От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СТРАСТИ ПЛОТИ И ЖИЗНЬ ПО ДУХУ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СТРАСТИ ПЛОТИ И ЖИЗНЬ ПО ДУХУ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

В пятой главе к Галатам, после перечисления плода духовной жизни, апостол Павел говорит: «…те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Люди, воспитанные в церковной традиции при словах «плоть», «страсти» и «похоти», сразу же с укором думают о своём сексуальном желании, которое почему-то в среде воцерковленных считается грехом даже в контексте семейной жизни двух супругов. Ну а какое еще чувство по отношению к своей сексуальности может быть у человека, который воспитан на поучениях монашествующих и живущий по уставу синайского монастыря, в котором более половины года[1] это постные дни? Разве человек может воспринимать свою сексуальность в контексте церковной традиции не как зло, а как добро? Для воцерковленных людей ответ на этот вопрос думаю, однозначен.

 

Миряне в православной традиции имеют отпечаток аскетического мировоззрения монашествующих. Ведь воцерковлённые семейные люди, коих большинство в церкви, часто усваивают то, что свойственно безбрачным, которых в церкви меньшинство.[2] От этого смешения нет пользы, а иногда, напротив, бывает вред. Ведь, что в монашеском аскетизме является первостепенным, то для находящихся в браке является далеко не совсем важным. И при усваивании несвойственного, для человека второстепенное становится приоритетным. При этом удаляясь от разрешённого и благословлённого, человек, в свою очередь, делает для себя послабление в запрещённом. И здесь всё как по сказанному в отношении между людьми: «милующий и потворствующий злодею, обязательно окажется жесток к праведнику». И если человек чрезмерно строг в разрешённом, то он в конце концов будет лоялен к запрещённому.

 

Бог дал жену мужу и благословил их. Супружеский союз свят. Жена для мужа и муж для жены. Божие определение в том, чтобы муж «прилеплялся к своей жене» (Быт. 2:24), а жена имела «влечение к своему мужу» (Быт 3:16). Они «два в одну плоть», и это единство плоти совершается через половую близость. В супружеских отношениях не нужно искать греха, как это часто, вопреки правилам церкви, делают безбрачные монахи. Плотское желание между супругами, особенно во время торжества разврата и отмены сексуальных границ, скорее добродетель, чем грех. Не в законных супружеских отношениях нужно усматривать то, что не по Духу, а в отношении человека к другим людям. И поэтому после слов о «распятии плоти» и похоти её, апостол написал так:

 

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. (Гал.5:22-26)

 

Что мы учим из этих слов?

 

Во-первых, написано: «не будем тщеславиться». Тщеславие – это производная гордыни, которая ставит себя выше окружающих. Тщеславие – это спесивые чувства и желание похвалы. Чаще всего, это мнимое превосходство. Об этом превосходстве думает только сам тщеславный, но его заблуждение[3] не разделяют окружающие. Тщеславный человек, почитая сам себя в чём-то лучшим других, жаждет славы, одобрения, и признания своего превосходства. Тщеславие выставляет свои, превосходства или добродетели напоказ, и кичится ими. Независимая самоуверенность человека, не считающаяся с волей Бога, это последствие надменности и тщеславия. Апостол Иаков говорит, что тщеславие – это зло.[4] Духовное превозношение – это то, что не по Духу. Тщеславный человек, – это человек плотской, который в центр мира ставит самого себя. Гордость противна Духу Божьему. Всевышний предупреждает гордого:

 

31 Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; …

32 И споткнется гордыня, и упадет, и никто не поднимет[5] … (Иер.50:31,32)

 

Если гордыня, это грех и противна Богу, то значит имеющий чувство тщеславия и гордости живет не по Духу. У тщеславного отсутствует любовь к тем, перед кем он кичится и гордится.

 

Во-вторых, написано: «Не будем друг друга раздражать». Обычно мы раздражаемся, и раздражаем других, когда в нас нет любви. Раздражение – это умаление любви. Это опасное состояние, свидетельствующее о духовном кризисе. Чем чаще мы раздражаемся, тем дальше мы от жизни по духу.

 

В-третьих, написано «Не будем друг другу завидовать». Зависть – это признак корысти и плотской души. Зависть не умеет радоваться счастью окружающих и желает себе всего, что имеют другие. Зависть, выросшая на плодородной почве гордости свидетельствует об отсутствии любви к людям. Зависть, это состояние, в котором человек учится ходить путём несправедливости. Завистливый не может довольствоваться тем, что имеет, но его сердце жадно желает чужого. Это и есть жизнь по плоти. Это страсть и похоть которые желают того, что им не принадлежит. Эту страсть плотской души, которая корыстно желает для себя чужих благ, мы должны распять в себе. Бояться нужно не желания супружеской близости, а хотений того, что тебе не принадлежит.

 

Жизнь не по духу, это отсутствие любви и корыстное нарушение чужих границ. Похоть плотской души, это желание, рождающее несправедливость. Вот что нужно истреблять в себе и отчего нужно удаляться, если в нас есть стремление жить по Духу.

 

 

[1] По уставу (Типикону) синайского монастыря, который православная церковь взяла для всеобщего исполнения, около 200 дней из 365 – это постные дни.

[2] Уже долгое время высшая церковная иерархия, властвующая над народом Божьим, состоит только из монашествующих.

[3] Как написано: «Гордость сердца твоего обольстила тебя; … и говоришь в сердце твоем: кто низринет меня на землю?» (Авд.1:3). Т.е гордость обольщает, вводит в заблуждение и обманывает человека представляя ему то, чего на самом деле нет. Гордый и тщеславный, велик только в своих глазах.

[4] «…вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак.4:16).

[5] Конец всякого превозношение – падение. «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой» (Ис.14:11). Так как «погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Прит.16:18).


Назад к списку