От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - КАК УМНОЖИТЬ ВЕРУ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

КАК УМНОЖИТЬ ВЕРУ

#несказаннаяпроповедь

 

 

Когда-то апостолы просили у Христа увеличить их веру.

 

5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. (Лук.17:5)

 

Т.е. это просьба: «дополни, умножь, прибавь к нашей вере». Ученики Христа желали усиление своей веры. Но находим ли мы после этой просьбы то, что могло бы усилить их веру? Есть ли ответ Спасителя на их просьбу? Ниже приведено лишь одно предложение, касающееся веры, но оно скорее не ответ на просьбу, а упрек ученикам в том, что у них нет веры.

 

6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. (Лук.17:6)

 

Возникает недоумение, почему Христос не ответил на просьбу своих учеников об умножении их веры? Но все-таки, наверное, здесь не всё так просто и очевидно для читающего эту главу. Нужно отметить, что многие комментаторы отмечают отсутствие последовательного повествования в этой главе, ведь за просьбой учеников и словах Христа о вере с горчичное зерно сразу идут слова о «неключимых рабах».[1]

 

7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие = ћкw раби2 неключи1ми є3смы2, потому что сделали, что должны были сделать. (Лук.17:5-10)

 

Толкователи считают, что эта притча никак не связана с просьбой учеников об умножении их веры, но на мой взгляд, эти слова Христа показывают путь, на котором вера человека умножается, т.е. усиливается. Как же понимать эту притчу в аспекте умножения веры?

 

Как правило, человек чувствует себя увереннее и более дерзновенным в молитве тогда, когда выполняет волю Своего Творца. И в какой-то мере жизнь по слову Всевышнего действительно позволяет нам быть дерзновенным в своих молитвах. Ведь сказано: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:12-15). Но при всём своём дерзновении, которое появляется у человека от чувства выполненного долга, возникает то, что можно назвать лишь иллюзией сильной веры. Казалось бы, дерзновение перед Богом, это признак веры, и оно является признаком усиления веры, но на самом деле, уповающий на свои добрые дела, подвержен опасности обольщения в своем дерзновении, потому что в глазах Всевышнего это чувство может быть не благим дерзновением, а наглой дерзостью. Поэтому Христос оберегает своих учеников от гордыни и тщеславия, которые превращают благое дерзновение в дерзость. «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

 

У веры есть действенное свойство приближать человека к Богу. Вера необходима для богообщения. Вера вводит нас в Присутствие Бога и открывает путь нашим молитвам. Но на кого смотрит Всевышний, и к кому «приклоняет ухо Свое»? Написано:

 

2 А вот на кого Я посмотрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. (Ис.66:2)

 

Смирение, сокрушение и трепет, это те сердечные свойства, которые должны сопутствовать исполняющему слово Всевышнего. Наши добрые дела не есть причина возникновения нашей веры, но напротив, они плод и свидетельство нашей веры. И наше спасение не от дел, как говорит апостол:

 

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9 не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф.2:8,9)

 

Почему вера предваряет дела? Апостол Павел часто настаивал на том что спасение только через веру, и что дела, это то, что стоит за верой. И за этим апостольским утверждением приоритета веры над делами стоит не только факт главенства веры во Имя Мессии, но и следствие уничижения культовых действий человеческим тщеславием, при котором исполнение заповедей становится причиной гордыни и душевной дерзости.

 

Вера, это не есть уверенность в том, что мы достойны чтобы наши желания выполнял Бог, но вера, это уверенная осознанность Присутствия, в которой наша воля желает следовать воле Творца. Такая вера невозможна в дерзости духа, но проявляется она только в смиренном чувстве «неключимого раба». И чем смиренней пред Богом человек, тем сильнее становится вера его.

 

Смирение, это признак того, что человек имеет веру, и может быть, в Присутствии Всевышнего. Бог обращает Свой взор на смиренного и удостаивает Благодати. Как написано: «Он смиренным дает благоволение» (Прит. 3:34). И напротив, гордость – это признак того, что при всех своём религиозном делании человек может быть лишенным веры и далеким от Присутствия Божьего т.е. может оказаться непричастным Его Благодати. Так написано и в псалме:

 

6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнаёт = יידע = ЙЕЕДА издали. (Пс.137:6)

 

Смиренных Бог видит и благоволит им, а что же с гордыми? Слово יידע = ЙЕЕДА, переводят как «узнаёт», согласно корню ידע = ЙАДА = «знать». Т.е. Всевышний всегда заранее, еще до совершения дел, узнаёт тщеславные намерение и побуждения гордеца. Но в еврейской традиции это слово понимают и в смысловом значении «карает» или «сокрушает». Как и говорит Радак: «А некоторые понимают יידע = ЙЕЕДА как означающее «сокрушение»,[2] подобно «и сокрушал = וידע = ВАЙОДА ими жителей» (Суд. 8:16). Иначе говоря, Бог возвышен, но видит униженного и благотворит ему, и сокрушит Он высокомерного и гордого...».

Вера должна нас приближать к Богу, и низводить на нас Его благоволение. Это качество веры возможно лишь в состоянии «неключимого раба». Только во смирении умножается наша вера, и только в таком состоянии мы получаем Божественное благоволение.

 

[1] неключи1ми = «непотребные, негодные, неспособные, бесполезные, ничего не стоящие.

[2] Раши также понимал слово ЙЕЕДА в смысловом значении «карает». Практически все классические комментаторы согласны с таким пониманием Раши… комментарии Менахема бен-Сарука (новелла עד, третье значение): «обламывать», «наказывать». В этом случае смысл 12 стиха Пс. 89 таков: «По числу лет наших наказывай = הודע нас, и мы обретем мудрость в наших сердцах» (М. Левинов). В синодальном переводе этот стих имеет таков смысл: «Научи (дай нам знать) нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс.89:12). (М. Левинов)


Назад к списку