От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СЛЕПОТА ГНЕВА И ЯРОСТИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СЛЕПОТА ГНЕВА И ЯРОСТИ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Тема предыдущей проповеди была о ценности сокровища которую не может увидеть и уразуметь животное, но только человек. В сегодняшней проповеди мы постараемся уяснить, что мешает человеку иметь то нравственное видение, которого лишены животные. Почему некоторые люди теряют способность видеть ценное и отличать хорошее от плохого?

 

Человек вышедший из душевного равновесия, в котором преобладают животные инстинктивные чувства и стремления, в псалме сравнивается с БЕhЕМА = «неразумной скотиной». Например, Давид говорит о себе: «Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот = בהמות = БЕhЕМОТ был я пред Тобою» (Пс. 72:21,22). Когда гнев застилает разум человека, он может быть не на добром пути.[1]

 

«Кипело = יתחמץ = ИТХАМЕЦ сердце мое, и терзалась אשׁתונן = ЭШТОНАН внутренность моя». Когда сердце человека начинает кипеть и бурлить как забродившее вино, тогда чувства человека похожи на чувства неразумного животного. ИТХАМЕЦ от слова ХАМЕЦ = «уксус, закваска». В еврейской традиции закваска – это метафора греха и злого побуждения вызывающего греховное брожение в сосуде сердца. ЭШТОНАН это слово нужно понимать в значении действия, которое совершает острый предмет. Т.е. «терзание, прободение, протыкание» и т.п. Состояние подобное «скотине» в отрицательном аспекте понимания – это потеря человеческой рассудительности, мудрости и моральных ограничений. Быть скотиной – это дать волю чувствам животной природы у которой нет моральных ограничений. Животное подчинено лишь инстинктивным чувствам и руководствуется принципом выживания. Например бык, если его раздражать кнутом или колоть стрекалом может проявить свирепый нрав который не свойственен травоядным. Так и у человека, обида полученная от других людей, подобно острому предмету терзает душу и вызывает кипение сердца – гнев и ярость. В состоянии обиды и причиненной боли человек яростно гневается, пытаясь восстановить справедливость и совершить немедленное возмездие. Но здесь кроется ловушка для самого человека. Чем сильнее его гнев и ярость, тем меньше человек способен на мудрый выбор и на правильные действия. Справедливость не совершается во гневе, который ослепляет. Огонь гнева готов пожрать всё на своём пути, и поэтому ярость именуется «слепой», т.е. не отличающей злого от доброго. В гневе ярости человек становится подобным неразумной «скотине» = БЕhЕМОТ. Но мы призваны к мудрости и пониманию. Мы должны иметь разум и отличать добро от зла, т.е. быть преподобными Богу, Который «на всяком месте видит злых и добрых» (Прит. 15:3).[2] Во избежание состояния неразумного животного, не способного отличить ценного сокровища от придорожных камней, апостол увещевает нас:

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. (Еф.4:31)

В своём озлоблении и гневе человек не способен увидеть добро. Человек не может созидать и быть благодарным. Т.е. человек теряющий великую жемчужину Святого Духа и сам теряет способность быть ценителем сокровища. Человек наполненный духом гнева и злости будет в претензии не только к обидчикам, но и к доброжелателям. Ослепленный гневом, будучи сам в состоянии скота, не может увидеть ценность другого человека.

 

Возникает вопрос, если гнев и ярость, это сторона животной природы, нужны ли вообще они человеку? Всякие чувства человеку на пользу. Вредными же они становятся при не должном употреблении и их извращении. Может ли гнев быть полезным, и ярость, как иногда говорят, «благородной»?[3]

Ответ можно начать с того, что гнев как чувство дано человеку для того, чтобы не подпускать к себе чуждое и опасное. Гнев противится вторжению «врага». Такое чувство гнева есть результат мудрости, которая отвергает худое и препятствует его вторжению на «территорию» правды. Гнев там, где есть различение «свой – чужой». Чувство раздражения или гнева, это есть защитное действие отторжения запрещенного и опасного. И это чувство дано в этом полярном мире тем кто находится в состоянии выбора добра или зла. Чувство раздражения, неприятия и гнева на чуждое нашей природе препятствует запрещенному овладеть нами. Апостол говорит:

15 закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. (Рим.4:15)

Поэтому, пока есть грех и злодейство, будет пребывать и гнев. Но это не тот гнев, который делает человека порочным. Порочный гнев, это извращенное чувство заповеданного неприятия зла. Гневаться мы можем, но гневаться не согрешая. Как говорит апостол:

26 Гневаясь, не согрешайте… (Еф.4:26)

Гнев не должен застилать глаза. Гнев не должен быть извращенным и неправильным, т.е. несправедливым. Гнев, это опасное оружие противостояния которым мы можем не только отражать врага но и нанести урон самим себе.

