От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ПЕРВАЯ И ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ – «Я ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ» И «ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЬ»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ПЕРВАЯ И ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ – «Я ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ» И «ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЬ»

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Как известно, Израилю были даны десять заповедей, которые были записаны на двух каменных скрижалях.[1] Можно предположить, что скрижалей было две, потому что на одну скрижаль не поместился весь текст десяти заповедей. Но есть и другое объяснение. Скрижалей было две, потому что заповеди были даны в аспекте отношения человека к Богу, и в отношении человека к человеку. Именно поэтому Христос сказал о двух наиглавнейших заповедях:

 

37 … возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф.22:37-40)

 

Скрижалей было две. Заповеди первой скрижали начинались словами: «Я Господь, Бог твой…» (Исх. 20:2,3).[2] А на второй скрижали: «Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх. 20:12).[3] Любовь к Богу и любовь к ближнему – это две первые и наиглавнейшие заповеди. Среди ближних наших, наиближайшие – это наши родители, от которых мы получили нашу земную природу. Но не только наши родители причастны к нашему рождению, а и Сам Всевышний. В трактате Кидушин сказано, что первая наша обязанность почитать и боятся Бога, но с этой заповедью соотносится и почитание наших родителей. Родители становятся рядом со Всевышним для детей, которых они родили:

 

В барайте сказано: «Чти[4] отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12), и сказано также: «Чти Господа от достояния твоего» (Прит. 3:9). Писание приравняло почитание отца и матери к почитанию Вездесущего. Сказано: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» (Лев. 19:3), и сказано также: «Господа, Бога твоего, бойся» (Втор. 6:13) – страх перед отцом и матерью приравняло Писание к страху перед Вездесущим. Сказано: «Кто поносит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Исх. 21:11), и сказано также: «Всякий, кто поносит Бога своего, понесет наказание за грех свой» (Лев. 21:15) – благословляющего отца и мать приравняло Писание к благословляющему Вездесущего… И так и следует, приравнивать почитание родителей к почитанию Всевышнего, ибо трое участвуют в нем. Учили наши мудрецы: три партнера участвуют в сотворении каждого человека: Святой, благословен Он, отец и мать. Если человек почитает отца и мать, Святой, благословен Он, говорит: В Моих глазах это так же, словно Я живу с ними и почитают Меня». (Бавли Кидушин 31а)

 

Самая важная заповедь – это заповедь о почитании Бога, но не менее важна для человека заповедь и о почитании своих родителей.

 

В пятой заповеди, которая повелевает нам почитать отца и мать, добавлено обетование. Всевышний обещает «продление дней жизни» и «благо» всем, выполняющим эту заповедь. Но если обетование блага для кого-то может оказаться недостаточной мотивацией почитания родителей, то наверняка, угроза проклятия[5] за пренебрежение этой заповедью возымеют своё действие.

 

Второканоничным книгам священного Писания редко уделяется достаточное внимание верующих, но они содержат немало назиданий. Вот и в книге сына Сираха есть место дающее назидание о заповеди почитания родителей. 

 

1 Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись,

2 ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями.

3 Почитающий отца очистится от грехов,

4 и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища.

5 Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан.

6 Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою.

7 Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его.

8 Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них,

9 ибо благословение отца утверждает дома детей, а клятва матери разрушает до основания…

12 Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его.

13 Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей,

14 ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится.

15 В день скорби твоей воспомянётся о тебе: как лёд от теплоты, разрешатся грехи твои.

16 Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою. (Сир.4:8-16)

 

Также и премудрый царь Соломон говорит: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матерью своей, когда она и состарится» (Прит. 23:22). Наша праведность начинается с почитания родителей. Ведь, как справедливо чтить Творца – Единого Бога, так справедливым является и почитание родителей. Не может быть праведником тот, кто не почитает родивших, заботившихся и воспитавших его. Даже если человек будет верующим, но при этом пренебрегающим своих родителей, он не может быть праведником в глазах Всевышнего, и в глазах родивших его. Поэтому, лишь только после слов о почтении к родителям, человек назван в книге Соломона праведником. 

 

24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. (Прит.23:24-25)

 

Там, где есть радость родителей о детях своих, там есть и благословение Божие. Господи, благослови!

 

 

[1] «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх.31:18).

[2] В книге Второзакония 10 заповедей которые были даны на двух скрижалях были повторены: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Втор.5:6,7).

[3] «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор.5:16)

[4] Почитание родителей – кормить, поить, одевать, обувать, вводить и выводить их. (Бавли. Кидушин 31б)

[5] Примечательно, что в списке проклятий, которые провозглашались древним Израилем на горе Гевал, – преступления против чести Всевышнего и своих родителей, стоят первыми и идут друг за другом: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. Проклят пренебрегающий отцом своим или матерью своей! И весь народ скажет: аминь» (Втор.27:15,16).


Назад к списку