От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ОТЯГЧЕНИЕ СЕРДЦА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ОТЯГЧЕНИЕ СЕРДЦА

#несказаннаяпроповедь

 

 

У человека трехуровневая система душевного устройства.[1] Нижняя часть души – это инстинктивно-плотская составляющая, которая соотносима с печенью. Сердце человека соотносится с желательной частью его души. Высший уровень души человека – это разумно-интеллектуальная часть, соотносимая с мозгом.

Если говорить о сердце, то оно центральная часть трехуровневой системы душевного устройства и непосредственно влияет на полярность духа и плоти. Не только в Новозаветных книгах сердцу человека придается большое значение, но и Танах говорит о сердце чаще чем о уме, и сердцу отводится весьма важная роль в духовной жизни человека. Например, царь Соломон дает наказ, касающийся сердца:

 

23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. (Прит.4:23)

 

Почему сердце настолько важно в духовной жизни людей? Ответ на этот вопрос заключается в том, что сердце влияет на исход противостояния плотской и разумной (высшей и низшей) частей души. Сердце может быть, как союзником плоти, так и союзником духа. И смотря куда склоняется сердце, куда направлен вектор его стремлений и желаний, таково и душевное состояние человека.

 

Христос, говоря о конце земной жизни предупреждает, чтобы каждый человек встретил его в правильном состоянии души.

 

34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. (Лук.21:34)

 

Часто сердце загромождается и заполняется всем, чем только можно, но только не тем, что возвышает его. В сердце часто нет места для самого главного – для Божественного Слова и Духа. Поэтому сердце отягчается желаниями далекими от принципов вечной жизни. Минутные стремления земной жизни вступают в конфликт с Божественной волей отягощая сердце. И оно под тяжестью желаний, направленных к плотской жизни опускаясь вниз становится союзником «печени». В этом случае красота ума оставшись без союзника, и оставшись в меньшинстве, изменяет своей природе и разум становится плотским. Христос назвал три «тяжести» отягощающих сердце.

 

«Объедение» – это желание угождения своей плоти. Но даже если, позыв призывающий утолить голод, это наш естественный инстинкт, то привыкая непрестанно искать и желать чрезмерного насыщения человек извращает естественную потребность и превращает ее в противоестественное объедение, которым заглушается голос и позыв божественных принципов справедливости и милости. Пресыщение делает сердце бесчувственным и жестким (как, впрочем, и другая крайность – голод, недоедание и нужда). Пресыщение делает желания сердца и разум ума бродящими долу, – земными. Как написано: «выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце» (Пс. 72:7). Пресыщение враг справедливости и милости. Есть пословица: «сытый голодного не разумеет». И эти слова имеют под собой основание. Пророк говорит: «Вот в чем было беззаконие Содомы … в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иез. 16:49). Когда есть чувство меры у того, кто имеет возможность ни в чем себе не отказывать и безмерно пресыщаться, это великое благо. Ведь обычно такие имеют власть над народом. И о них сказано: «Благо тебе, земля, когда царь у тебя … и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Еккл. 10:17). Ведь признак самоограничения своих стремлений к пресыщению – это признак справедливости. О ком в народе говорят «зажравшийся»? О том, кто не обращает внимание на голос совести, кто не обращает внимание на страдания других, кто ищет только своей корысти, не взирая на моральные запреты. И о таких сказано: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лук. 6:25).

 

«Пьянство» – это алкогольное или другое опьянение, а также всякое удовольствие помутняющее разум, и не дающее человеку выносить правильное суждение. При помутнении разума человек теряет страх наказания, осторожность, и оправдывает себя в своих грехах. Тора воспрещает священникам опьянение по причине того, что они могут вынести неправильное суждение, когда от них ждут наставления в Истине. «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев. 10:9-11).

 

Опьянение расслабляет, помутняет разум, и сбивает моральные ориентиры.[2] Сильное желание к опьянению и сильным опьяняющим чувствам иногда бывает последствием горестей, уныния и переживаний. При скорбях у человека возникает желание заглушить душевную боль опьянением, но вместе с опьяняющей анестезией не только разум человека теряет здравомыслие, но и его сердце теряет чувствительность и правильный вектор желаний. Опьянение, как и объедение отягчает сердце и тянет его вниз к плоти.

 

«Житейские заботы» – удел каждого кто живет земной жизнью. Без забот не обойтись. Даже если человек мало заботится о себе, ему всё равно приходиться заботится о родных. И в этом нет ничего плохого. Ведь порой, заботливость человека, это его выражение любви к своим ближним. Но нужно знать, что заботы могут заполнить всё место в сердце человека и вытеснить из него Бога. Озабоченность сверх меры земными делами отнимает у человека стремления духовные. И если эти заботы чрезмерны, то они делают ум плотским. Нельзя всего себя отдавать временному и переходящему. Забота о личной жизни, об улучшении этой временной жизни затягивают настолько, что сердце опускаясь вниз, все желания направляет лишь к тому, чему вскоре надлежит исчезнуть и что не может наследовать вечность. Именно во избежание этого когда-то Бог дал заповедь о «субботе»,[3] при которой человек должен был отстраняться от всех забот на один день в неделю. Эта заповедь актуальна для всех, кто живет в сумасшедшем ритме житейских забот и проблем. Пророк Исайя, говоря о «посте», т.е. о том, что самоограничивает человека и противостоит тяжести «объядения», упоминает и то, что противостоит озабоченности житейскими делами». Это самоустранение от забот и посвящение Богу одного дня в неделю. «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе» (Ис. 58:13,14).

 

Последствием такой «паузы» в житейских заботах, и в обращении к Богу, названа «радость в Господе». Т.е. уже не нужно человеку утомленному, скорбному и несчастному искать радости опьянения, радость будет и без одурманивания сознания и чувств. Радость даст Бог.

 

Во всём нужна мера. Терние, (которое в будущем веке не устоит в огне вечного Божественного Света) не должно разрастаясь, заполнять сердце человека. В сердце всегда должно быть место для Божественного Слова и Духа. И тогда сердце будет воспарять к уму в святых желаниях, а не отягощаясь, опускаться в порабощение плоти.

 

Об этом же говорил Христос и в притче о сеятеле, которая указывает на проблемы отягощенного сердца.

 

14 Семя упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лук.8:14,15)

 

[1] Подробно см. 1 т. «Еврейские буквы о Христе» толкование буквы ЛАМЕД.

[2] Сии шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. (Ис.28:7)

[3] שׁבת = ШАБАТ = «покой»


Назад к списку