В одной из проповедей на тему проблемы непротивления злу силой,[4] мы коснулись темы строгости и силы в отношении злодея. Нельзя настоящего злодея-хищника успокоить подставленной под второй удар щекой.[5] Ведь тот, в ком сокровище Духа вытеснено яростью и неразумием зверя подвергается участи хищников. Его либо обезвреживают, либо убивают. И в этом противодействии звериной ярости злодеев, человеку необходим гнев. Например, на войне солдату невозможно выполнять свой долг, если в бою он будет рассматривать нравственность каждого человека. В бою схватка за жизнь и смерть. За свою жизнь, и за смерть врага. Но это не означает, что человек должен быть животным. Перед схваткой он должен быть человеком видящим и разумеющим, который отличает добро от зла, и после боя он не должен оставаться в состоянии БЕhЕМОТ. Поэтому Давидом, который провёл немало боёв и уничтожил множество врагов сказано:

5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь. (Пс.4:5)

Нельзя пребывать в гневе постоянно. Человек не должен оставаться в режиме бойца всё время. Давид говорит о том, что после яростного гнева человек на ложе (т.е. не позднее этого дня) должен умирить себя и стать человеком: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь». И апостол повторяет за Давидом:

26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;

27 и не давайте места диаволу. (Еф.4:26,27)

Гнев и ярость в своей слепоте открывают дьяволу дверь нашего сердца. Т.е. тот слуга, который был поставлен чтобы не пропускать чуждое, сам становится виновником вторжения врага. Человек с «кипящим» сердцем и «растерзанной» утробой несчастен и зол. Горе, если человек надолго остаётся в этом состоянии. Неуспокоенная и бессмысленная ярость переходит в хронический гнев, который озлобляет человека, и изменяет его. В этом случае гнев, который должен отражать зло, извращает человека, делая его подобным своему врагу. Остающийся во гневе и злобе уже не противостоит злодеям, а сам становится им. Ведь гнев ослепляет человека и не различает добра и зла. И поэтому человек в своей потребности к восстановлению справедливости направляет свой хронический гнев не только против злодеев, но и против невинных и даже против праведных. Но это неправильно. Сказано нам:

19 всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

20 ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:19,20)

Гнев не даёт возможности производить справедливое суждение. Т.е. человек во гневе, желая возмездия врагам, не творит правды Божией. Как правило, яростно мстя человек во гневе совершает не справедливый суд, а злодейство. Но это тема другой проповеди.

 

 

 

[1] «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:19,20).

[2] Подробно об этом см. в проповеди «Добрые и злые».

[3] Как в известной советско-военной песне: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна, идет война народная, священная война!»

[5] «Оборотился Моисей туда и сюда = כה וכה = КО ВА-ХО и увидел, что нет человека = אין אישׁ = АЙН ИШ, и убил египтянина, и скрыл его в песке» (Исх.2:11,12). Традиционное еврейское понимание слов этого стиха: «оборотился туда и сюда», таково, что Моисей, рассмотрев все варианты решения конфликта со всех сторон, увидел, что не сможет по-человечески договориться с египтянином. Поэтому и добавлено в стихе: «увидел, что нет человека». Буквально эти слова понимают, в том смысле, что Моисей осмотрелся для того, чтобы убедится в отсутствии свидетелей убийства, но в таинственном аспекте, это означает, что, рассмотрев этого египтянина, его душевное состояние, его характер и принципы, он увидел, что в нем нет ничего человеческого и доброго. Как написано: «нет человека = אין אישׁ = ЭЙН ИШ». Т.е. египтянин был подобен хищному зверю, с которым, как с человеком, по-доброму договориться нельзя». (из «Размышление над проблемой непротивления злу».)


Назад к списку