От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СУДИТЬ ИЛИ НЕ СУДИТЬ?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СУДИТЬ ИЛИ НЕ СУДИТЬ?

#несказаннаяпроповедь

 

Как много раз за нашу жизнь мы слышали Евангельские слова: «Не судите, да не судимы будете» (Матф. 7:1)? Чаще всего, для человека эти слова подразумевают совершенное неосуждение кого, или чего бы то ни было. Т.е. мы, слыша эти слова пытаемся устраниться от всякого суда. Ведь нам известны и другие, следующие за ними слова: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Вспоминая эти слова, мы инстинктивно вспоминаем свои недостатки, и тогда желание судить кого бы то ни было у нас утихает. Но возникает вопрос, а правильно ли, что человек совершенно устраняет свое суждение о грехе и о непозволительных действиях других людей? Разве не укорил Христос фарисеев что они «оставили суд»?[1] Разве не заповедано человеку хранить справедливость суждения и осуждать грех?

 

6 Обратись и ты к Богу твоему; храни милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. (Ос.12:6)

8 О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: совершать суд, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. (Мих.6:8)

 

Действительно, справедливое суждение необходимо, так как суд, это один из Божественных принципов, которому все верные должны следовать. Для того чтобы не допустить до себя грех, мы должны распознавать неправду и произвести над ней свой суд. Но почему же тогда сказано: «не судите, да не судимы будете»?

 

Есть две важных особенности суда, о которых должен знать человек. Первое. Суд всегда начинается с того, кто требует суда, и с того, кто произносит свое суждение над другим человеком. Если человек осудил кого-то за какое-то дело, а сам не свободен от того, в чем осуждает, он приговаривает самого себя. Если осуждающему человеку еще не приходилось сталкиваться с искушением совершить то, в чем он осуждает других, то наверняка после осуждения посторонних, он и сам окажется в подобной ситуации. Почему? Чтобы свыше быть проверенным в том, действительно ли он лучше, чем тот, кого он осудил,[2] и действительно ли он имеет право произносить свой суд над другим человеком. И горе человеку, если он, осудив другого, сам погрешит тем же грехом. Так как сказано нам: «ибо каким судом судите, таким будете судимы». Нужно знать, что над каждым человеком стоит страж-надзиратель, который собирает «компромат» на каждого из нас. Ведь часть ангелов до сих пор категорично настроена к людям, считая человеческий род людей недостойным вечной жизни и вечного царства Божьего. Некоторые из ангелов – являются противниками рода человеческого. Очень часто они предвзято[3] судят наши дела и слова.[4] Писание называет ангелов противления и их вождя «обвинителями»:

 

10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен обвинитель = κατηγορος[5] братий наших, наговаривавший = κατηγορων на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр.12:10)

 

Небесный суд[6] имеет своих прокуроров, предъявляющих обвинение каждому человеку, и требующих суда. В еврейском предании говорится, что не все обвинения принимаются Богом от Сатана, но только те, которые составлены противником из слов, сказанных самим обвиняемым человеком.[7] Т.е. из наших собственных слов бесплотным обвинителем составляется речь для небесного суда.[8] В этом первый аспект слов: «ибо каким судом судите, таким будете судимы». Многие искушения в нашей жизни, это проверка того, а действительно ли мы имели право произнести свой суд против других людей. Действительно ли мы осуждаем грех, в том числе и в самих себе. Прежде всякого суждения, высказанного вслух, человек, должен сам себя теоретически поставить в условия того, к которому у него есть претензии. Точно ли ты в подобных ситуациях и условиях сам поступил бы иначе? Точно ли ты осудил бы в подобных грехах не только чужих, но и себя, ближних и своих родных? На самом ли деле ты блюдешь в своей жизни принцип справедливости, или же ты просто имеешь дух ненависти и неприязни к окружающим тебя людям? И горе тому, кто не оправдается при испытании, и кто, измеряя других мерилом правды, остается при этом сам искривленным.[9] И в этом заключается вторая особенность справедливого суда.

 

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Матф.7:1-5)

 

Справедливое суждения является таковым лишь в том случае, если человек произнося суд и осуждая грех, ещё более утверждается на пути правды. Также осуждение греха необходимо для обличения и исправления своего ближнего. Но если человек причастен тем же недостаткам и слабостям, и если совершает на своём уровне те же виды греха, то его суждения и его желание исправить других, греховны, лицемерны и подобны справедливолюбию диавола. Только тот, кто свободен от собственных слабостей и недостатков, может быть обличителем недостатков ближнего своего, и может подсказать ему способы избавления и очищения от них. Но это не значит, что грешный человек, не осуждая других может спокойно пребывать в своём нечестии и грехах. Да, – не осуждая других, он не усугубляет свои грехи таким судом, который несправедливо снисходителен к собственным грехам, при этом категорично строг к другим. Но грешить самому, и одобрительно взирать на неправды родных и близких, оправдывая их, потому что они грешат тем же грехом что и ты, – это тоже неправильно. Мы призваны «совершать суд», но при этом прежде обязаны осудить грех в себе самих.

 

[1] «Горе вам … что оставили важнейшее в законе: суд…» (Матф.23:23)

[2] Здесь уместен пример «сынов Божьих» – «ангелов Хермона», осуждавших род человеческий, и захотевших на собственном примере доказать, что люди не заслуживают величия и Божьего Царства. Подробно об этой истории смотри в комментарии Пс.67:16.

[3] Евангелие называет вождя ангельских врагов рода человеческого διάβολος = «Диавол», что буквально на греческом языке означает «клеветник». Так как коварство, ненависть и нечестность Сатана, показывают его несправедливое отношение к людям, которых он желает выставить перед небесным судом в худшем виде. «Ваш отец диавол = διαβολου; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44).

[4] Как сказано: «Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое от голоса ругателя и хулителя, от взоров врага и мстителя» (Пс.43:16,17).

[5] Κατηγορος = КАТИГОРОС = «обвинитель, клеветник». Это слово в нашем языке знакомо по однокоренному «категоричный», или «категория». «Категоричный», значит не терпящий возражений в отношении своего мнения. А «категория» в аспекте «обвинения», это определение чего-либо и отношение к какому-то типу. Κατηγορία = «высказывание, обвинение; признак». Можно представить к какому типу относит Сатан согрешивший и падший человеческий род.

[6] «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и Сатан» (Иов.1:6).

[7] «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12:36)

[8] «…и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что небесный летун разнесет глас, и крылатый расскажет слово» (Еккл.10:20). «Крылатый», это ангел, сопровождающий тебя» (Раши). «Ангел рассказывает Круву (вид высшего ангела), а Керув – Всевышнему. А откуда мы это учим? Шломо сказал: «Ибо птица небесная донесет твою речь, и крылатая тварь расскажет об этом» (Псикта рабати 8).

[9] Подобно сказанному: «Горе вам, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лук.11:46).


Назад к списку