От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ГИЛГУЛЬ НЕШАМОТ – ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ГИЛГУЛЬ НЕШАМОТ – ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШ

В современной еврейской традиции в порядке вещей встретить рассуждения о перевоплощении одного человека, после его смерти, в другого. Т.е. идеи гилгуля[1] (реинкарнации, переселения душ), вполне такая легитимная тема среди раввинов.[2] Христианство же отвергает это учение, хотя некоторые теософы на примере евангельской истории пытались показать, что переселение душ возможно. Например, вопрос учеников Христа, которые спросили у Него: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Иоан. 9:2). Естественно возникает вопрос, как мог согрешить еще не рожденный, если предполагалось что он родился слепым по причине своего греха.[3]

Есть у сторонников гилгуля и другие евангельские доводы, например, личность Иоанна Крестителя, которая была упомянута Христом в отношении пророка Илии.

 

На этой неделе в праздник Преображения читалась евангельская история о том, что Христос преобразился перед учениками «и просияло лице Его, как солнце». И там же написано, что «явились Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Матф. 17:2,3). После этого явления ученики спросили Христа:

 

10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?[4]

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все;

12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матф.17:10-13)[5]

 

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела[6] Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою…

14 И если хотите принять, он есть Илия,[7] которому должно придти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит! (Матф.11:9-15)

 

Т.е. здесь можно усмотреть намек на то, что Иоанн Креститель это и есть пророк Илия, пришедший перед приходом Машиаха в мир, согласно пророчеству. А пророчество это было дано в последней главе, последних двух стихов, последней книги Танаха – в книге Махахии:

 

5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. (Мал.4:5)

 

«Илия пришел и не узнали его», сказал Христос. Неужели Христос говорил о гилгуле души пророка Илии? Рассмотрев этот вопрос христианские толкователи Евангельских слово единодушно отрицают такое мнение.

 

Нужно отметить, что официальные представители священства и фарисейства Израиля, у самого Иоанна Предтечи спрашивали кто он.

 

21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
(Иоан.1:19-21)

 

Но перед рождением Иоанна, его отец Захария, услышал ангельское пророчество о его служении, в котором был упомянут Илия в контексте слов из книги Малахии.

 

13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. (Лук.1:13-17)

 

Августин так говорит об этом: «Но как же Иоанн говорит: «я не Илия»; а Христос: «он есть Илия»? Нужно знать, что в нем Господь Иисус Христос пожелал прообразовать будущее Свое пришествие и сказать так, потому что Иоанн был духа Илии. И чем был Иоанн для первого пришествия, тем будет Илия для второго пришествия... когда Иоанн был рожден, Дух Святой пророчествовал об этом человеке: «И будет, Предтечей Вышнего, духом и силою Илии» (Лк. 1:17). Итак, не Илия, но «духом и силою Илии». Что это значит: духом и силою Илии? – В том же Святом Духе, что и в черед Илии. Почему в черед Илии? – Потому что чем Илия будет для второго, тем Иоанн был для первого пришествия».

 

Иоанн Златоуст говорит так: «Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. предтечей одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илией – не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его.[8] Как Илия будет предтечей второго пришествия, так Иоанн был предтечей первого».

 

Против того мнения, что Иоанн это гилгуль пророка Илии, говорят и другие факты. Например факт того, что Иоанн был взят живым на небо в огненной колеснице.[9] Если верить Писанию, то Илия до сих пор жив. Он не мог быть Иоанном, так как до сих пор жив, и должен явиться как верный свидетель перед «днем страшным» – перед всеобщим воскресением мертвых и Страшным Судом Второго Пришествия Христа. Как исповедует Церковь, Илия явится во дни всеобщего отступления при царстве человека греха, и будет умерщвлен. Т.е. Илия должен как и все люди познать смерть.[10] Но это будет перед самым концом этого мира. Также если бы Иоанн был Илией, то во время славного Преображения на горе Фавор, Христу бы явился Илия не в своем образе Фисвитянина, но в знакомом образе уже тогда убитого Иоанна Крестителя, которого знали апостолы.[11]

 

В христианстве идеи перевоплощения душ людей считаются неправдоподобными измышлениями. И апостол Павел говорит: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Т.е. каждая личность умирает единожды, а потом посмертный суд. Учение же о «гилгуль нешамот» не дает человеку сосредоточится на единственном шансе спасения. Верящий в цепочку перевоплощений подсознательно считает, что у него еще будет время и возможность все исправить в следующих жизнях, а в этом теле можно особо не напрягаться в самоограничениях и праведности, и не страшиться загробного приговора. Ведь для верящих в реинкарнацию с окончанием этой жизни шанс спасения не исчезает. Но такая вера, не самообман ли, грозящий посмертной катастрофой?

