От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ЕСТЬ ЛИ ТАЙНА ДЛЯ АНГЕЛОВ?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ЕСТЬ ЛИ ТАЙНА ДЛЯ АНГЕЛОВ?

#несказаннаяпроповедь

 

В посланиях апостола Павла достаточно часто упоминается греческое слово «тайна» = μυστήριον = МЮСТИРИОН.[1] Тайна – это всегда то, что недоступно и закрыто, это то, что открывается не для всех, это некая граница, за которой неведение. В еврейском методе экзегезы «ПаРДеС»,[2] четвертый уровень толкования Священного Писания – это СОД = «тайна». Тайна – это нечто, специально сокрытое от посторонних, а также, тайна – это нечто малопонятное и неудобопостижимое для разума. В христианском аспекте тайна – это то, что относится к максимальному кеносису Божественного Логоса. Т.е. тайна самоограничения Всевышнего и Его Присутствие в тварном мире в личности Сына Человеческого – Мессии.[3] И уже в этой тайне содержится тайна причастия общины Божией воплотившемуся Логосу через Его Дух и через Его воспоминание[4] в жертвенно-евхаристическом вкушении Хлеба и Вина.[5] И действительно, кеносис Всевышнего и Его Присутствие в ограниченном мире, а тем более Его личностная теофания в человеческом естестве, это великая тайна. Написано у апостола:

16 И беспрекословно – великая тайна благочестия: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. (1Тим.3:16)

Когда апостол говорит о «тайне», он говорит о Боге, открывающем Свое Присутствие в этом мире. Поэтому для христиан, аспект СОД в Писании, это всегда мессианский аспект Личностной Теофании Всевышнего.

Великая тайна имманентного Присутствия Безначального Всевышнего в ограниченном мире приоткрылась людям в явлении Божественного Логоса в Мессии. Сказал апостол: «Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). И это великая тайна. Нужно отметить, что апостол в этом же стихе также написал: «Богпоказал Себя Ангелам». Это очень странные слова, для уха человека, который верит, что ангелы всегда видят «Лик Бога»[6] и имеют незамутненное знание духовного мира. Зачем Христу показывать Себя ангелам? Здесь очевидная для раввинистических воззрений периода Второго Храма вещь. Ангелы являются некими ревнителями в отношении рода человеческого. Агада говорит о том, что ангелы были весьма недовольны решением Всевышнего сотворить человека.[7] Для ангелов было неприемлемо, что богоподобный разумный дух будет заключен в тело, которое сотворено из земли. И если предположить, что недовольство ангелов случилось уже после того, как был сотворен животный мир, то конечно же, вполне оправданы опасения ангелов, что человек имея животную составляющую может в скотских инстинктах уподобится неразумному творению и унизить духовный разум стремлениями низших побуждений. И если вспомнить историю первых людей, то действительно, Ева не удержалась от запрещенного, когда «увидела, что дерево хорошо для пищи, и что оно желанно для глаз и вожделенно» (Быт. 3:6). Т.е. побуждения плоти оказались сильней ограничений, которые должен был соблюдать духовный разум. А последующие поколения людей после первого грехопадения только умножали преступления и усугубляли зло на земле.

Ангелы не имеют той ограниченной природы, что имеет человек в земной плоти своей. Ангелы не имеют никакой нужды и не имеют немощной дебелости плоти, которая зависима от еды, отдыха, и чувственности. Конечно же ангелы изучили все слабые стороны человеческой природы, все раздражители, рефлексию, анатомию и физиологию. Ангелы прекрасные психологи, и за тысячелетия истории человечества для них не осталось в естестве людей особых загадок и тайн. Ангелы знают, что ожидать от человека и знают немощь его естества. И особенно изучили слабости людей, ангелы противления – искусители и враги рода человеческого.

