Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
АПОСТОЛ И КОРИНФЯНЕ: ДУШЕВНАЯ АСТЕНИЯ НА НАСИЛИЕ
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
Судя по словам апостола в послании к Коринфянам, эта община была проблемной. Апостол часто укоряет и обличает их. Но все проблемы и недостатки коринфян, это проекция на недостатки и перекосы современных религиозных общин. Сегодня можно обратить внимание на несколько стихов из второго послания:
17 Что скажу, то скажу не в Господе,[1] но как бы в неразумии[2] при такой отважности на похвалу.
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.[3]
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду говорю, что [на это] у нас недоставало сил … (2Кор.11:17-21)
В словах апостола озвучена проблема коринфян, которые смотрят и оценивают лидеров своей общины не духовным, а плотским видением. Надменное и чванливое отношение, корыстная заинтересованность, суровое, и даже жестокое обращение к членам общины, а также отсутствие милосердия некоторых самозванцев обозначивших себя апостольскими лидерами, были приняты коринфянами за истинные качества духовных руководителей. Но на самом деле эти действия и признаки не тех, кто возвышен в Царстве Божьем, а признаки власть имущих мира сего.
Проблема религиозных общин в том, что в своей большей части, не зная Духа Божьего, они не могут различить того, что от Духа, а что от обычаев века сего. И вопреки сказанному «вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7:23), они почитают иго людей, возложенное на них, за иго Христово, а доброту, которая ценит как свою, так и чужую свободу, – за нетрадиционную в религиозных системах слабость. Общины с плотским мировоззрением своим одобрением и действенным потаканием сами взращивают руководителей, противящихся Духу Божьему. И потом, ссылаясь на многовековые традиции, «охотно терпят, когда их порабощают, объедают, обирают, превозносятся, и даже бьют[4]» (2Кор. 11:20). Но хуже этого, когда люди охотно претерпевая злые нравы лидеров своих общин, начинают отторгать тех, кто являет нрав Духа Христова. Так случилось и в коринфской общине. Филип Хьюз в своём комментарии на послание апостола Павла пишет: «Вина коринфян заключается в том, что они терпели корысть лжеапостолов и принимали от них оскорбления, как исходящие от людей духовных, не понимая, насколько их нрав и действия не соответствуют истинному духу Христа и Его апостолов. Этим они оскорбили Павла, и его Евангелие,[5] которое он проповедовал им».
Подмена евангельского Духа и укоренение духа противного Правде и Любви, это великая беда, которая пленяет целые общины. В такой среде стыдятся действие Духа Христова и считают неприемлемым в своей жизни. Вот и апостол Павел спрашивает таких заблудших:
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие? (2Кор.11:7)
В глазах плотского человека, самоунижение не возвышает кроткого, а делает ничтожным. Для плотского разума скрыта высота духа смиренных. Плотской разум почитает высоким власть, силу, богатство и гордость. Перед этой высотой мира сего он сам же и пресмыкается, и вожделеет этой высоты.
В послании к коринфянам апостол допускает иронию и сарказм. А некоторые стихи его послания довольно трудно понять из-за их краткого варианта написания. Поэтому переводчикам приходится для лучшего понимания добавлять к буквальному переводу добавочные слова. И как результат, такие стихи могут иметь несколько вариантов понимания. Например слова:
21 К стыду говорю = κατα ατιμιαν λεγω, что [на это] у нас недоставало сил … (2Кор.11:17-21)
Эти слова были сказаны после того как апостол говорит что коринфяне охотно терпят тех, кто порабощает, объедает и обирает их. В них весьма непонятно, почему апостол пишет «к стыду говорю». Разве апостол стыдится того, что поступал правильно – по Духу? Нет, такое понимание будет неверным. Буквально в оригинале написано: κατα ατιμιαν λεγω = КАТА АТИМИАН ЛЕГО = «по бесчестию говорю». Некоторые комментаторы думают, что эти слова о «стыде» сказаны с иронией. Также эти слова возможно понимать, что апостол говорит о «стыде» коринфян, которые стыдятся его за неестественные для языческого мира самоунижение и кротость. Или же эти слова должны устыдить коринфян, (стать стыдом для них), за их заблуждения. Т.е. «по бесчестию [вашему] говорю [вам]. Эти же слова также можно понимать, и как сказанные апостолом о собственном «бесчестье», в которое его облекли те, кому он совсем недавно проповедовал Христа.
21 К стыду говорю, что у нас недоставало сил = ησθενησαμεν … (2Кор.11:17-21)
Апостол говорит, что у него «недоставало сил» = ησθενησαμεν = ИСТЕНИСАМЕН. Здесь корневое слово ἀσθένεια = АСТЕНИЯ = «немощь, слабость».[6] Вопрос: На что у апостола «не хватало сил»? Ответ: На то, чтобы проявить себя превозносящимся лидером, пользующимся, и даже злоупотребляющим властью и почётом, подобно тем, кто войдя под личиной апостолов «порабощал, объедал, обирал, превозносился». Но почему у апостола не хватало сил проявить свою властность и жёсткость, ведь у него был весьма успешный опыт воинственного, жестокого человека,[7] сурово преследующего тех, кто нарушал еврейские традиции? Понимание и ответ на этот вопрос кроется в тайне рождения нового духовного человека. Когда сердце поддерживает животную душу в ее корыстных инстинктах игнорирующую моральные границы,[8] тогда, – это состояние человека плотского, доминирующего над незаметным духовным человеком. Плотскому человеку весьма легко быть властным, жёстким, надменным и непримиримым, потому что это его естественное состояние. Ведь о делах плотского человека апостол сказал: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19-21). И в этом состоянии ветхого человека почти незаметны едва уловимые позывы духовного человека. И даже если через мощь животной души до сердца вдруг дойдет мысль духовная, у ней наверняка не хватит сил изменить корыстный настрой сильной и властной души.
