От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ДАРЫ: СЛОВО МУДРОСТИ И СЛОВО ЗНАНИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ДАРЫ: СЛОВО МУДРОСТИ И СЛОВО ЗНАНИЯ

 #несказаннаяпроповедь

 

 

Дары Духа Святого, это явление Божественной Силы. Сам Бог, Духом Своим Святым проявляет Себя, действуя в человеке. Т.е. Дух производит действие. Ведь Дух Божий невидим и неприметен и ничем не выдает Себя, пока не начинает производить действие по Своему желанию. Апостол Павел перечисляет девять даров Духа Святого:

 

4 Дары различны, но Дух один и тот же…

6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех.

7 каждому дается проявление Духа на пользу.

8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;

9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;

10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. (1Кор.12:7-10)

 

Первые два дара перечисленные апостолом это: λογος σοφιας = ЛОГОС СОФИАС[1] = «слово мудрости», и λογος γνωσεως = ЛОГОС ГНОСЕОС[2] = «слово знания». Не для всех читающих послание апостола Павла понятно, чем же отличается «слово мудрости» от «слова знания». Здесь необходимо объяснение. СОФИЯ[3] = «мудрость». В книге Притч Мудрость является отображением воли Всевышнего в тварном мире и Его теофанией.

 

22 Я, Премудрость = א‍ני־חכמה = АНИ ХОХМА… Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;

23 от века я поставлена властвовать, от начала, прежде бытия земли.

24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. (Прит.8:22-24)

 

Премудрость увещевает людей слушаться ее наставлений. И те, кто слушаются Её наставлений, признаются Ей мудрыми.

 

32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте.

34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! (Прит.8:32-34)

 

Т.е. быть мудрым, значит слушать голос Бога и повиноваться Его воле. Следование воле Бога – это мудрость. Всякий мудрец – это знающий волю Бога и следующий за ней. Мудрость – это правильный выбор. У человека всегда есть выбор, поступить согласно воле Бога, либо вопреки ей. Но не все могут знать волю Бога и выбирать угодное Ему.[4] И те, кто еще не научился различению добра и зла, кто еще не навыкл пути Божьему, нуждаются в объяснении и раскрытии воли Всевышнего. Для этого Бог действует в тех, кто через свое служение «словом мудрости» может помогать другим жить и действовать в согласии воле Всевышнего. «Слово знания», это тоже дар от Бога. ГНОСИС – это «знание, понимание, разумение». «Словом знания» служат те, кто раскрывают некие тайны и сокрытые истины как мироздания, так и Божественного слова. К служащим словом знания относятся не только учителя церкви, но и ученые и преподаватели. Для чего необходимо «знание» если есть «мудрость»? С одной стороны, знание и мудрость близкие между собой понятия. Но отличие все-таки есть. Мудрый человек по действию Духа делает всегда правильный выбор между волей Бога и другими волями в пользу исполнения воли Всевышнего. При этом мудрый может не знать ни причины того, что лежит в основе событий, или побуждений каких-либо действий, ни последствий, которыми они могут окончится. Но вектор стремлений мудрого всегда направлен к познанию и исполнению воли Бога и отвержение того, что вступает в конфликт с Его волей и Его Божественными принципами. Знание же углубляется в причинно-следственные связи позволяя увидеть цельность понимания исследуемого и интересующего вопроса. Но, к сожалению, «знание», при всей своей глубине не всегда позволяет делать выбор в пользу Божественной воли. Даже зная причины и предвидя последствия, кто-то, используя эти знания может поступать согласно своим корыстным желаниям.[5] Например, если взять нечистых духов, то их знания велики, но эти знания не становятся причиной их добровольной покорности воле Всевышнего. Это же относится и к «злому гению», к человеческому уму, который использует знание не для служения другим, а для достижения своих амбиций и целей, которые могут быть полной противоположностью того, что от него желает Бог. Но тогда для чего нужен дар «слова знания»? Он необходим для увеличения мотивации и добровольно-осознанного выбора тем, кто желает идти по пути правды. Ведь без знания причинно-следственных связей, многое из того, с чем мы сталкиваемся в жизни и то, что мы слышим из Писания, кажется нам малозначимым и не заслуживающим нашего внимания. Но всё, даже малоинтересное и кажущееся неважным, имеет причины и последствия. И если человек назидается словом знания, он более внимателен к тому, на что не обращает внимание большинство, ему легче делать правильный выбор и следовать путем правды. Божественная премудрость говорит: «Я, Премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» (Прит. 8:12). Знание поддерживает человека в мудром выборе. Знание помогает мудрости быть более осмысленной и рассудительной. Царь Шломо сказал: «вот польза знания: мудрость дает жизнь владеющему ею» (Еккл. 7:12). Знание, обитающее в уме, который обращен к Богу, полезно человеку, так как является уже частью и дополнением мудрости, вводящей в вечную жизнь. Начало мудрости – это страх пред Всевышним,[6] а знание – это познание Бога и разумение Его промысла. Ум требует знания, так как результаты знания всегда приводят к пониманию того, что за всем стоит Бог. Это та польза, о которой сказано в Мишлей:

 

3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;

4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. (Прит.2:3-5)

 

Настоящая мудрость, и истинное знание подаются от Самого Бога.[7] И мудрость, и знание нужны человеку только в этом мире, чтобы делать правильный выбор, т.е. разумея добро отвергать зло. Этот дар нужен живым, а в загробном мире он бесполезен.[8] Там не нужно будет делать выбор подтверждая своими поступками на какой ты стороне. Как и написано: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). Человек призван к мудрости и знанию здесь, в этой жизни. Пользуясь днями жизни своей, да будем и мы искать свышней мудрости и спасительного знания, разумея что есть добро и что есть зло, и познавать Бога через милость Его.

 

[1] Σοφία = СОФИА = «мудрость»

[2] Γνῶσις = ГНОСИС = 1. знание, ведение; 2. познание, понимание, разумение;

[3] На иврите: חכמה = ХОХМА = «мудрость».

[4] Не в том мудрость, чтобы быть милостивым или напротив строгим, расточительным или скупым, общительным или уединенным, но мудрость в том, чтобы быть в определенный момент таким, каким ты нужен Богу для исполнения Его воли.

[5] Без Бога, который есть Любовь, знания могут исказить свойства личности посредством гордости и корысти. И только в настоящей любви знания становятся спасительными и вводящими в жизнь вечную. Как и написано: «знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор.8:1).

[6] Начало мудрости – страх Господень; только глупцы презирают мудрость и наставление. (Прит.1:7)

[7] Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум. (Прит.2:3-6). Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. (1Кор.8:3)

[8] Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1Кор.13:8)


Назад к списку