От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ВОСПИТЫВАТЬ НЕ РАЗДРАЖАЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ВОСПИТЫВАТЬ НЕ РАЗДРАЖАЯ

#несказаннаяпроповедь

 

Апостол Павел в своих посланиях дважды говорит о том, чтобы отцы, воспитывая своих детей в учении Божьем, не раздражали их.

4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. (Еф.6:4) …  Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. (Кол.3:21)

Все мы когда-то были воспитанниками своих родителей, и помним, что воспитательные моменты, как правило, вызывали наше раздражение. Так каким же образом мы, воспитывая наших детей, можем при этом не раздражать их? Разве это возможно? Наверное, при воспитании полностью обойти раздражение ребенка не получится. Такова природа человека, реагирующая на ограничение свободы. Но все-таки есть один из главных и действенных методов назидания, который может принести свой плод, и при этом не вызывать раздражение воспитанника, которое часто возникает при обличительном воспитании. Что же это за метод? Ответ: это личный пример отца. Искреннее хождение в тех принципах и добродетелях, которые желает привить отец своему чаду, это безмолвное, не нудное, и не вызывающее раздражение воспитание. Среди людей ходят мудрые слова на это счет: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя».

Лично в моем воспоминании отцовского воспитания (помяни его, Господи, во Царствии Своем), я могу отметить, что при всём моём недовольстве к отцовским обличениям моих недостатков и провинностей, у меня никогда не возникало раздражения или отторжения к тем его словам поучения, которые отражали его жизненные принципы, в которых он показал себя, и которые были действительно им исполнены. И вот эти его нравоучения и его личный пример, на мой взгляд, были особенно действенными, запоминающимися, и не вызывающими моего раздражения.

Тот, кто воспитывает и учит правде, должен сам стоять на пути правды. Несправедливо учить других тому, чего еще не исполнил сам. Ничего кроме раздражения и отторжения не могут вызвать слова лицемерных воспитателей. Это же касается и воспитания «народа». Не могут не раздражать слова, например, северокорейского лидера, призывающего свой народ к терпению недостатка еды, при этом лоснящегося, и явно не страдающего от недоедания. Раздражает строгость законов для народа при коррумпированности чиновников, которыми справедливость попирается. И что могут вызвать в душе человека пропаганда патриотизма, если власть имущие преследуют свои, а не государственные интересы, при этом пренебрегая нуждами народа.[1]

Воспитывать, не раздражая – это значит показывать личный пример воспитания. «Воспитывать в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), это значит самому пребывать в этом учении примером своей жизни.

 

[1] В дневнике паренька из «Гитлерюгенд» Клауса Гранцова приводится немецкий анекдот из 1943 года: «Моральный кодекс истинного немца: 1. Будь многодетным, как Гитлер. 2. Будь скромен и прост, как Геринг. 3. Будь верным, как Гесс. 4. Будь молчалив, как Геббельс. 5. Будь трезвым, как Лей. 6. Будь прекрасен, как Шольц-Клинк!» … Здесь сарказм простых немцев: Гитлер был бездетным, но призывал немок к многодетности, Геринг любил роскошь (и был кокаиновым наркоманом), но толкал речи о необходимости скромности. Гесс по официальной версии оказался перебежчиком, а у Геббельса рот не закрывался (он был министр пропаганды). Лей, глава трудового фронта, двигал кампанию трезвости для экономии денег немцами, чтобы еще лучше служили государству и при этом был хроническим алкоголиком. А Шольц Клинк была главой женской организации в нацистской партии (также она создала «отдел расовой политики» и инструктировала, какой не должна быть немецкая женщина), ну я бы не сказал, что она была страшноватой, но у немецких парней восхищения не вызывала. (О. Курзаков)


Назад к списку