От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МОИСЕЙ И ПОНОШЕНИЕ ХРИСТОВО
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МОИСЕЙ И ПОНОШЕНИЕ ХРИСТОВО

 #несказаннаяпроповедь 

 

 

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. (Евр.11:24-26)

 

Эти слова апостола вызывают вопрос: «как пророк Моисей мог терпеть поношение Христово, если Мессия Страдающий явил себя только через полторы тысячи лет»?

 

Так что же подразумевал апостол Павел, когда сказал, что Моисей принял поношение Христово? Комментаторы объясняют это весьма разнообразно, но не противореча, а дополняя друг друга. Например, здесь усматривается аспект страдания народа Божьего – Израиля, страдание за других, и страдание от ближних:

 

  • Поношение помазанника – это поношение народа Божьего – Израиля:

 

И апостол разъясняет, что именно означает поношение Христово во фразе: «страдать с народом Божиим». Моисей не мог бы исповедать себя одним из народа Божия, если бы не стал участвовать в его скорбях. (Ж. Кальвин)

 

Христос, как Ангел Господень, всегда был с детьми Израиля в скорбях их (Исх. 3:2, 7:9; 14:19; Числ. 20:16; Ис. 63:9). Кроме того, Писание отождествляет Помазанника с ними (Ос. 11:1; Мф. 2:15). Поэтому поношение, павшее на них, считалось Его поношением, и поношения поносящих Бога пали и на Него (Рим. 15:3). Новозаветные верующие, будучи Его последователями, несут Его поношение (13:13), и их поносят за Его имя (1Пет. 4:14). (У. Ли)

 

В этом стихе автор явно вдохновлен текстом псалмопевца: «И вспомни, Господь, как смеются враги Твои, как бесславят Твоего Помазанника на каждом шагу» (Пс. 88:52). Автор продолжает истолковывать поведение Моисея, отождествившего себя с народом Израиля, а не с усыновившей его семьей фараона. Присоединившись к народу Божьему, Моисей добровольно принял на себя страдания и позор, которые выпали на долю Помазанника.[1] Помазанник – это народ Божий Израиль, но здесь, несомненно, имеется в виду Христос, прообразом которого выступает Моисей. (В. Кузнецова)

 

Мы нигде не находим подтверждения того, что Моисей был обрезан, но не может быть никакого сомнения, что, повинуясь Божьему повелению, он был обрезан на восьмой день. Следовательно, он носил в своем теле знаки Господа Иисуса, символ завета с Авраамом. Несомненно, это было поношением для египтян. В положении, в котором тогда находился израильский народ, это было признаком деградации и рабства. (Д. Холдейн)

 

  • Поношение Христово – это поношение тех, кто подобно Христу страдает за других.

 

Поношение Христово. Быть поносимым Моисей считал лучшим, нежели жить в удовольствиях; это для него само по себе было наградою. Лучше захотел страдать с народом Божиим. Вы, говорит, страдаете сами за себя; а он предпочёл страдать за других и добровольно подверг себя таким опасностям, тогда как мог бы и жить благочестиво, и пользоваться благами. (Иоанн Златоуст)

 

  • Поношение Христово – это поношение от своих ближних за следование воле Божией.

 

Например, слова псалмопевца: «ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей» (Пс. 68:8,9).

 

Ибо как впоследствии Христа поносили те, кто был Им облагодетельствован, и, наконец, распяли, так прежде поступили и с Моисеем те, кои пользовались от него благодеяниями. Ибо тот самый еврей, который Моисеем был избавлен от руки египтянина, на другой день сказал ему: «кто поставил тебя начальником или судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?» (Исх. 2:14). Вообще, без сомнения, подвергнуться поношениям или мучениям со стороны своих ближних и благодетельствуемых, – это поношение Христово. И всякое поношение за добро, направленное против делающего его, и вообще напрасное нападение, – это поношение Христово. Так и ропот на Моисея при скале был поношением Христовым. Ибо скала – это Христос (1Кор. 10:4). (Феофилакт Болгарский)

 

Вся жизнь Моисея была подвигом веры, доверия Богу. До конца дней своих он, подобно Христу, исполнял волю Божию, полностью отказавшись от жизни ради себя и своего благополучия. И не случайно апостол пишет, что Моисей «поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища». Всю жизнь он страдал за свой народ и от него же терпел поношения. (о. В. Лапшин)

 

  • Но самый главный аспект фразы «поношение Христово», это поношение за верность слову Бога и Его принципам, т.е. поношение за верность Истине.

