От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ЯКОЖЕ ВМЕЩАХУ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ЯКОЖЕ ВМЕЩАХУ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

На праздник Преображения Господня по чину восточно-православной церкви читаются паримии[1] из книги Исход.[2] Одна из паримий, это отрывок из рассказа о богоявлении на горе Хорив (Синай), которого удостоился пророк Илия, а другие две рассказывают о Моисее, взошедшем на гору Синай в видимое явление славы Божией.[3] Церковь через эти паримии связывает описываемое в них с событием славного Преображения Христова.

 

Во-первых, пророки Моисей и Илия. Они когда-то лицезрели Славу Божию на горе Синай. А во время Преображения Христа, при явлении Его славы, явились на горе и были Его собеседниками.

 

Во-вторых, нужно отметить, что на гору со Христом поднялись не все ученики Христовы, но только трое из них. Так и на гору Синай Моисей взошел без семидесяти старейшин народа. В песнопениях посвященных празднику Преображения говорится о мере и ограниченной возможности, которую имеет человек при встрече со Славой Всевышнего. Так в тропаре есть такие слова: «показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху»[4]. И в кондаке также поётся: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже».[5] Все люди имеют разную меру возможности и меру вмещения того, что Бог открывая может дать. Не все могут вместить предложенное Богом. Но не мерой даёт Бог благодать Духа. Бог желает полноты нашей причастности Ему. Как и написано: «не мерою дает Бог Духа» (Иоан. 3:34). Проблема в самом человеке. Сам человек имеет ограничение из-за того, что не имеет глубокого сосуда для наполнения. Не все могли взойти на гору со Христом, но только те, кто мог хотя бы отчасти вместить открытое им. В псалме есть такие слова:

 

3 Кто может взойти на гору Господню, или кто сможет стать на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, -

5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. (Пс.23:3-5)

 

Псалом задаёт вопрос: «Кто может взойти на гору Господню, или кто сможет стать на святом месте Его?». И отвечает на него, что только тот, у кого «руки неповинны и сердце чисто» и тот, кто нековарен и нелжив. Чистое сердце может быть сосудом благодати, и человек неповинный в нарушении принципа справедливости, может стоять на святом Месте Присутствия Божьего.

 

Если даже 70 старейшинам которые были руководимы Духом Божьим было позволено подойти к горе Синай лишь до определенной границы, то обычному народу приближаться к горе богоявления было запрещено. Но Всевышний желает, чтобы не только некоторые, но все были причастниками Его Божества и имели возможность вмещения Его Света. Это видно из случая который доносит до нас Тора.

 

25 И сошел Господь в облаке, и говорил с Моисеем, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.

26 Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане.

27 И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.

28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.

29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Чис.11:25-29)

 

Умножение числа причастных Духу Божьему – это умножение числа праведников следующих воле Всевышнего. «О если бы Господь послал Духа Своего на них!». О если бы все могли, и все вмещали! О если бы мы все могли взойти на Гору Господню и встать на Месте святом Его. К этому призваны мы. Призваны быть причастниками Славы Его. Но для этого нам нужно измениться и преобразиться. «И да возсияет нам, грешным, Свет Твой присносущный»!

 

 

БЛАГОСЛОВЕН БОГ И ОТЕЦ ГОСПОДА НАШЕГО ИЕОШУА, ПРИОТКРЫВШИЙ СЛАВУ СВОЮ В СЫНЕ СВОЕМ – СЫНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ!

 

 

 

[1] «ПАРИМИЯ» = παροιμία по-гречески – притча. (В греческом языке этим словом названа книга притч Соломона). Богослужебные ПАРИМИИ – это отрывки из Священного Писания, чаще всего из Ветхого Завета, которые в древности читались на литургии, а с VII-VIII века стали читаться на вечерне. Сегодня паримии читаются на богослужении для того, чтобы передать суть праздника глубже. Парими́и содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается. Богослужебная книга, в которой собраны паремии, носит название «Паримейник» или «Паримийник».

[2] Первая: Исх. 24:12-18; Вторая: Исх.33:11-23; 34:4-6,8 а третья, из книги 3Царств, о пророке Илии также взошедшем на гору богоявления Синай или Хорив: 3Цар.19:3-9, 11-13, 15-16.

[3] «И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь … И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай ... Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх.24:13-17).

[4] Перевод всего тропаря: «Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы; Податель света, слава Тебе!»

[5] Перевод всего кондака: «На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твоё страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние».


Назад к списку