От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ЖАЖДА МЕСТИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ЖАЖДА МЕСТИ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

В предыдущей проповеди был затронут вопрос о гневе, который ослепляет. Человек в некоторых экстремальных моментах своей жизни, где требуется противостоять смертельной угрозе или остановить неконтролируемую агрессию, допускает до своего сердца гнев и ярость, которая более свойственна животному началу, чем началу духовному. Иногда это оправдано, так как в подобных ситуациях, другие средства и методы основанные на человеческих ценностях малоэффективны. Но оставаться в состоянии ярости и гнева, для человеческой души очень опасно. Потому что противостоя злу силой, всякий задерживающийся в этом состоянии начинает уподобляться своим врагам. Ослепленный гневом перестаёт различать доброе от злого и сам, превращаясь в злодея, уподобляется хищному животному. Намереваясь уничтожить злобного дракона нужно бояться собственного превращения в дракона. Поэтому и было сказано: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4:5). 

 

Всякая неправда изгоняет мир, и умножает зло. Если принцип справедливости нарушен, то неправда вызывает гнев, который требует удовлетворения – возмездия.

Есть понятие «месть» или «возмездие». Обычно, смысловое понимание этого слова указывает на действенное наказание злодея за его злодеяние. Но всегда ли «месть» является наказанием справедливого суда? Что такое месть, и как относиться верующему человеку к тому, что называется местью?

В русском языке «месть» или «возмездие» связано со словом «вместо». И судя по этимологическому словарю М. Фасмера, в других языках слово «месть» также связано с взаимностью, парностью или обменом.[1] Т.е. мщение – это возмещение за зло подобным злом. Преступление требует наказания. И это справедливо. Ведь страх мщения, т.е последствия за сделанное зло, препятствует распространению злодейств.[2] Но всегда ли справедливым бывает воздаяние – т.е. мщение и наказание. Судя по тому же этимологическому словарю, в некоторых языках корневое значение слова «месть» означает не только «обмен» и «взаимность», но и «превратность, ложь» и даже «зло». Трудно сохранять правильное суждение, когда ослеплен гневом, «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:19,20). Именно поэтому древний закон наказания за ущерб, предписывал совершать мщение в разумных пределах, не противоречащее принципу справедливости. Ведь было сказано: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как увечье нанесет человеку, так нанесено будет ему» (Лев. 24:19,20). Этот закон был дан не для того, чтобы повреждение непременно было нанесено обидчику, как ответное действие и месть, но для того, чтобы мстящий не преступал границ справедливого воздаяния в своей слепой ярости. Т.е не два зуба, а один, за один выбитый, не множество переломов, а перелом за один перелом. Эта заповедь «зуб за зуб» была ограничителем жажды мести. Потому что ослепленный гневом может даже за одно обидное слово в своей ярости лишить жизни. Тора ограничивает желание отомстить. Но если же принцип справедливости и религиозная мораль отвергаются, то возникает то, что мы видим в «большевистской» песне:

 

Всех проучим памятным уроком,

Кто ворвётся в наш советский дом

И за око вышибем два ока,

А за зуб – всю челюсть разобьём. (из песни «Боевая Сталинская – Комсомольская»)

 

Не даром гнев называют «ослепляющим», а ярость «слепой». Жажда мести не видит и не знает границ. Месть называют «сладкой». Обиженному человеку трудно оторваться от мщения, как человеку жаждущему трудно оторваться от сосуда с водой. Как голодный не может вовремя оторваться от еды, даже если он с избытком насыщен, так и человеку ослепленному гневом трудно ограничить свою месть. Но если ради мести, человек не видящий пределы мщения и теряющий разум от чувства обиды искажает принцип справедливости, то он сам становится злодеем. Это большая опасность для человеческого духа. Поэтому самосуд, т.е. принятое решение самоличного отмщения обидчику, должны заменяться справедливым судом установленным в обществе. Такой суд должен разобраться и вынести справедливый приговор, который будет наказанием для злодея. Ведь скоропалительное решение сделанное человеком во гневе, не творит правды Божией. В еврейской традиции стих псалма: «Я сказал в спешке: всякий человек обманет» (Пс. 115:2), комментируют в аспекте неправильного суждения, если это суждение совершено поспешно, с торопливостью. А ничто так не торопливо, как гнев, требующий мщения. Но суд должен быть не торопливым, а справедливым. Еще один стих псалма в еврейской традиции, вне его контекста, толкуют как неторопливость в суждении, которое способствует выявлению Правды. «Установлю срок, Я произведу суд по правде» (Пс. 74:3). Фраза «установлю срок», как бы намекает на то, что для совершения справедливого суда недопустимо поспешное суждение.

