От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ОСВЯЩЕНИЕ СЛОВОМ И МОЛИТВОЙ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ОСВЯЩЕНИЕ СЛОВОМ И МОЛИТВОЙ

 #несказаннаяпроповедь

 

Апостол Павел в своем послании к Тимофею после обличения гностических лжеучений,[1] которые несли идеи гнушения браком[2] и пищей,[3] сказал такие слова:

 

3 …Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,

5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.

6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. (1Тим.4:1-6)

 

Размышляющему о духовном и вечном, может прийти на ум мысль, что всё не причастное вечности не заслуживает внимания духовных людей, так всё это низко, предосудительно, и может быть даже греховно. Нужно отметить, что по этому пути пошло немало изуверских сект.

 

Конечно же, если судить по словам священного Писания, то обычай брачного единения[4] или необходимость в еде и питье[5] в грядущем мире будет совершенно упразднен. Но нужно знать, что образ земного обычая, это есть некая тень и прообраз вечного и славного. Ведь мы знаем, что в Танахе отношения мужа и жены метафорично переносятся на отношения человеческой души со Всевышним, так как в любви супругов отображается слава и тайна любви творения к своему Творцу и единства с Ним. Также и в обычной зависимости человека от еды, есть образ того таинственного питания и насыщения, которое будет в вечной славе по воскресении мертвых.[6] Если у человека есть разумение, что эта временная жизнь во всех ее аспектах есть образ жизни вечной, то человеку становится проще удерживать себя в границах божественных принципов, не смущаясь кажущейся низостью быта.

Настоящая и полная жизнь человека – в грядущем мире, но начинается эта жизнь во временной жизни, – здесь на земле. Даже в этом ограниченном, низком, и неприглядном состоянии человек многое из своей жизни может сообразовывать с вечностью. Выход из привычного и суетного в вечное и святое, человеком может совершаться разными способами. Но в основе этого всегда лежит мысль о Божественном и вечном, и стремление к нему.

 

Божественная Сущность духовна. Как говорит апостол: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:24). В нас есть искра Бога – наш дух, который разумно мыслит. Мысль нематериальна и недоступна, как и Бог. И как мысль невнятна и не сконцентрирована без слова, так и Бог для нас далек и недоступен без Своего Слова, Своего Имени и Своих Божественных эпитетов. Но как Бог являет и делает себя доступным в своей теофании, так и наша мысль может быть явной и доступной, когда отображает себя в слове. Мысленное устремление к Богу через Его Имя и Его принципы (открытые в Его слове), приближают нас к Нему, и подводят к Его Присутствию. А где Его Присутствие, там Слава и Святость.

Итак, выход из привычного и суетного в вечное и святое человек совершает через освящение. Освящение – это значит отделение, посвящение. Например, древняя заповедь отделять один день из недели, это освящение дня во Имя Бога. Освящение, как отделение, может быть сделано как делом во Имя Его, так и словом. Даже обычные и привычные вещи в нашей жизни могут быть освящены мыслью, словом и Именем Божьим. Например, древний обычай Израиля – это освящение событий этой временной жизни посредством «БРАХОТ» = «благословений»,[7] т.е. через благодарение и славословие Имени Бога. Это освящение возвышает все обыденное.[8] В традиции Израиля сейчас установлено множество постановлений, когда и как человек должен говорить благословение, но все они подчинены одному принципу: низкое сделать высоким и будничное святым.

Вся наша жизнь подчинена стремлению не только выживания в этом мире, но и повышению качества нашей жизни. Стремление к лучшему, это тайна стремления и восхождения нашего духа к высшему Божественному благу. Поэтому человеку свойственно искать лучшего. И это не плохо, если эти стремления не противоречат правде Божией и не стараются вытеснить вечные ценности ценностями недуховного мира. Вектор нашего стремления направлен к тому, что приятно и хорошо для нас. А это значит, что мы постоянно пользуемся тем, что для нас хорошо, и что нам на пользу. И это как раз повод для того, чтобы благодарить и прославлять Всевышнего за все блага нашей жизни, которыми мы пользуемся.

Многие блага, которые использует человек, бывают незаметны до тех пор, пока они не становятся мало или совершенно недоступными. И не доводя до этого, мы должны благодарить Всевышнего, освящая нашу жизнь, в которой мы используем то, что доставляет нам радость и то, что для нас жизненно важно. Если мы желаем благоволения Божьего и Его благословения, то и сами должны быть благословляющими. Чуждый и не причастный благости Бога, не благодарящий за благо, и не прославляющий милость Бога, рано или поздно, в этом мире, или в будущем лишится блага. Ведь написано о грешнике: «Не возжелал благословения – оно и удалится от него» (Пс. 108:17).

Выражение чувства благодарности Всевышнему и призывание Его Имени, освящают нашу жизнь и возвышают ее. Даже самое неприглядное и обычное в нашей жизни может стать возвышенным и послужить нашему возвышению. Ведь даже обычное вкушение хлеба и глоток вина могут стать сакральным действием через благодарение и призвание Божественного Имени. Слово Истины и Имя Бога освящают даже самое обычное действие. Любовь нашей души, устремленная к Богу в мыслях и чувствах, делает нашу временную и посредственную жизнь отображением вечной жизни наполняя ее вечностью. Как и сказано: «всё освящается Словом Божиим и благодарением» (1Тим. 4:1-6).

 

[1] Апостол Павел присваивает этим учениям и учителям их исповедующим, довольно жесткие эпитеты: «духи льстивые», «учения бесовские», «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей», «негодные бабьи басни» (1Тим.4:1-2,7).

[2] Против порицающих супружество в церковных канонах есть правила. Одно из них гласит: «Правило 1. Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвою». (Ап.5,51; Трул.13; Гангр.4,9,10,14).

[3] Против порицающих мясоядение: «Правило 2. Аще кто, с благоговением и верою, ядущего мясо (кроме крови, идоложертвенного и удавленницы), осуждает, аки бы, по причине употребления оного, не имеющего упования: да будет под клятвою». (Ап.51,53,63; Трул.67; Анкир.14; Василия.86).

[4] «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Матф.22:30).

[5] «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

[6] «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всем исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:3).

[7] БРАХА = ברכה = благословение (бенеди́кция) в иудаизме, молитвенная формула, произносимая при определённых обстоятельствах. Бенедикции построены по стандартной схеме — вводная часть «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира…», после которой следует заключительная часть, зависящая от повода произнесения благословения. В некоторых случаях, например, при благословении заповеди, добавляются дополнительные части… Традиционно выделяют несколько разновидностей благословений: «Бенедикции наслаждающихся» произносят перед употреблением различных видов пищи и при наслаждении ароматами и пр. По типу построения эти бенедикции представляют собой «краткие формулы». Бенедикции, произносимые перед совершением заповедей (зажигание субботних свечей, омовение рук, облачение в талит) – содержат дополнительную формулу «...Который освятил нас предписаниями Его и повелел нам…». «Бенедикции благодарности» – произносят в связи с увиденным (необычные явления природы: радуга, высокие горы, гром, необычно большое стечение людей, лицезрение выдающегося учёного, царя) или услышанным (добрая или плохая весть). Сюда же относят благословения, входящие в ежедневные молитвы. (Википедия)

[8] Например, зажигание свечей, которое может быть обычным действием через благословение становится ритуальным, как и облачение в ритуальные одежды и пр. И обычное употребление пищи через благословение может быть возвышенным и даже таинственно-ритуальным.


Назад к списку