От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СМИРЕНИЕ И ИСКУШЕНИЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СМИРЕНИЕ И ИСКУШЕНИЕ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

В послании к римлянам апостол Павел увещевает нас: «последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12:16). А в его же послании к галатам мы слышим: «кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3). Человек жестоко обманывается, когда тщеславится и высоко мнит о себе вопреки своему действительному состоянию, будучи посредственным или даже еще более худшим, чем его окружение. Этот самообман приводит к трагическому духовному падению. В своих притчах царь Соломон предупреждая человека об опасности гордыни многократно говорит нам: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Прит. 16:18), и «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Прит. 18:13). Поэтому и апостол Павел в послании к галатам предупреждает нас об опасности самообольщения. Его слова о тщеславном самомнении человека связаны с темой искушения. Эта тема важна и актуальна для каждого из нас. Прочтем стихи из шестой главы его послания к галатам:

 

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,

5 ибо каждый понесет свое бремя. (Гал.6:1-5)

 

Высокое самомнение и чувство собственного превосходства опасно для человека. В чем же состоит эта опасность? Гордость всегда осуждает других людей по причине неоправданного самомнения, которое обманывая человека, внушает ему что он не такой плохой как все окружающие его люди. И поэтому человек высоко мнящий о себе самом всегда критичен в суждении других людей. Осуждение же других людей в их действиях является той самой опасностью, которая может погубить осуждающего. Ведь осуждение человека поддавшегося искушению подразумевает, что человек, осуждающий согрешившего, сам в подобном искушении поступит правильно. Слова осуждения, произнесённые человеком о неправде преткнувшегося, делают вызов искусителю, который истребует у Небесного Суда дозволение проверить осуждавшего. Осуждающему обязательно будет устроена проверка на праведность. И горе, если мнящий о себе сверх своей меры провалит этот экзамен. Так как «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7:2).[1]

 

Пока человек не прошел ступени искушений и не преодолел те препятствия, на которых преткнулись другие, лучше ему не осуждать их.[2] Наше легкомысленное осуждение чужой жизни случается не от большого ума, а от горделивого превозношения. Гордость глупа и слепа. А глупость и слепота подвергают человека гибельной опасности. Горделивое осуждение – это самый быстрый способ привлечь на свою голову искушения и строгий суд.[3]

 

Апостол говорит: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1-5). Во-первых, исправление недостатков и прегрешений наших ближних возможно только через нашу кротость. А во-вторых, чтобы не привлечь к себе искушение, которое стало преткновением для других, мы сами должны быть кроткими, а значит не должны высокомерно думать что мы лучше, добродетельнее, умнее и сильнее согрешивших. Неоправданное самомнение, не проверенное и не подтвержденное нашей верность и стойкостью – это глупость открывающее вход для искусителя. И даже если нам однажды удалось при поддержке свыше преодолеть искушение, это не повод для превознесения, а напротив – это повод для смирения и благодарения Всевышнего, Который Своей Силой поддержал и не дал нам упасть. Апостол призывает нас быть смиренными, чтобы нам удалость избежать излишних искушений. Мы должны блюсти только себя, а не других, пребывая при этом в кротости и смирении, так как «падению предшествует надменность» (Прит. 16:18). Всякий должен «испытывать свое дело, … ибо каждый понесет только собственное бремя» (Гал. 6:4-5).

 

Помоги нам Бог,

 «и не введи нас в искушение,

но избавь нас от лукавого!» (Матф. 6:13).

 

 

 

 

[1] «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?» (Рим.2:1-3).

[2] Есть известная поговорка: «Никогда не осуждай человека, пока не пройдешь в его ботинках тем же путём».

[3] Эта тема была затронута ранее, в проповеди «Искушение и прощение».


Назад к списку