От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МОТИВАЦИЯ БЫТЬ ДОБРЫМ В ОБЩЕНИИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МОТИВАЦИЯ БЫТЬ ДОБРЫМ В ОБЩЕНИИ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

У каждого человека своё видение ситуации, свои требования, планы и ожидания. Когда мы не получаем желаемого, видим нарушение наших планов, и сталкиваемся с тем, что противоречит нашей воле, у нас возникает недовольство. Наше недовольство высказывается в нашем раздражении, неприязни и даже агрессии к другим людям. С этими негативными эмоциями и чувствами человеку трудно совладать, потому что они получают оправдание в самом человеке. Для нас, наше раздражение, неприязнь, и злость видятся праведными, так в нашем понимании вина за их возникновение ложится на тех, кто противоречит нам и становится на нашем пути. Но праведен ли наш гнев, наше раздражение и грубость? Насчет праведности – здесь ответ однозначен. Апостол Иаков говорит: «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20). Эти слова были сказаны апостолом после увещевания не гневаться и не сердиться: «всякий человек да будет … медлителен на гнев» (Иак. 1:19). Но разве гнев и раздражительные эмоции всегда греховны и вредны для человека? Нет. Раздражение и чувство гнева необходимы душе человека, и являются неким стражем против неправды и греха. Но нужно отметить очень важную деталь.  Это беспокоящее нас душевное чувство должно уберегать душу от собственного греха и неправды, когда искуситель желает увлечь наше сердце к нарушению принципа справедливости. Гнев и раздражение должны отторгать любое приложение неправды к нашей душе. И гнев должен быть направлен не во вне, а внутрь нас, на наше злое побуждение искушающее нас.[1] Как нерв даёт почувствовать боль при касании нашего тела к тому что его повреждает, так и чувство гнева должно возникать в нас не к людям окружающим нас, но к греховным прилогам, (навязчивым неправедным мыслям и желаниям), которые пытаются пленить нашу душу. Для предотвращения опасности грозящей телу и душе, и для отстранения от опасного нужны нам чувства раздражения и гнева. Именно об этом сказал Давид: «Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4:5). В Бавли Брахот 5а эти слова псалма истолковывается так: «Сказал рабби Леви бар Хама: пусть всегда натравливает человек в себе своё доброе побуждение на злое побуждение. … как сказано: «сердитесь и не согрешайте = РИГЗУ ВЕАЛЬ-ТЕХЕТАУ» (Пс. 4:5)». 

 

Гнев наш должен быть направлен против греховного побуждения, а не против окружающих нас людей. И апостолы Петр и Павел увещевают ограничивать наши собственные чувства раздражения, злобы и гнева, которые возникают у нас к другим людям:

 

17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. (Рим.12:17,18)

 

9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. (1Пет.3:9)

 

15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. (1Фесс.5:15)

 

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;

32 но будьте друг ко другу добры … (Еф.4:31,32)

 

«Будьте друг ко другу добры». Эти слова апостола подразумевают не только наше желание добра другим людям, но, как видится мне, здесь подразумевается и внешнее благорасположение в общении. Людям, которые относятся требовательно к самим себе, бывает нелегко быть снисходительным и добродушным к другим. Это конечно же выражается в поведении и внешнем облике человека. Но как себя мотивировать ко внешнему добродушию, в котором не будут отпечатываться внутреннее неудовольствие, требовательность и претензии к окружающим нам людям? Обдумывая этот вопрос я нашел для себя некоторое понимание, которое мотивирует ограничивать своё раздражение. Апостол Павел говорит о взаимной доброте. «Будьте друг ко другу добры». Нужно понять, что человек своим состоянием духа всегда воздействует на другого человека. Как написано: «Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку» (Прит. 27:19). И если в нас есть раздражение или даже гнев, то это состояние чувствуют все окружающие. И какими бы праведными мы ни считали свою суровость и свои претензии к окружающим, и как бы ни осуждали неправду других, тот дух раздражения и гнева, который возникает в нас, может заразить и озлобить многих людей встречающихся на нашем пути. Наша раздражительность, немирность, или даже явная агрессия, может легко передаваться другим. И если это произойдет, то «праведность» нашего гнева не сможет оправдаться за тот урон, и тот негатив, который был приумножен нашими «стараниями». Разве понимание этого недостаточно для верующего человека, чтобы мотивировать нас быть добродушными людьми, отложившими «всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою»?

 

Мирный дух, это единственное состояние в котором мы можем позволить себе общение с окружающими, без опасения быть виновными в приумножении зла. Ограничивая свои эмоции и чувства гнева и раздражительности, мы избегаем вины в провоцировании окружающих на злобу и агрессию.

 

Помоги нам, Бог, в старании быть добрыми друг ко другу.

 

 

[1] Учителя Церкви говорили о гневе против искусителя и его прилогов: «Ибо гнев вложен в нас не для того, чтобы нам грешить, но для того, чтобы падающих не допускать до падения; не для того, чтобы обращался он в страсть и болезнь, но для того, чтобы служил врачевством от страстей. А мы пособие сие превращаем в яд, употребляя его на что не должно» (Исидор Пелусиот). «Гнев свой направляй на одного только змия, чрез которого ты пал», (свт. Григорий Богослов). «Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй непрестанно против греха своего» (прп. Иоанн Лествичник).


Назад к списку