От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ПРОБЛЕМЫ НАШЕЙ «ДУХОВНОСТИ»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ПРОБЛЕМЫ НАШЕЙ «ДУХОВНОСТИ»

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Однажды я услышал от человека, который вдруг стал православным, удивление по поводу того, что ему нужно было вернуть денежный долг другому человеку. После своего воцерковления, он вдруг решил для себя, что все займы которые он брал и берёт у христиан, ему прощены в силу Евангельских слов. Его рассуждения были примерно таковы; Если Христос сказал: «прощайте, и прощены будете» (Лук. 6:37), то христиане должны мне прощать свои займы. Ведь и я буду прощать им их грехи. Я прощу им, а они пусть простят мне, и не только грехи, но и все мои долги. Нужно сказать, что такие рассуждения были совсем не от святой простоты или от большой веры. Напротив, это были рассуждения души, которая услышав о принципе милости, с удовольствием закрыла уши для слов о принципе справедливости.

 

Не буду говорить за всё христианство, а скажу за ту среду, в которой нахожусь сам. У нас существует большая проблема и опасность, которая подстерегает воцерковляющихся людей. В чем она?

 

Начну издалека. Христос говорил Своё слово к тем, кто уже был воспитан на Торе, в которой даны принципы справедливости и милости. Человек от уровня Торы был призван Христом подняться до уровня Евангельской любви и милости, которые совершенствуют. Для этого, нужно было через веру во Спасение Христово принять Дух Божий, Который отстраивал новое строение внутреннего человека на фундаменте праведности в святилище милости и любви. Т.е. в этом процессе подъёма к совершенству подразумевалось три состояния человеческой души.

 

  1. Животное.
  2. Человек.
  3. Подданный Царства Божьего. 

 

От животно-корыстного состояния должен был начаться процесс превращения в человека понимающего, и соблюдающего принцип справедливости. Этому содействовала Тора Моисея. Тот, кто стал человеком, преодолев соблазн нарушения принципа справедливости, уже в состоянии оценить дар Духа Божьего. Следующий уровень подъема души – это Дар Духа Божьего. На этом уровне происходит всыновление Богу, и возрастание в любви и милости на твёрдом фундаменте соблюдения принципа справедливости. На этом уровне человек всё меньше требует справедливости от других, но всё больше наблюдает за хранением справедливости самим собой. И на этом этапе происходит его возрастание в бескорыстной любви и милости ко всем людям. Для этого уровня человеческой души, которой открылся, и которую коснулся Дух Святой, даны Евангельские заповеди, такие как:

 

39 Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся…

44 … любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Матф.5:39-45)

 

И великое чудо, если уверовавший во Христа приняв Дух Божий достиг подобного «познания Сына Божия», и возрос «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Но к сожалению, бывает и противное этому.

 

В одном случае, человек, уверовавший в Спасение Христово получает Духа Божьего, настолько, насколько может вместить. Но так как прежняя жизнь такого человека была далека от принципов веры, и не была связана с хранением праведности, то по причине неглубокого сосуда души, благодать Духа расплёскивается не хранящим Правду. Неопытный в духовной жизни, из-за своей неспособности оценить драгоценность Дара Божьего оскорбляет Дух Божий,[1] и в конце концов, теряет Его наполнение. Тогда остаётся только номинальность христианина и внешние атрибуты его веры. В этом состоянии, часть потерявших наполнение, деградирует до ещё более худшего состояния, которое они имели прежде своего воцерковления.[2]

 

В другом случае бывает лицемерное обращение ко Христу, в котором человек вообще не изменяется в своём животно-корыстном состоянии, но лишь имитирует во внешне обрядовой деятельности христианскую жизнь, довольствуясь своей лицемерной религиозностью. Эта имитация затрагивает и образ высшей духовности, которая может быть воплощаема в жизнь лишь силой Святого Духа. Слыша призыв к совершенству, ещё не поднявшийся даже на уровень «человека», в своём состоянии «животного», которому чужд принцип справедливости, пытается убедить и себя, и других, что он достиг уровня «сыновства» и может любить, прощать и миловать, так, как это было заповедано Христом. Но что из этого получается на самом деле? Имитация любви теми, кто своей жизнью и мировоззрением попирает справедливость, это лицемерие, которое порочит заповеди Христовы и саму идею совершенства. Лицемер прощает и любит лишь избранно и в своих интересах.[3] Если ему это будет выгодно, лицемер может простить злодея,[4] и тут же осудить праведника пострадавшего от этого злодея. Но в Духе Божьем человек не может оправдывать зло по корыстным соображениям,[5] прикрываясь идей и высокой заповедью о прощении и любви. Если человек пребывает в Духе Святом, то он прощает своих личных врагов совершенно бескорыстно, но в тоже время он никогда не оправдает делающих зло и несправедливость другим людям. В Духе Святом человек не закрывает глаза на принцип справедливости тогда, когда ему выгодно, и когда обстоятельства побуждают его поступить не по правде.

