От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ДАРЫ: СЛУЖЕНИЕ И НАЧАЛЬСТВОВАНИЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ДАРЫ: СЛУЖЕНИЕ И НАЧАЛЬСТВОВАНИЕ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

В послании к Римлянам, там где апостол перечисляет Дары Духа, мы видим «служение» и «начальствование», которые отсутствуют при перечислении даров в послании к Коринфянам.

6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования…

7 служащий = διακονιαν = ДИАКОНИАН, [пребывай] в служении; … начальник = προισταμενος = ПРОИСТАМЕНОС ли, [начальствуй] с усердием (Рим.12:6-8)

На первый взгляд, для современного человека статус «слуги» и «господина» это два полюса. Один служит другой принимает служение. Но на самом деле, такое понимание является неверным. Именно поэтому большей частью подчиненные не любят своих начальников, и подданные своих правителей. Но каково значение «служения» и «главенства»? Что человеку даёт духовный Дар «служения» и «начальствования»?

 

διακονία = ДИАКОНИЯ = «служение». Служение, если говорить о взаимоотношении людей друг с другом, это участие и помощь другим. Всякая забота, услуга, помощь, это и есть служение, облегчающее некоторые трудности жизни окружающих нас людей. Есть добровольное служение – волонтёрство.[1] Есть и служение, которое заповедано и является обязанностью. Примечательно, что говоря о служении, апостол не употребил дополнительного слова характеризующее качество или вид служения, но сказал «если служащий – будь в служении» = «ειτε διακονιαν εν τη διακονια». Почему? Потому что нести служение весьма утомительно. Жертвенное служение, это помощь и забота о других. Оставаться в статусе «слуги» весьма непросто. Но если служение человека есть действие силы Духа Святого, то такое служение есть дар служения. И этим Божественным даром человеку свыше дается сила постоянного служения людям. Только по Дару Духа возможно иметь силы, желание и постоянство в жертвенном служении людям и Богу.

 

Другой дар – это «начальствование». Казалось бы, что это за дар быть «начальником»[2] и «господином»? Каждый в своей жизни насмотрелся на власть имущих управленцев, которые являли в своём начальствовании, корысть, самодурство, коррупцию, несправедливость и угнетение. И каждый человек на всевозможных примерах убеждается, что быть «главой, господином, начальником», это значит иметь власть над подчиненными (т.е. ограничивать других), и в свою очередь иметь некоторую свободу в своих намерениях, решениях и действиях. Такая свобода с возможностью реализации своей воли и желаний привлекает много людей, которые используют положение начальника в своих корыстных целях. Среди власть имущих эгоистичная корысть, полномочия и безнаказанность потворствуют коррупционной несправедливости. А где несправедливость власть держащих, там – недовольство подчиненных. И чтобы удержать свою власть в умножающейся корыстно-коррупционной несправедливости, начальствующие вынуждены

применять власть силы против всех недовольных неправдой. Так начинается насилие, притеснение и угнетение власть имущими тех, кто у них в подчинении. И так как власть, это легкий способ (в обход справедливости), улучшить своё материальное и социальное положение, то в «начальники» стремятся, большей частью, люди корыстные и бесчестные мечтающие о возвышении над другими. Поэтому издревле «начальственность» и «господство» негативно воспринималось простым народом, и поэтому так много среди власть имущих бесчестных, коварных, жестоких и злых людей. Даже христианская церковь не сохранила на деле принцип настоящей «начальственности». Этот богоустановленный институт власти и начальствования с течением времени извращен плотским сознанием по образу мира сего. И вот, даже в церкви, мы наблюдаем уже бесповоротно укоренившуюся за два тысячелетия традицию бесконтрольной власти «владык» = ДЭСПОТов,[3] и тех, кто служит[4] им. Это извращенное понимание власти не творит добра, но напротив, порождает зло.

 

Зная тёмную сторону «власти», удобнее познать её светлую сторону. Для чего нужно руководство, начальство и власть? В своём святом назначении институт начальства, это отображение Божественного управления корректирующего поведение народа и руководствующее людей доверяющих свышнему водительству на пути Правды. Обычно власть, в первую очередь, ограничивает зло через установление справедливых законов. Во-вторых начальствующие в своих полномочиях руководителей предлагают наилучшее решение в возникающих ситуациях, в которых необходимо сделать выбор. Во всех случаях действия начальствующих должны быть наилучшим выбором для блага подчиненных им людей. Начальствование, это не преследование своих корыстных интересов за счет авторитета и ресурсов власти, и не узаконенная возможность реализации своих амбиций через насилие и страх, но главенство начальника, это жертвенное служение людям тем «талантом», который он получил. Быть начальником или управляющим, это значит иметь попечение о тех, кто под твоим началом. Это постоянное переживание о благополучии подчиненных. Это отеческая любовь к тем, кто от тебя зависит и над кем ты имеешь власть. Настоящее «начальствование», это дар Божий. Так как только в Духе Святом человек имеет возможность любить и проявлять заботу о других людях. И настоящее начальствование, это не «самодурство», которое подчинено плотскому и эгоистичному разуму, но это мудрость подаваемая свыше, делающая всегда свой выбор во благо людям и в сторону Правды. Мудрый тот, кто делает правильный выбор согласно воле Всевышнего. И как говорит апостол Иаков, во-первых настоящая мудрость руководителя – чиста,[5]. Т.е. руководящий подчиненных ему людей должен быть чист от собственных нечестных и корыстных желаний. Это святая чистота от всякого зла и неправды. Во-вторых, мудрость сходящая свыше – мирна. Почему она «мирна»? Ведь начальник никогда не смирится с неправдой и злом, которое может возникнуть в среде его подданных. Начальник воитель против неправды. И как сказал апостол:

