От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МЕЖА БЛИЖНЕГО
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МЕЖА БЛИЖНЕГО

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

В Библии не менее пяти раз говорится о грехе нарушения границ ближнего. Например:[1]

14 Не нарушай межи = גבול = ГЕВУЛЬ[2] ближнего твоего, которой ограничили = גבלו = ГАВЕЛУ предки удел твой, доставшийся тебе ... (Втор.19:14)

Эта заповедь в своём запрете отображает принцип Божественной справедливости. Человек в своей падшей человеческой природе уподобляется хищнику, у которого одно лишь стремление – поглощать. Пренебрежение справедливыми законами и дозволение себе быть хищником, это грех, которым издавна пользовались имеющие силу. Но хищничество противно Богу, как и говорит пророк: «Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду» (Ос. 5:10).

 

Человек должен знать свои границы, и не посягать на чужое. Этот грех вошел в список преступлений, за которые общество сынов Израилевых совместно произносило проклятие с горы, название которой также было связано с границами, т.е. ограничением. Эта гора проклятия за грех – Эйваль (עיבל),[3] которую в русской транслитерации переводчики (умышленно или нет) озвучивают как ГЕВАЛ, что может быть связано с границей = ГЕВУЛЬ дозволенного. Т.е. всякий переходящий границу – проклят.

17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. (Втор.27:17)

Общественное проклятие греха было признаком того, что человек находится на правильном пути Правды. Правда или праведность – это справедливость. Человек осуждающий грех хищничества не желает чтобы его границы были нарушены, и поэтому по принципу справедливости, он и сам не нарушает ничьих границ предавая проклятию всякий грех нарушения чужих границ.

Премудрый Соломон предупреждает имеющих хищные побуждения от совершения греха нарушения межи ближнего. Ведь если притесняется даже слабый и беззащитный, у которого сильный отнимает его удел, этот грех не останется без внимания Божьего.

 

10 Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи,

11 потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою. (Прит.23:10,11)

 

Всевышний призывая нас к соблюдению справедливости, Сам ненавидит хищников и подлецов. И у Него есть возмездие для каждого забирающего чужое у слабых и не имеющих возможности дать отпор притеснителю и грабителю. «Нарушитель межи», это всякий, кто посягает на чужой достояние и имение. Нарушение границ может быть как в частном случае между двумя людьми, так и в случае конфликтов целых народов или стран.

 

Издревле были войны между народами. Победитель забирал территории или облагал данью побежденных. Царства либо расширяли свои границы в победоносных войнах, либо теряли свои территории. Но эта реальность есть последствие падшей природы человека. Но после того, как человечество было Искуплено Христом и получило Дар Святого Духа эта реальность должна быть другой. В веке сём, войны будут продолжаться до самого конца мира. Но есть нечто, что будет отличать принявших Дух Мессии от тех, кто Ему чужд во всё это время до скончания века. Об этом говорит пророк Исайя.

5 В тот день Господь Цеваот будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего,

6 и духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот. (Ис.28:5,6)

«Остаток народа» Божьего, это не просто все люди являющиеся евреями по плоти, но все те, кто вошел в Новый Завет[4] со Всевышним посредством приятия Его Духа. Для остатка народа, т.е. для верных, Бог будет «великолепным венцом и славною диадемою». Радак поясняет, что это сказано о временах Машиаха.[5] Закон написанный в сердцах принявших Новый Завет будет «духом правосудия» т.е. духом справедливого суждения. Принявший Завет не сможет быть человеком попирающим справедливость. Примечательны слова пророка о принявших дух правосудия и силы, которые ведут войну с врагом: «Господь Саваоф будет … геройством для отражающих неприятеля до ворот». «Сила, могущество и геройство» = ГВУРА. Дух Божий делает из человека не только справедливого человека, но и отважного, мужественного героя, стоящего за Правду. Но в Духе Божьем герой, это не хищник, а суровый ограничитель зла не пренебрегающий принципом справедливости. Бога даёт ему силу и могущество отстаивать свою территорию от тех, кто нарушил его границы, но сам он не захватчик, и поэтому написано что тот кто наполнен Духом Всевышнего «отражает врага до ворот», т.е. не более чем до границ его удела. Этим отличается мужественный и сильный герой наполненный Духом Всевышнего от тех, кто дает волю своему хищному побуждению.

 

Стал ли Дух Машиаха нашим «прекрасным венцом» (Ис. 28:5), или на нас до сих пор «венец гордыни» (Ис. 28:3), который знаменует не власть Всевышнего и исполнение Его воли, но власть нашего падшего Эго?[6] В наше время, когда большая часть мира приняла Христа Иисуса, много ли имеет Дух правосудия, (который полагает границу хищным желаниям) из тех, кто считает себя христианином, (т.е. считает себя подданным и причастным Мессии)? Находимся ли мы в Новом Завете, или наше христианство является номинальным и притворным?

 

[1] Также: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» (Прит.22:28). «Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду» (Ос.5:10).

[2] גְּבוּל‎ = ГЕВУЛЬ или גְּבוּלָה‎ = ГЕВУЛА = «1. граница, предел, конец, край; 2. территория, окрестность, область; 3. ограда, обод, пояс. 4. возвышенность». В русском переводе слово ГЕВУЛЬ переведено словом «межа». Межа – это пропаханная между участками двух владельцев земли глубокая борозда, или канва с возвышающимися по двум сторонам отвалами земли. Т.е. граница меж двух владений.

[3] «… произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал» (Втор.11:29). Гаризим и Гевал – это две горы, расположенные по краям узкой долины, в которой находился город Сихем. Гаризим возвышается на южной стороне Сихемской долины, а Гевал – на северной. ГРИЗИ́М = גרזים‏‎; от גָּרַז = ГАРАЗ = «быть отрезанным, отделенным». Т.е. праведники отделяли себя для выполнения Закона от всякого греха и злого побуждения. גַּרְזֶן‎ = ГАРЗЭН = «топор, секира». Гора ГЕВАЛ или ЭЙВАЛ = от слова עיים = ИЙИМ = «груда камней, развалины». «…Иерусалим превратили в развалины = לעיים = ЛЕИЙИМ» (Пс.78:1).

[4] «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет … завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:31-33).

[5] Бавли Мегила 15б понимает это как относящееся к дням Машиаха: «Венцом желанным = צבי = ЦВИ для тех, кто исполняет волю = צביון = ЦИВЬЙОН Пресвятого». А Таргум Ионатана гласит: в ту пору помазанник Господа воинств будет желанным венцом и великолепной короной великолепной для тех, кто жаждет Его великолепия.

[6] «АТЕРЕТ ЦВИ» = עטרת צבי = «прекрасный венец» противостоит «АТЕРЕТ ГЕУТ» = עטרת גאות = «венцу гордыни». (Радак)


Назад к списку