От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - БЕДНЫЙ УГРОЗЫ НЕ СЛЫШИТ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

БЕДНЫЙ УГРОЗЫ НЕ СЛЫШИТ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Книга Притч, своим основным аспектом понимания, имеет аллегоричный аспект. Буквальное же понимание в притчах является второстепенным. Иногда метафоричный аспект, подобно зеркальному отражению, переставляет полярность положительного и отрицательного значения, где правая и левая сторона меняются местами. Но тому, кто не в силах понять таинственный аспект притчи, всегда доступен аспект буквальный. Этими двумя аспектами человек может назидаться для того, чтобы его внутренний человек получая свою духовную пищу мог возрастать, формируясь в мужа совершенного. В книге Притч есть стих:

 

8 Богатством своим человек выкупает = כפר = КОФЭР жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит = לא־שׁמע = ЛО ШАМА. (Прит.13:8)

 

Можно привести более точный перевод этого стиха: «Выкуп души мужа – богатство его, а нищий не слышит окрика» (Прит. 13:8).

 

Этот стих несёт в себе и буквальный, и скрытый аспект. В буквальном аспекте эти слова можно понять так: Богатый человек, если окажется в опасной ситуации попав к злодеям или грабителям, может выторговать свою безопасность и жизнь за богатство, которое имеется у него. Богатством своим он может откупится и от наказания за свой проступок, предложив его как возмещение урона, который нанёс кому-либо. Что касается бедняка, то с него нечего взять. Хищные и недобрые люди смотрят не на бедных, а на богатых, строя планы, как бы отнять часть их богатств. Они похищают, требуют выкуп, шантажируют, запугивают, «а бедный и угрозы не слышит».[1]

 

Раши, в буквальном аспекте приводит этот стих, как указание на заповедь принесения половины шекеля, о которой сказано в Торе:

 

12 … пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их;

13 всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину шекеля, … приношение Господу. (Исх.30:12,13)

 

Эта заповедь выкупа души за половину шекеля, касалась и богатого и бедного. Бедного никто не мог укорить за то, что тот приносил столь малое приношение, потому что и богатый за выкуп души своей, приносил столько же. Мидраш говорит, что из-за того, что заповедь в приношении уравнивает и богатого, и бедного, неимущий «не слышит» обидного окрика от богача: «Моя доля больше твоей доли в общественных жертвоприношениях!».

 

В аллегоричном аспекте: Богатый и бедный, это тот кто богат учением Торы, и тот, кто скуден в слышании слов Божественного учения. Богатство Торы безопасностью покрывает = כפר = КАПАР душу, как смола покрывала[2] Ноев ковчег изнутри и снаружи. Тора оберегает и учит, богатого ей, осмотрительно посреди опасностей этого мира, и среди ловушек врага рода человеческого. Но «бедный не слышит окрика»,[3] т.е. предупреждения, которое даёт Слово Всевышнего.

 

Не слышит окрика тот, кто чужд слова Всевышнего и Его Духа, которым даётся понимание этого слова. Можно иметь уши, но не слышать предупреждений, запрещений, и повелений Божественного гласа. О таких скудных на разум и бедных на слышание сказано: «у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат» (Иез. 12:2).[4] Слышание Слова – это важнейшее условие нашего спасения. Много раз в Писании народ призывается к слышанию: ШМА ЙИСРАЭЛЬ = «слушай Израиль». Слух внутреннего человека открывается только у тех, кто почитает Слово Всевышнего за великое богатство, и кто богатеет им. Когда мы стремимся обогатится Словом Бога, тогда наш духовный слух все более обостряется, и наши уши слышат то, что Бог говорит нам. И о таковых сказано: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф. 11:15). Зная об этом будем ценить указующее и руководящее нас Слово Его, которое драгоценней всего, и которое соблюдает и хранит нас, как и написано:

 

127 А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. (Пс.118:127)

 

11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;

12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. (Пс.18:11,12)

 

По милости Божией, да окажемся и мы в числе богатых Торой и слышащих Слово Его.

 

 

 

 

 

[1] Порой человек вынужден отдать все свое достояние, чтобы себя выкупить. А нищий все свои дни может прожить в спокойствии, не слыша грозного окрика. (Радак)

[2] «Сделай себе ковчег … и покрой = וכפרת = ВЕ-ХАФАРТА его смолою = בכפר = БА-КОФЕР внутри и снаружи» (Быт.6:14).

[3] «не слышит окрика» = לא־שׁמע גערה = ЛО ШАМА ГЭАРА: גָּעַר‎ = ГААР = «обличать, укорять, бранить, грозить, запрещать». Окрик – это прещение, т.е запрет Бога. В священном Писании нередко встречается образ когда Всевышний прикрикивает сатане. Например: «И сказал Господь сатане: Господь да запретит (крикнет тебе) = יגער = ЙИГАР тебе, сатана, да запретит = יגער = ЙИГАР тебе (да окрикнет тебя Господь) Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах.3:2).

[4] Или: «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:10). «Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать» (Зах.7:11)


Назад к списку