, которого послали собрать налоги с городов Тверии и Ципори. Когда он собирал подать в Тверии, увидел одного из Ципори, встал и привлёк его. Сказал ему тот: – Я из Ципори! Сказал он: – Есть у меня право взымать не только с Тверии, но и с Ципори. И не успел он собрать с жителей Тверии, как вышел указ о налоговом послаблении для Ципори. Получилось, что наказан был тот человек не по закону своего места.[4]

 

Возможно такое, что тот человек, на которого у Всевышнего нет никаких планов, и который находится в одном месте со злодеями, при наказании осужденных Небесным судом разделяет их участь. Как сказано: «горе злодею и соседу его».[5]

 

Если здесь кому-то может показаться что «без суда», т.е. не по Божьему приговору гибнет человек хороший и трудолюбивый, то нужно вспомнить, что если даже здесь и не было видно проявления МИШПАТ = «постановления справедливого суда» и всё выглядело как «гибель без суда», то в грядущем мире МИШПАТ будет виден и понятен всем в окончательном постановлении Божественного Суда.

 

Итак, буквальный аспект стиха «много съестного на поле бедняков, но некоторые гибнут без суда», назидает нас использовать на благо то малое, что мы имеем в своем распоряжении и через труд добывать все нужное для нашей жизни. Этот же стих назидает нас быть праведными и не попирать принцип справедливости независимо от того, бедные мы, или власть имущие. Также мы должны вспоминать через этот стих, что «гибель без суда» – это только кажущийся нам факт. Пути Всевышнего – это праведный Суд. В Последний день непременно воздастся каждому по делам его.[6] Всё вышесказанное касается буквального аспекта этого стиха. Но в книге Притч основной аспект – это аспект не буквальный, а метафоричный.

 

Метафоричный аспект этого стиха усматривается в аллюзии духовной пищи – Торы. «Много съестного в поле бедняка» или «во власти начальствующего». Здесь негативный образ тех, кто причастен Торе только на словах, но не на деле. Человек может изучать Божье Слово трудясь над ним как бедный трудится на поле своём, но иногда его труды по изучению Торы, это бестолковый самообман или лицемерие. Такое происходит в том случае, когда верующий человек позиционирующий себя знатоком Библии и праведником, пренебрегает Божественным принципом справедливости. Т.е. такой человек не ограничивает себя в совершении несправедливых поступков относительно других людей. Пренебрегающий праведным судом, не осуждающий своё нечестие, и не исправляющий себя согласно Слову Божьему, тот погибнет в беззаконии своём. Это касается как тех, кто учится Торе, так и тех, кто учит Торе других. Именно о таковых начальствующих сказано в стихе «власть главенствующих».[7] Учащий других Торе, но не исполняющий сам того, чему учит других – это погибающий власть имущий руководитель. Человек может носить священный сан, иметь различные духовные звания и степени, но если он пренебрегает принципом справедливого суда, т.е. несправедливо думает и поступает, то знание Слова Божьего его не убережет от погибели а лишь усугубит его вину.

 

Метафоричный аспект предупреждает нас о том, что дела и мировоззрение человека не должны расходиться со Словом Божьим, которое он изучает. Верующий не должен быть в числе лицемеров, которых обличает пророк словами: «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13). Изобилие духовной пищи при лукавом сердце – это смертельная опасность. Но виновата в том не пища, а неправедное сердце. Поэтому уместен совет Соломона: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23).

 

 

[1] «Пропитание и у бедняка на поле растет, только вот гибнет от беззакония». Трактовка второго полуверсета, по всей видимости, заведомо многозначна: дело не только и, может быть, не столько в недостатках и просчетах самого бедняка, но и в общем несовершенстве человеческой жизни. (Е. Рашковский)

[2] Слово נספה = НИСПЭ = ספה = САФА, имеет двойное значение. 1. «губить» (Быт.18:23). 2. «хватать, отнимать, похищать» (Ис.13:15).

[3] Слово רֹאש = РОШ = «голова, лидер, начальники». Слово רש = РАШ = «бедняк». Слово ניר = НИР в основном и распространенном своем значении означает «обработанный и вспаханный участок земли». Но в более редком значении означает власть. Подобно: «И владычество = ונירם = ВА-НИРАМ пропало в Хешбоне» (Числ.21:30).

[4] Толкователь утверждает, что ничто не происходит без суда, но суд данного места следует отличать от судов иных мест, и приводит пример: переезд некоего человека из одного места в другое привел к тому, что он был осужден строже, чем мог бы быть осужден там, откуда приехал. Таким образом, возможны удручающие стечения обстоятельств, которые оставляют у участников ощущение несправедливости. (Р. Кипервассер).

[5] Бавли. Сукка 56б. Нужно отметить что в предании есть рассказ о апостоле Иоанне который не находился с некоторыми врагами Истины в одном помещении. Ириней Лионский рассказывает, что Иоанн, встретившись с Керинфом однажды в общественных банях, вскричал ученику: «Бежим, пока своды бани не обрушились, ибо здесь Керинф, враг правды».

[6] Бывает кажется, что якобы некий человек погибает вопреки принципу воздаяния. И если нет объяснение этой гибели, то нужно верить что воздаяние и суд для такого за гробом.

[7] «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Матф.23:3)


Назад к списку