От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МОЙ ЙОВЕЛЬ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МОЙ ЙОВЕЛЬ

 

Словом יובל = «ЙОВЕЛЬ», в Торе назван последний год пятидесятилетнего цикла. Это слово стало основой всем известного слова «юбилей»

 

8 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет;

10 и воструби трубою …и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей = יובל = ЙОВЕЛЬ … (Лев.25:8-10)

 

Для лучшего осмысления заповеди ЙОВЕЛя нужно посмотреть на этимологию этого слова.

 

Значение слова יובל = ЙОВЕЛЬ – это бараний рог (рог для трубления),[1] баран.[2] Раши пишет так о названии пятидесятого года: «Этот год отличается от других лет тем, что ему дано особое имя. А как он называется? «ЙОВЕЛЬ» в связи с трублением в шофар. Также этот же еврейский корень, от трубного звука который издает бараний рог для управления или донесения информации большому числу людей, может иметь глагольную форму слова ЙУВАЛ = «ведомый».[3]

 

Рав Гирш пишет, что слово «ЙОВЕЛЬ» родственно глаголу «hОВИЛЬ» (в будущем времени «ЙОВИЛЬ»), что означает «доставить», «привести». Более глубокий смысл этого слова в аспекте пятидесятого года доставить человека и его имущество в нужное место и привести их в правильное состояние, порядок. Т.е. здесь указание на то, что все что человек в этом мире приобрел в собственность, на самом деле не его, а Божье. Ни должники, ни земли до конца не могут принадлежать человеку. Пятидесятый год ставит человека в заповеданное отречение от всего, что он «приватизировал». Вот как объясняется это еврейской традиции: «Йовель знаменует кумулятивное завершение эпохи. Всё, что было раньше – подходит к концу. Этот год как будто начисто стирает предыдущие 49 лет. Всё возвращается в исходное первозданное состояние, и процесс начинается заново. Йовель,[4] в который протрубили в Йом-Кипур 50-го года, возвещает о том, что люди и предметы возвращаются к своему первоначальному положению. Проданные поля[5] – к прежним владельцам. Рабы – к свободе, то есть к своему естественному состоянию».

 

ЙОВЕЛЬ «приводит» и возвращает Всевышнему все, что «приватизировал» человек за 49 лет.[6] У всех семидневных (ШАБАТ), семилетних (ШМИТА) и пятидесятилетних (ЙОВЕЛЬ) повторений только одна задача: напомнить человеку об ограниченности числа дней его обладания тем, что на самом деле является его собственностью лишь условно. Окончанием каждого цикла Закон ставит человека перед фактом того, что он не является здесь настоящим владельцем ни земли, ни людей.[7]

 

Двадцать пятая глава книги Левит (Вайкра) говорит в контексте заповеди пятидесятого года – Йовеля, о возвращении родовых наделов и освобождении рабов, которые продались в рабство из-за долгов и обнищания. Т.е. в этот год, кроме всего прочего, освобождались должники и рабы.

 

По еврейской алахе в Йовель освобождали только рабов из евреев. Законы Шмиты и Йовеля, алахой предписаны для соблюдения только в земле Израиля. Но Новозаветным людям сказано: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:20). Поэтому христианами пятидесятый год также может быть освящен – т.е. особо выделен. Но ведь сейчас нет буквального рабства и прочих установлений, к которым относятся заповеди Юбилейного года. Как же тогда христианину освятить этот год?

 

Мне, пример христианского исполнения заповеди о Юбилее показал мой друг и бескорыстный издатель моей книги,[8] Василий Слонов. Он на свой юбилейный год в социальной сети объявил о прощении долгов всех своих финансовых должников. В древнее время трубный звук шофара[9] возвещал о «годе освобождения».[10] Сейчас этим трубным звуком может быть оповещение большого количества людей через информационные средства и социальные сети. Уместно напомнить, что Христос осуждал «трубление»,[11] – т.е. разглашение о своих добрых делах перед другими людьми. Но оповещение о прощении должников, это единственное допустимое, и даже заповеданное[12] «трубление перед собой». Освящение моим другом пятидесятого года его жизни, это был один из самых впечатляющих и вдохновляющих уроков Торы, которые я получил от других людей. Этот пример освящения Йовеля мне захотелось непременно повторить. Сегодня начинается мой пятидесятый год. Но вот только у меня, нет финансовых должников. Скорее, это я финансовый должник других людей. Так как же мне освятить свой юбилей? Остается вспомнить только тех, которые стали моими должниками после того, как принесли беды в мою жизнь через несправедливость и вражду.

 

Обиды, т.е. по-другому, – беды, которые приносят люди, ставят их в разряд «должников». Есть люди, которые переворачивают жизни других своим злодейством. Это должники, долг которых простить трудно, так он очень велик. Но пятидесятый год ставит человека перед фактом, что должники – не навечно. Если кому-то мы и должны, так это Всевышнему. Нужно все вернуть Владыке вселенной. Это Его владение, и его должники.[13] К тому же у человека нет собственной свободы, если он не дает свободу тем, кто ему «задолжал». Долг привязывает и делает рабом не только должника, но и того, кто ждет возврата этого долга. Именно поэтому в молитве Господней есть слова: «и оставь нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф. 6:12). Как ни велико было бы желание человека обладания кучкой своих «рабов», но всегда блаженней быть свободным от желания быть «рабовладельцем». Господь призывает нас к свободе, которая не терпит привязанности к тому, что мы «приватизировали» в этой жизни. И установленный Богом Йовель, приводит все наши обладания ко Всевышнему, в первую очередь, делая свободными нас самих.