Презрение к человеку в среде ангелов противления подвигло нескольких ангелов выпросить для себя возможность прожить человеческую жизнь, чтобы в своем примере обличить порочность и низость сотворенного рода людей.[8] Эта история имеется в иудейском предании. Ангелы нашли возможность оказаться в человеческом теле среди людей. Агада говорит, что группа Ангельских стражей сошла на гору Хермон.[9] Но вместо того, чтобы показать образ праведности во плоти своей, и показать никчемность рода человеческого, «Сыны Божьи», т.е. ангелы во плоти, пустились во все тяжкие.[10]

Можно вспомнить и агадическую историю, где упоминается укор Всевышнего к двум ангелам, которые сошли с Ним[11] к Аврааму у дубравы Мамре. Всевышний укорил их за то, что они с чрезмерным удовольствием и ненасытностью наслаждались пищей, которой угощал их Авраам. И этот укор есть некое обличение ангелов в том, что они незаслуженно строги к слабостям рода человеческого.

Так или иначе, если судить по агаде, то для ангелов человеческая плоть, это непреодолимая тяга животных инстинктов, затмевающая духовный принцип справедливости. Ведь даже небесные стражи – ангелы Хермона, когда-то не справились с искушением плоти. В плотском человеке ангелы не видят ничего доброго, но при этом, ангелы всегда имели откровение о Сыне Человеческом, ради которого сотворен мир и все люди. Именно это откровение вызвало недоумение среди ангелов противления и побудило их возненавидеть род людей, сотворенный из праха земного. Изначально ангелы должны были поклониться Сыну Человеческому как Царю всей сотворённой вселенной. Это поклонение Сыну Человеческому – Машиаху, есть признание Его Высшим явлением Бога в этом мире. Откровение о Нем было преткновением для части ангелов, которые не захотели признать Своего Господина и Владыку в естестве, сотворенном из земного праха. Они знали, что Имя Машиаха и Жертвенник Его пребывали до сотворения мира,[12] и знали, что Он есть Царь неба и земли, и что Он воссядет на престоле Славы, и будет царствовать во веки. Ангелы должны были покорится Сыну Человеческому зная, что Божественное Слово, (т.е. Личностное Присутствие Всевышнего) должно воплотиться в человеческое естество, и воцарившись над тварным миром являть Бога во плоти.[13] Машиах – Источник жизни являющий великий Свет Творца.[14] Поэтому апостол Павел в послании к евреям упоминает мидраш о двух[15] личностных явлениях Божественного Логоса («Первородного»), при которых ангелы были обязаны преклониться пред Ним.

Итак, с одной стороны, для ангелов человек, это примитивный вид, который свою ценность и величие унижает плотским образом мышления и делами неправды, но с другой стороны, потенциал человеческого естества, это величие, вознесенное превыше ангельской славы и вечное Божественное Присутствие, воцаряющее природу человека на вечном престоле Божественной Славы. И если вернуться к словам апостола Павла: «Бог явился во плоти … показал Себя Ангелам», то они являются продолжением агадической мысли, что Сын Человеческий, которому уготовано вечное царствование Царства Божьего[16] явил то, что не мог явить перед ангельским миром ни один человек – совершенную праведность и стойкость в искушениях, которым подвержена человеческая природа. Именно поэтому Христос ушел в пустыню, чтобы показать Себя ангелам, как падшим врагам рода человеческого, так и верным ангелам Божьим, ожидающим явления Сына Человеческого. Христос в пустыне был один, но на него было устремлено бесчисленное множество ангельских взоров. И Ангелы увидели крепость человеческой природы Христа, которая не поколебалась от искушений Сата́на.[17] Тогда познав в Иисусе истинного Праведника, какого ещё не было в роде человеческом, «ангелы приступили и служили Ему» (Матф. 4:11).