Апостол же Павел силой Святого Духа из жестокого человека преобразился в человека духовного, у которого сердце (РУАХ) приняло сторону не животной души (НЕФЕШ), а сторону души божественно-разумной (НЕШАМА). В этом состоянии над человеком плотским, напротив, доминирует духовный человек. Об этом апостол говорит так: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4:16). Духовный человек движим Духом Святым. А «плод Духа», как говорит Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). В духовном состоянии у человека – нрав Христов. И когда от слабеющей плотской души вдруг приходит посыл сделать что-то противное Духу Божьему и противоречащее нраву Христову, это желание нейтрализуется Силой Святого Духа, которым укрепляется человек духовный. Апостол Павел в своем духовном состоянии совершенно не имел сил плотской души. Он не мог заставить себя быть таким, каким желали бы его видеть еще не вполне возрожденные Духом коринфяне. Поэтому он говорит: «у нас недоставало сил». Т.е. недоставало сил животной души, умерщвляемой Духом, чтобы предстать пред ними в гордом превозношении, жесткой и требовательной власти неумолимого лидера.
Одной из проблем периода духовной трансформации является совершенное непонимание тех, кто окружает рожденного свыше человека. Плотской человек агрессивен и не дает себя в обиду. Скорее он обидит другого, чем позволит обидеть себя. У духовного человека происходит смещение в обратную сторону. Духовный скорее позволит обидеть себя, чем обидит другого. Это изменение замечают близкие, и это не всегда нравится им. Они требуют от возрастающего духом того нрава, который принят и ценится в мире сем. Но если внутренний плотской человек истлевает и теряет силы, у человека нет сил проявлять себя сильным хищником. Наступает астения животной души. Порой ослабевший ветхий человек своим злым побуждением соблазняет возрожденного Духом вернуть себя к прежнему состоянию плотского человека, и «быть мужиком». Но если Дух действует в сердце, то все потуги жить согласно обычаям мира сего будут невероятно тяжелы и утомительны.
Нужно знать, что мужественность не в том, чтобы быть дерзким и бесцеремонным при отстаивании личных интересов, а в том чтобы решительно поступать по велению Духа, несмотря на препятствия и последствия. Любовь, кротость и долготерпение почитается мире сем за слабость, так как сила Духа сокрыта от плотских очей. Высота духовного нрава унижена здесь. Ведь даже находившиеся возле Христа, но не возрождённые от Духа Его ученики, не знали нрава Христова. В своей обиде на не принявших их они сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лук. 9:54,55). Дух Христов – это Дух свободы. Кто наполнен Святым Духом, тот не желает быть рабом людей, но и сам не желает порабощать волю и свободу других людей. Нрав Христов чужд властолюбия и насилия. Поэтому Христос сказал ученикам:
25 вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28 так как Сын Человеческий пришел не для того чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Матф.20:25-28)
Если Дух Божий овладел человеком, то у духовного не может быть сил для доминирования, порабощения и превозношения, так как его животная душа (ветхий человек) слаба. Но напротив, для тех, у кого животная душа преобладает над духом, агрессия, корысть, властолюбие и превозношение – это предпочитаемый жизненный путь. У пророка Исайи «сильные душой»[9] = עזי־נפשׁ = «АЗЕЙ-НЕФЕШ», названы корыстные и хищные люди. «Это псы, сильные душой = עזי־נפשׁ, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» (Ис. 56:10-11). Слово АЗЕЙ от корня עז = «ОЗ» = «сильный, крепкий; наглый, жестокий, грубый, свирепый». «АЗЕЙ-НЕФЕШ» – это те, кто является противоположностью тех, кто назван «нищими духом». АЗЕЙ-НЕФЕШ – это те, у кого животная душа = «НЕФЕШ» особенно сильна, дерзка и жестока. Они как животные, как псы, ищут только своего, – своей корысти. У «жадных душой» нет справедливости, они ищут только своего. Но это не путь возрастающих в Духе. И это не наш путь.
[1] Павел защищается от того, чтобы не быть неправильно понятым. Когда он хвалится, то говорит «не так, как бы сделал Господь» То есть он сейчас говорит не как «побуждаемый Господом» (Ф. Карвер).
[2] To есть Павел только «играет» неразумного, однако у него серьезные намерения. Он стремится раскрыть глупость своих противников и восстановить свой апостольский статус в Коринфе. В результате «Павел не старается пояснить, насколько он серьезен и насколько ироничен» (Ч. Баррет).
[3] Павел имитирует глупый человеческий подход к хвастовству, чтобы указать на его глупость. Ироничное хвастовство Павла открывает, насколько по сути оно отличается от хвастовства его противников (Ф. Карвер).
[4] В одном большом монастыре, еще совсем недавно, был некий известный старец-регент, который позволял себе поднимать руку на монахов и семинаристов. И к сожалению, как в этом монастыре, так и за его пределами, это выдавалось за особую духовность и пастырскую мудрость великого православно-музыкального старца. Знаю, что были и подражатели этой «духовности».
[5] «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому» (2Кор.11:3,4)
[6] См. проповедь «Сила в немощи».
[7] «Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян.8:3). «Я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1:13,14). «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание» (Деян.22:4,5). «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что поступал по неведению, в неверии» (1Тим.1:12,13).
[8] Подробно об этом см. в толковании буквы ЛАМЕД.
[9] В синодальном переводе они названы «жадные душой».
Назад к списку