 

В мессианском аспекте, Йовель, – это наша свобода и прощение во Христе. Христос совершил освобождение должников Божьих через Свое Искупление.[14] Его Избавление – это вечный Йовель. Он привел к Богу всех, кто внял услышанному возглашению об оставлении грехов через его Искупление. Получив освобождение в великий Йовель, не нам ли провозглашать свободу нашим должникам? Ведь наши долги перед Всевышним куда более неоплатны и велики. Ведь каждый христианин знает и помнит евангельскую притчу о двух должниках (Матф. 23:35). И по слову Христа нам прощаются долги, только если мы сами прощаем. Да и Талмуд говорит тоже: «Небесный суд проходит мимо всех грехов того, кто проходит мимо собственных обид, как сказано: «...Прощает грех и проходит мимо преступления». Кому прощает грех? Тому, кто проходит мимо преступления, совершенного против него лично» (Рош а-шана 17а).

 

Поэтому сегодня, в свое 49-летие, в начале пятидесятого года, освящая свой Йовель, я возглашаю о прощении всех своих личных должников. Надеюсь и верю, что этот «год свободы» сделает меня еще более свободным.

 

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ БОГ НАШ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ОСВЯЩАТЬ ГОД ЙОВЕЛЬ.

 

БЛАГОСЛОВЕН БОГ И ОТЕЦ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, ОСТАВЛЯЮЩИЙ ДОЛГИ НАШИ, И ЗАПОВЕДАВШИЙ ПРОЩАТЬ ДОЛЖНИКОВ НАШИХ!

 

[1] Уместно сказать, что имя первого человека, игравшего на свирелях и трубившего в рог (т.е. играющего на духовых инструментах) было ЙУВАЛЬ. Т.е. возможно, что его имя стало основой для названия рога из которых, делали духовые музыкальные инструменты. «Имя брату его ЙУВАЛЬ = יובל он был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт.4:21)

[2] Раши объясняет в комментарии на Исх.19:13, что в Аравии барана называют יובלא = ЙОВЛА. Талмуд Рош а-Шана 26а указывает на значение этого слова («овен») в смысле ведущего за собой. Ведь именно баран шествует во главе стада и ведет его в нужном направлении.

[3] Например, как в известной 53-й главе пророка Исайи: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; Он как агнец, ведомый = יובל на заклание…» (Ис.53:7). ‎יָבַל = ЙАВАЛЬ = E(hi): нести, приносить, приводить. F(ho): быть принесённым или приведённым.

[4] Шофар, рог, горн.

[5] ИОВЕЛЬ – время, когда вся земля снова переходит к СДЭЙ АХУЗА = «родовым владениям». (В течение седьмого года = ШМИТА, земля еврею как бы и не принадлежит. В этот год, по Торе, землю не засевают и не собирают урожай). ШМИТА – время обновления и восстановления. ЙОВЕЛЬ – это период полного возврата к «прежним позициям».

[6] Число 49 (490), которое связано с умножением двух семерок, символизирующих полноту, в Евангелии также связано со свободой и прощением. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матф.18:21,22).

[7] Двадцать пятая глава книги Левит (Вайкра) говорит в контексте заповеди пятидесятого года – Йовеля, о возвращении родовых наделов и освобождении рабов, которые продались в рабство из-за долгов и обнищания. Т.е. в этот год, кроме всего прочего, освобождались должники и рабы.

[8] «О Царстве Божьем в исполнении Духом Святым». Красноярск. «СлонИздат» 2015.

[9] Вторая предписывающая заповедь йовеля – трубление в шофар, как сказано: «И воструби в шофар…» (Лев.25:9). Трубление в шофар это призыв и оповещение общества. Смысл этой заповеди – оповестить об освобождении рабов, возврате родовых наделов и запрете обрабатывать землю.

[10] В книгах Пророков этот год еще называется «год свободы» = שׁנה הדרור = ШАНА А-ДРОР. Например, Иез.46:17.

[11] Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. (Матф.6:2)

[12] И освятите пятидесятый год и объявите (провозгласите) свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей… (Лев.25:10). Трубят в шофар объявляя Йовель в постный день Йом Кипура (‏יוֹם כִּיפּוּר‏‎, = ЙОМ КИПУР = «День Искупления». Буквально: «день покрытия». В иудаизме день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния после начала года = «РОШ А-ШАНА». В 2021 году Йом Кипур приходится на 15 сентября). Освятите пост, объявите торжественное собрание, соберите… (Иоил.1:14). Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. (Ис.58:6)

[13] Господь будет судить народ Свой. (Евр.10:30)

[14] Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы … (Ис.61:1,2). И пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. (Лук.4:16-21)


Назад к списку