Для ангелов удивительно видеть в человеке то, что они видели во Христе. Сами ангелы не имеют никакой нужды, и не делят ресурсы, влияющие на уровень и качество их жизни. Им не нужно восполнять недостаток и ущерб. Но зная склонность животной природы человеческого естества, (ее инстинкты и рефлексы), ангелов удивляет приоритет разумного духа и «противоестественное» (по отношению к животным рефлексам), чувство жертвенной любви, которое возвышает праведного человека даже над бесплотными духами. Этот духовный выбор, возвышающий человека, а особенно сила и святость Мессии, явившего совершенный образ праведного и милостивого человека, есть великая тайна для ангелов. Легко быть святым и праведным, если притеснения, голод, болезни и различные скорби по плоти не тревожат и не побуждают отступить от правды, в попытке улучшить и облегчить свое физическое существование. Но жертвенная любовь человека, – это тайна, в которую ангелы желают вникнуть и познать её. Об этом пишут апостолы так. Например, апостол Петр:

10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков…

11 …сущий в них Дух Христов, предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.

12 Им открыто было … во что желают проникнуть[18] Ангелы. (1Пет.1:7-12)

Также и апостол Павел пишет подобно Петру:

3 мне через откровение возвещена тайна…

5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

9 …в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,

10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем. (Еф.3:3-11)

Написано: «тайна… соделалась известною начальствам и властям на небесах». Вопрос. Разве начальствам и властям на небесах (т.е. ангелам), не было известно откровение о Христе – Сыне Человеческом, что в Нем явит Свой Лик Творец Бог? Да, это было известно им. Но ангелам не было известно о пути Сына Человеческого, который должен воцарится и прославится лишь через жертвенное страдание и смерть. Ангелы не могли познать для чего Всевышний совершает максимальное самоограничение и самоунижение (кеносис).

Ангелы ждали Сына Человеческого и высматривали кто из рожденных есть Тот, перед Которым им нужно преклониться. Даже Сата́н в пустыне говорил Христу в сомнении: «если Ты Сын Божий…» (Матф. 4:3). Когда то, при рождении Христа ангелы знали, что в мире рождается Царь и Избавитель людей, но Его Божественная Слава, до времени, была сокрыта под немощью человеческого естества во дни плоти Его.

Для ангелов является неудобопонимаемой загадкой величие человека немощного и страдающего, бескорыстно жертвующего, любящего других в ущерб себе, и тем более, умирающего ради прощения грехов других людей. Но через учение Евангелия, которое воплощается в жизни святых и причастных Сыну Человеческому, ангелы вникают в тайну, которую до конца не могут уразуметь в своем ангельском, бесплотном естестве. Поэтому апостол написал: «тайна, сокрытая от вечности в Боге через Церковь соделалась известною начальствам и властям на небесах» (Еф. 3:9-10). Являть эту тайну ангельскому миру призван всякий, кто причастен своему Царю, и кто следует за Ним.

 

[1] В другие языки корень этого слова вошел через слова МИСТЕРИЯ, МИСТИКА. На иврите слово «тайна» это סוד = СОД, а на арамите: רָז‎ = РАЗ.

[2] П.Р.Д.С. четырехуровневый экзегетический метод толкования Писания в иудейской традиции.  Четыре буквы П.Р.Д.С., как нотарикон четырех способов толкования, составляют слово ПАРДЕС = פרדס = «сад». 1. פשט = ПШАТ = «точно определять, разъяснять, истолковывать». 2. רמז = РЕМЕЗ = «намек». 3. דרש = ДРАШ = «расспрашивать, находить». 4. סוד = СОД = «тайна». Подробно о ПАРДЕС, см. в толковании буквы САМЕХ: «Еврейские буквы о Христе».

[3] «…для всякого совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол.2:2).

[4] «...сие творите в Мое воспоминание» (Лук.22:19), «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан.6:56),

[5] Например, о тайне Присутствия Всевышнего в Сыне Человеческом – Христе, и через Христа в общине верных, пишет апостол Павел: «…Тело Его, которое есть Церковь… тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас…» (Кол.1:24-27), «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1Кор.6:15), «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32), «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5).

[6] «Ангелы на небесах всегда видят Лик Отца Моего Небесного» (Матф.18:10).