 

Как христиане[2] последовав за Иисусом терпели поношение за веру во Христа, так и Моисей страдал согласно свету веры, дарованной ему в то время. (Д. Хэдинг)

 

Фразу «Поношение Христово» = ονειδισμον του χριστου, возможно прочесть как «поношение Помазанника».[3] Ведь греческое слово «Христос»,[4] – это буквально «Помазанник». Божественное Помазание – это помазание, или осенение Божественным Духом. Помазанник Божий это тот, кто руководствуется волей Божией и движим Его Духом. Пророк Моисей был именно таким помазанником. Он тот, кто был предтечей Помазанника и Искупителя Иисуса. Через веру в Помазанника Иеошуа, и мы, Духом Его имеем небесное Помазание. Об этом духовном помазании учит апостол Иоанн:

 

20 … вы имеете помазание от Святаго и знаете все.

27 … помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. (1Иоан.2:20-27)

 

Если человек стал причастен помазанию Духа Божьего, а значит и Христу, то он должен следовать тому познанию воли Всевышнего, которое ему открылось. Это знание пути Божьего есть Истина. И этот путь очень часто входит в противоречие состоянию покоя и стабильного благоденствия, так как идущий путем истины преследуется, отвергается и претерпевает поношение от злодеев. Верность Истине, которая заключается в следовании путем Истины открывающемуся помазанному выше, даже при явном для него ущербе выбирает поношение Помазанника. В этом мире «помазанные» – это, как правило, гонимое от нечестивых меньшинство. Они изгоняемы с широкого пути неправды – из той среды, в которой находятся. И как Христос – Небесный Помазанник и Спаситель явивший пример верности не отступил[5] от того пути, для которого был предназначен во дни жизни плоти Своей, так и мы должны быть верны тому откровению, которое получаем в помазании Духа. Следующий за Истиной подвергается поношению = «ονειδισμον».[6] Это и есть «поношение помазанника» = ονειδισμον του χριστου. В этом же послании к евреям апостол Павел говорит о поношении, которое несут последователи Истины:

 

13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поношение = ονειδισμον;

14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. (Евр.13:13,14)

 

Замечательно о «поношении помазанника» сказал Гамильтон Смит. «Если христианство дает нам место Христа на небесах, оно также дает нам место Христа на земле. Сокровища Христа на небесах влекут за собой поношение Христа на земле. Внутреннее место со Христом там наверху включает внешнее место с Христом здесь внизу. Вера дает верующему великое место на небесах, но никакого места на земле, за исключением места поношения. … Каково же тогда место Христа на земле? В словах апостола нам это отчетливо показано через одно лишь слово «вне» (Евр. 13:13). «Вне стана» рассматривается как место поношения от человека. Он вышел за стан, чтобы снести наш суд мы выходим за стан, чтобы нести Его поношение».

 

Верность и вера Богу – это всегда «поношение помазанника». Но поношение Христово не относится к ворам, хищникам, насильникам и убийцам. Злодеи получают своё поношение за злые дела, которые они совершают по своей корысти и нечестивому хотению. В злодее нет Божественного помазания, в отличии от тех, кого поносят за следование Божественной воле. Как и говорит апостол:

 

14 Если вас поносят = ονειδιζεσθε за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое. (1Пет.4:14,15)

 

 

[1] См. 12.2-3; 13.13; 1 Петр 2.23; 4.12-16.

[2] Речь о первых христианах Израиля. Это те евреи, которые вопреки запрету власть имущих приняли Иисуса как Сына Божьего, Искупителя и Помазанника.

[3] Именно так переведена эта фраза в переводе В. Кузнецовой: «Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего, он счел богатством большим, чем сокровища Египта». (Евр.11:26)

[4] Слово «Мессия» от еврейского МАШИАХ = «Помазанник», которое в свою очередь от слова МЕШИХА = «помазание».

[5] В Евангелии описаны искушения Помазанника Иисуса. Матф.8:4-9. Одно из искушений – это стать Царем и Владыкой всего мира вне искупительного страдания и исполнения воли Всевышнего. Именно этого Христос избегал, как написано в Иоан.6:15.

[6] ὀνειδισμός = «упрек, поношение, поругание, порицание, злословие, нарекание».


Назад к списку