 

4 Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. (Рим.13:4)

 

Если начальник никогда не мирится со злом, но более того, он противостоит злу силой свой власти, то почему мудрость данная свыше для начальствования названа мирной? Ответ: Потому что что основа мира – это справедливость. Справедливость успокаивает души и горечь обиды. По благодати, начальник поступающий мудро, т.е. по правде – всегда справедлив. От того, мудрое и справедливое управление делает его подданных довольными и мирными. Мудрость – всегда мирна и всегда созидает мир. Но миротворчество, это не подавление насилием протестов против несправедливости, это подавление несправедливости справедливыми законами. Мир там – где справедливость. И если нет справедливости – не будет и мира.

 

Труды и заботы того, кто по дару Духа стал начальствующим, действительно трудны. Как и в семье. Родители прежде заботятся о насущных потребностях своих детей, и лишь потом о своих. Так и в мудром начальствовании по дару Духа.

 

Для руководства, как и для воспитания нужны принципы. Начальник должен иметь два принципа отражающих Божественные принципы: строгость справедливого суждения и милосердную любовь. Мудрость правильного выбора утверждающаяся на основе двух принципов преследует только одну цель – справедливой заботы о благоденствии подчиненных. Поэтому апостол говоря о даре начальствования упомянул слово σπουδή = СПУДИ = «усердие, ревность, старание, забота; поспешность».

 

8 …начальствующий = προισταμενος = ПРОИСТАМЕНОС, [начальствуй] с заботой = σπουδη = СПУДИ. (Рим.12:6-8)

 

Индикатор того, что у человека есть духовный дар «начальства», это его усердие и забота о тех, кто у него в подчинении. Если реализация дара «служения», – это частная забота о конкретном человеке, то реализация дара «начальствования», это заботливое посвящение руководителем своих талантов для служения подчиненным и зависящим от его власти людям. Этот закон начальствования непреложен, как бы не желали его извратить те, кто имея власть не имеет свышней мудрости и духовного дара. Ведь Христос учил своих учеников:

 

25 …вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28 так как Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Матф.20:26-28)

 

[1] От лат. voluntas = ВОЛЮНТАС = «воля», voluntarius = ВОЛЮНТАРИУС = «добровольный, поступающий по собственной воле». франц. volontaire = ВОЛОНТЕР = «доброволец».

[2] προισταμενος = ПРОИСТАМЕНОС = «начальник». προΐστημι = ПРОИСТИМИ = «1. становиться во главе, управлять; 2. заботиться, быть прилежным, упражняться». Корень этого слова известен каждому не знающему греческого языка через слово προστάτης = ПРОСТАТИС = «стоящий впереди». Именно так была названа древним врачом «Предстательная (стоящая впереди) железа» – ПРОСТАТА. Эта железа руководит мочеполовой системой мужчины. И когда она выполняет свои функции – то с мочеполовой функцией всё в порядке. Но если происходит сбой, то наступают большие неприятности со здоровьем. Так и в случае с начальником управляющим людьми. Пока он выполняет честно свои функции, все хорошо, но когда руководитель правит несправедливо – в среде его подчинённых возникают нестроения.

[3] ДЕСПОТ = от δεσπότης = «владыка» – это высший придворный титул поздней Византийской империи, введенный в середине XII века. До этого момента титул использовался самими императорами со времени Юстиниана I, а также как почётное обращение к сыновьям правящих императоров, часто появлялся на монетах вместо василевса. По образу мира сего в нашей церкви на архиерейском богослужении неоднократно воспевают Είς πολλά έτη, δέσποτα = ИС ПОЛЛА ЭТИ, ДЭСПОТА = «На многая лета, владыко», Сие песнопение желающее начальствующему ДЭСПОТу владычества на многие годы, восходит к жанру византийских аккламаций, которые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Слово δέσποτα = ДЭСПОТА соответствует церковнославянскому слову «владыко», которым обращаются к архиерею. «Владыко», это звательный падеж, который отсутствует в русском литературном языке. Слово «Владыко», которым обращаются к архиереям, вкупе с их чванливо-надменным видом, вызывают у посторонних людей чувство отвращения, которое возникает от явного диссонанса Евангельского учения с действительностью церковных традиций. 

[4] Низшая степень священного сана – это ДИАКОН = «прислужник». Разница между архиереем и дьяконом очевидна для всех не только в видимой богослужебной действительности, но и в материальном положении и межличностном иерархическом общении.

[5] «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17).


Назад к списку