 

Суды должны совершать мщения по установленному справедливому закону. Но что если, суд ангажированный или «продажный»? Что если суд судит превратно? Горе такому суду! Такие судьи не только несут вину за свои лживые суждения, но и разделяют вину злодеев представленных на этом суде. Те, кому делегировано Небом соблюдать Божественный принцип справедливости, нарушая его, разрушают основы мира. Несправедливость установленных судов поощряет самочинные расправы и произвол мщения. Но и в случае несправедливости судей, когда чувство мести пострадавшего неудовлетворено, самовольное мщение всё-таки не оправдано. Ведь обида практически не даёт возможности правильного и беспристрастного суждения. Суд всегда требует третьей стороны. Но что делать, если не находится такой стороны, которая может со властью производить справедливый суд?

 

Ответ на этот вопрос нам также даёт священное Писание. Суд земных судей – это проекция на Суда Небес. Но если земной суд во всех инстанциях извратил справедливость, нужно знать, что над ним есть суд Небес, который будет судить каждого не только по воскресении из мёртвых, но и в этой жизни. Суд Небес беспристрастен. И апостол говорит нам:

 

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Моё отмщение, Я воздам», говорит Господь. (Рим.12:19)

 

Это согласно сказанному в Торе:

 

35 У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них. (Втор.32:35)

 

В Торе есть и другие слова: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев. 19:18). Радак толкуя эти слова и стих из книги Притч: «Не говори: отплачу злом! Надейся на Господа, и он спасет тебя» (Прит. 20:22), назидает нас: «если кто-либо причинит тебе зло, не пожелай быть злодеем, как он,

но сложи свое бремя на Господа, и Он будет вести твой спор и спасет тебя».

 

Отмщение, у Всевышнего. И это отмщение всегда справедливо. Господь у пророков назван «Мстителем» не оставляющим без наказания и «не щадящий противников Своих».

 

2 Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.

3 Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания. (Наум.1:2,3)

 

«Противники и враги» Бога – это противники Истины – т.е. Его принципов. И требующий мщения должен опасаться, что и он сам может оказаться под угрозой возмездия. Поэтому, нам иногда полезно вспомнить свои прегрешения, чтобы не так яростно осуждать грехи других совершённые против нас. «Мера за меру» – это принцип справедливого воздаяния. Но разве мы не надеемся на милость Всевышнего к нам? Разве мы требуем себе справедливого возмездия, а не прощения? Раввин М. Вейсман пишет: «Еще один повод к тому, чтобы поступать со своим ближним лучше, чем поступает он с нами, даёт нам размышление о доброте Создателя. Если бы Он воздавал нам в точном соответствии с тем, чего мы заслуживаем, мы давно бы утратили право на жизнь. Если человек обходится со своими ближними великодушно, то Создатель проявляет великодушие и к нему». И действительно, разве не сказано нам в Евангелии: «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7:2), «прощайте, и прощены будете» (Лук. 6:37).  

 

Поэтому в контексте новозаветной морали, от апостолов нередко можно услышать противоположные мщению призывы:

 

9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. (1Пет.3:9)

 

13 Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. (Иак.2:13)

 

Может быть, поразмыслив в сердцах наших … и успокоившись (Пс. 4:5) мы послушаемся того, в чём нас увещевает Писание, и тогда наш гнев утихнет и жажда мести ослабнет? 

 

Нужно быть осторожным с чувством гнева и мщения, ведь кто-то может требовать судного возмездия и для нас. А готовы ли мы к этому?

 

[1] латышск. Mits = «мена, смена, чередование», др. инд. Mḗthati, Mithаs = «взаимно, чередующийся». латинск. Mūtō = «менять», Mūtuus = «обоюдный, взаимный», авести. Miеa- = «превратный, ложный», miеva-, miеvana- = «парный», греч.-сицилийск. μοῖτος = «вознаграждение», ирланд. Mis-, Mith- = «превратный», готск. Missа = «друг друга», Missa-dēрs = «злодеяние», др. немец. Misse- «зло-, превратный, ложный». (М. Фасмер. «Этимологический словарь»)

[2] «Ибо судья есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). «Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд» (Иов.19:29).


Назад к списку