[7] Сказал рабби Симон: Когда Святой, благословен Он, начинал творить человека, ангелы служения собрались в группы и содружества, некоторые из них говорили: Да будет сотворен; а некоторые из них говорили: Да не будет сотворен… Сотворил Он человека. Сказали ангелы служения Святому, благословен Он: Властелин миров, «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь его?» (Пс.8:5) – эта напасть зачем сотворена?! (Берешит раба 8:5)

[8] По другой версии группу ангелов привлекла плотская и чувственная сторона человеческой жизни. Например, в эфиопском варианте книги Еноха написано: «И ангелы, сыны неба, увидели их, и возжелали их, и сказали друг другу: Давайте выберем себе жен в среде сынов человеческих и родим себе детей». Третье мнение говорит о том, что эти ангелы за осуждение и презрение к первым людям были низринуты с неба. Так объясняет комментатор книги Зоар – р. Йегуда Ашлаг: «Причиной их падения с неба на землю было обвинение человека во время его сотворения. Однако необходимо понять – ведь много ангелов обвиняли тогда, и спрашивают мудрецы: «Почему же Творец низринул (на землю) только Азу и Азаэля?» (см. Зоар Балак). Но в час, когда у Творца возникло желание создать человека, Он созвал «станы высших ангелов» и, посадив их перед Собой, сказал: «Я хочу создать человека». Возразили Ему: «Что представляет собой человек, чтобы вспоминать о нем» (Пс.8) т.е., чем особенен этот человек? Ответил им: «Человек создан по образу Нашему, и мудрость его превзойдет вашу мудрость». Поскольку в грядущем будущем достоинства Исраэля будут выше достоинств ангелов. А после того, как Он создал человека, и тот прегрешил, явились к Всевышнему Аза и Азаэль и сказали: «Мы имеем право сказать Тебе, что человек, созданный Тобою, согрешил пред Тобой». Ответил им: «Если бы вы были на его месте, были бы хуже него». И низринул их Творец со ступени святости, на которой они были, с небес. А когда низринул их Творец со ступени святости, они начали путаться с женщинами этого мира, и совращали жителей мира.

[9] Эта история описана в Агадических мидрашах, а также подробно в эфиопской книге Еноха. Потомки «сынов Божьих» – это исполины (рефаимы). Они занимали всю область возле горы Хермон известную как Башан. Даже после потопа, долгое время царем Башана был Ог, последний потомок рефаимов, которого по преданию умертвил пророк Моисей.

[10] В книге Берешит написано: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:1,2). Они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклятиям, и открыли им срезывания корней и деревьев. Они зачали и родили великих исполинов… и поели они все приобретение людей, так что люди уже не могли прокармливать их. Тогда исполины обратились против самих людей, чтобы пожирать их. И они стали согрешать по отношению к птицам и зверям, и тому, что движется, и рыбам, и стали пожирать друг с другом их мясо и пить из него кровь. Тогда сетовала земля на нечестивых. (Енох.2:7)

[11] Бог являл Свое Присутствие на земле в Личностной Теофании Ангела Лика, являясь к праотцам еврейского народа даже в виде человека. Например, явление Аврааму у дубравы Мамре еврейское предание соотносит с одним из чувственных явлений Бога человеку. см. Авот де-раби Натан 34.

[12] «Сказал раби Абаhу бар Зеира. … Семь вещей предшествовало существованию мира: Тора, престол славы, рай, ад, раскаяние, горний храм и Имя Машиаха. … Святой благословенный сидит на престоле славы. … А горний храм перед Ним. И имя Машиаха высечено на драгоценном камне, на жертвеннике». (Мидраш Теилим 90)

[13] «…и от плоти моей увижу Бога». (Иов.19:26)

[14] «…у Тебя источник жизни; во Свете Твоем мы видим Свет». (Пс.35:10)

[15] «Также, когда вторично = παλιν вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6). Подробно о двух личностных теофаниях мы говорили много раз. См. толкование буквы ШИН, комментарий на Пс.94:11.

[16] Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан.7:13,14)

[17] Об этом также в комментарии на Пс.151:6 (греческий вариант псалма).

[18] παρακύπτω = 1. заглядывать; 2. присматриваться, всматриваться; перен. вникать, проникать.


Назад к списку