От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ДУХОВНОЕ ОТЦОВСТВО
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ДУХОВНОЕ ОТЦОВСТВО

#несказаннаяпроповедь

 

В Евангелии есть слова Христа, обращенные к нам:

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;

9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. (Матф.23:8-10)

Конечно же, с этической стороны неприемлемо называть себя учителем, отцом и наставником. Пренебрежение этим правилом лишь позволяет гордыне, тщеславию и превозношению разрастаться в человеческом сердце. Глупо и смешно, когда, например, какой-то религиозный служитель, называя свое имя именует себя «отцом», Тем более глупым это выглядит, когда тот, в силу своего возраста еще даже не показал плоды своего отцовства в своей семье, достойно воспитав и вырастив своих детей.

Но все-таки, вопрос, возможно ли именовать кого-то отцом? Разве у человека нет отца по плоти? Или разве у нас нет таких учителей, которые возрастили нас в познании и учении? Конечно же, у каждого есть и отец, и учитель. Но иногда слова Христа: «отцом себе не называйте никого на земле», бывают исполняемы буквально крайне простодушными людьми И это не от большой веры, и не от большого ума. Ведь Евангельские слова, это не буква, а дух, т.е. то, что стоит за буквами.[1]

Во-первых, нужно посмотреть на апостолов. Исполнялись ли буквально слова «не называйтесь…» ими самими? Например, апостол Иоанн восемь раз обращается к верующим в своем послании называя их своими «детьми».[2] Вероятно и слушающие его, в ответ называли Иоанна «отцом». Но согрешал ли человек называя престарелого и мудрого Иоанна отцом, и согрешал ли Иоанн, позволяя называть себя так? Согрешал ли Иоанн, называя других людей детьми, ведь по словам Христа, все мы дети только одного Отца, Который на небесах? Согрешает ли ребенок, называя своего отца «папой»? А может быть отец должен запрещать своему ребенку называть себя этим словом? Конечно же нет. В этом нет греха. Но для чего же Христос дал заповедь «не называйтесь…»?

Отец, рождающий своего сына, воспитывает его пока у него не сформируется разум, и пока ребенок сам не начнет принимать правильные решения. В свою очередь, сам отец в своем отеческой заповеди воспитания, руководствуется примером Того, Кто безукоризненно следовал воле Небесного Отца. Этот пример дает нам Господь и наш Пастырь – Иисус Христос. Апостол Павел так говорит своим духовным детям, родившимся от его благовествования:

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1Кор.4:15,16)

И апостол Иоанн также говорит:

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру… (3Иоан.1:11)

Апостолы призывают следовать своих «детей» путем, которым идут сами. Но это следование и подражание не личному примеру Павла или Иоанна, а подражание их личному следованию прямым путем Истины – следованию и подражанию Христу. Именно при таком руководстве, ни родной отец по плоти, ни духовный отец, ни учитель или наставник, никогда не заслонят своей личностью и своим плотским или духовным «отцовством» истину Всевышнего. Поэтому Христос говорит нам: «не называйтесь…», «не позволяйте называть вас…»,[3] для того, чтобы наше «отцовство» не заслонило высшее Отцовство, и чтобы наш путь не увел наших детей и учеников от пути Истины. Мы должны быть отображением Истины, которое не заслоняет, а приближает к Тому единственному Отцовству, которое мы имеем в познании Всевышнего. Апостол Иоанн так говорит, радуясь, что его ученики и духовные дети не отступают от прямого пути Истины:

4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.  (3Иоан.1:4,5)

«Дети», которые уже сами способны различать прямоту и кривизну путей, т.е. те, которые пережили духовное рождение, не должны быть в «узах» своих отцов. Наше плотское и духовное отцовство не должно делать из сыновства наших «детей» собственность и полное обладание. Апостол Петр говорит, что «отцы» должны вести детей бескорыстно и «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример» (1Пет. 5:3). Напротив, же, если отцовство только ради угнетения, подчинения своей воле и ради своих целей и желаний, то оно обратится крахом как для «отца», так и для «детей». Очень интересное назидание об отцовстве на примере слов Торы приводит р. Джонатан Сакс, показывая, что полное обладание над «ребенком» не даст ему быть по-настоящему свободным и следовать Истине:

«После первых родов праматерь Ева говорит: «Я приобрела = КАНИТИ человека от Господа!» (Быт. 4:1). Этим ребенком – его имя образовано от глагола «КАНИТИ» – был КАИН, сделавшийся первым убийцей. Если ты стремишься распоряжаться своими детьми, как собственностью, твои дети будут бунтовать и грешить. Пока родители считали взрослых детей своей собственностью, не могло возникнуть понятия «индивид». Тора отражает рождение индивида как центральной фигуры нравственной жизни. Поскольку дети – все дети – принадлежат Богу, родительство – это не владение собственностью, а опекунство».

Дело нашего «отцовства», либо плотского, либо духовного, только опекунство и забота на первых этапах превращения и становления духовного человека. Все «дети» – это достояние Божие, ибо «один у нас Отец, Который на небесах».

Мы должны подражать Христу, и если это подражание будет успешным и наш путь будет прям, то наш пример приведет наших детей к подражанию и следованию за истиной. А следование за истиной делает человека свободным. Как и сказано: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Человеку, если он, родившись от Духа стал новым человеком, уже не нужны «отцовские» узы. Всякое владычество над «детьми Божьими» – это насилие, которое чуждо духовной свободе и руководству Духом Святым. Ведь «где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17).

 

[1] Подробно о букве и духе см. в «Эпилог по алефбету», в книге «Еврейские буквы о Христе».

[2] «Дети мои! сие пишу вам…» (1Иоан.2:1), или «Дети мои! станем любить не словом или языком…» (1Иоан.3:18)

[3] Довольно часто так переводят слова Христа. Например, перевод Г. Менге: «не позволяйте называть себя учителем…». Или в подстрочнике Винокурова: «не будьте названы равви…».


Назад к списку