 

Имитация любви всегда отвратительна. Лицемерное христианство – это мёртвое христианство. Проблема нашей «духовности» в том, что призываемый церковью к совершенству, совсем не научен и не приучен к принципу правды, т.е. справедливости. Правда для «уверовавшего», но не ставшего на ступень «человека» очень избирательна. Прав тот, кто ближе и роднее. Оправдан, прощен и любим тот, кто свой, и тот кто выгоден. Но так быть не должно. Корысть и правда несовместимы. Они не могут стать фундаментом совершенной любви заповеданной Христом, и даруемой Духом Его.

 

Прежде чем принять спасительную веру, человек должен быть научен принципу правды, которая есть основа мира. Человек должен покаяться в своих неправдах и обратиться на путь правды. Обращённый должен быть всегда поучаем в необходимости хранить принцип справедливости. И только в этом случае возможен переход на евангельский уровень усыновления и возрастания в любви. Только с человеком может быть заключен Новый Завет Духом Святым. Если этого нет, если церковь не учит обращенных принципу справедливости словом и примером своих пастырей, тогда умножаются лицемеры называющие себя «православными христианами». Такие «верующие» не задумываясь оправдают всякое зло, прощая себе и своим единомышленникам всякую вину. Религия становится испорченной тогда, когда её адепты ради своих выгод, и ради исполнения своих намерений, допускают совершение неправды. Нельзя об этом забывать. Одно лишь именование себя «христианами» или «православными» нас не спасёт. Нам нужно быть причастными Духу Святому, так как «кто Духа Христова не имеет, тот не Его» (Рим. 8:9). Без Духа, внешние атрибуты веры, это ничто. Если новообращенные будут из животно-эгоистичного состояния перепрыгивать на уровень «царства благодати», минуя усвоение уровня общечеловеческих ценностей, то наша церковь будет не общиной просвещенных, а сборищем слепых лицемеров сидящих во тьме. А «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:14).

 

Я много лет размышлял на тему, насколько опасно «христианство» в своих представителях, лишенных общечеловеческих морально-нравственных факторов, пытающихся реализовать заповедь о жертвенной любви. Двухтысячелетняя история Церкви оставила достаточно примеров, где во имя любви к нации, церкви и Богу, «верующие» совершали чудовищные преступления, которые противоречили принципу справедливости. В разных временных периодах, заповедями совершенства прикрывались грехи и стремления, (даже не корыстно-животных душ, а), хищно-зверинного состояния душ религиозных лицемеров. Размышляя о грядущих судьбах мира, которые приоткрыты в священном Писании, мне всегда приходило на ум, что в армии Гога и Магога, которые будут осаждать Иерусалим,[6] наверняка будет немало «верующих» героев, на груди которых будут поблескивать крестики. Но кто тогда будет размышлять о принципе справедливости и о грехе? Ведь наверняка, в то время солдаты осаждающие Иерусалим будут уверены, что их война, это война ради любви к Богу и ближним, и их смерть, это смерть за друзей своих. Но будет ли это убеждение оправданием тем, кто будет стоять под знамёнами Гога?

 

Знающий путь правды и хранящий принцип справедливости видит где добро, а где зло. И чтобы наша Церковь была общиной просвещённых, а не слепых, и чтобы решить проблему псевдодуховности, мы, прежде чем призывать внешних к рождению свыше от воды и Духа, сами должны их учить и словом, и своей жизнью быть «человеком». Не став человеком, нельзя быть, и продолжать оставаться подданным Царства Благодати. Но прежде чем учить других, полезно бы задать вопрос и самому себе: а стал ли человеком я сам?

 

 

 

 

[1] «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему… Кто крал, вперед не кради… никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших… и не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:28-31).

[2] О таком падении после возвышения апостолом было сказано: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет.2:21,22).

[3] О принципе справедливости подробно в толковании буквы ЦАДИ, а также в проповеди: «Размышление над «конфликтом» милости и суда».

[4] Слыша совершенную заповедь о прощении, чуждый Духу, охотно прощает сильного и опасного и смиряется перед власть имущим, но не дает никакого шанса на прощение слабому и зависимому от него. Страх перед сильным но злым человеком, это не смирение и любовь которая прощает, а обычное животное чувство самосохранения. Также и любовь к родным, это не та любовь, о которой говорит Христос.

[5] «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис.5:20).

[6] «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный» (Откр.20:7,8). «Гог… падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым … И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь» (Иез.39:4-6).


Назад к списку