 

[1] ГИЛГУЛЬ = «превращение, вращение» (גלגל = ГАЛЬГАЛЬ = «колесо»), или ГИЛЬГУЛЬ НЕШАМОТ = ‏גלגול הנשמות‏‎, = «круговращение душ, переселение душ». Понятие в каббале и иудаизме – переселение души умершего в живое тело, иногда многократное; реинкарнация; перевоплощение; метемпсихоз. (Википедия)

[2] Некоторые ученые, ссылку Иосифа Флавия на верование фарисеев в то, что «только души благочестивых вселяются в тела других людей» (Войны 2:163; ср. Древности 18:14), толкуют как указание на верование фарисеев в гилгуль. Существует также гипотеза, что идея гилгула проникла во 2 в. н. э. в определенные круги еврейства из философской школы платоников, гностиков и орфиков. (КЕЭ т.2). Ориген живший в 3в, в «Толкование на Евангелие от Иоанна» упоминает веру фарисеев в метемпсихоз: «иудеи из Иерусалима посылают священников и левитов спросить у Иоанна: «Ты Илия?», то очевидно, что они признавали учение о перевоплощении, полагая его истинно отцовским и не чуждым их таинствам». (ПВ). Впервые учение о гилгулим нешамот сформулировано в «Сефер а-баир». Можно предположить, что каббалисты Прованса, издавшие «Сефер а-баир», заимствовавали учение о гилгулим у катаров, являвшихся до 1220 года главной религиозной силой в Провансе. Катарская ересь, которая была истреблена только в результате кровопролитного крестового похода, представляла собой позднейшую и разбавленную другими элементами форму манихейства, и в качестве таковой она упорно придерживалась доктрины метемпсихоза, которую церковь осуждала как ересь. (А. Боу).

[3] Обычный ответ христиан, отвергающих реинкарнацию: Знание Духа Божьего в этом мире вне временных границ. И поэтому Бог знает то, что еще не случилось, но только может произойти в будущем. Предведение Божие позволяет Его промыслу о человеке выбирать для него лучшее. В данном случае лучшим было бы для человека родится слепым, чем стать большим злодеем.

[4] Согласно традиции фарисеев, следующей за пророком Малахией – одним из двенадцати малых пророков, Илия придет перед приходом Спасителя. (Иероним Стридонский)

[5] Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; … Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. (Мар.9:12,13) И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матф.17:10-13)

[6] Но не подумаем, что Иоанн именуется здесь ангелом по единству природы с ними, но по достоинству своего служения, то есть как вестник = «АНГЕЛ», предвозвестивший пришествие Господа. (Иероним Стридонский)

[7] Называет Иоанна Илией, как равного Илии по силе и духу. Поскольку же сказанное было неясно, то Он предоставил это ведению тех, кто способен уразуметь. Также и ангел Гавриил сказал о нем: «И он предыдет пред ним в духе и силе Илии» (Лк 1:17), показав, что он и есть Илия, хоть и отличается от него внешне. (Аполлинарий)

[8] Христос настаивал, что «Илия действительно придет потом, перед Моим вторым пришествием; и теперь Илия пришел», называя так Иоанна. В этом смысле Илия пришел. Но если ты ищешь Фесвитянина, то он придет в будущем. Потому Он и сказал: «Илия должен прийти прежде и устроить все». Что все? То, о чем говорит пророк Малахия: «Я пошлю к вам Илию Фесвитянина, который возвратит сердце отца сыну, чтобы Я, придя, не поразил землю полностью». Заметь точность пророческого высказывания: для того чтобы ты не подумал, что Христос буквально имел в виду Илию, когда назвал Иоанна Илией из-за общности их служения, Малахия добавляет название его отечества, говоря: Фесвитянина. Иоанн же Фесвитянином не был. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

[9] Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. (4Цар.2:11)

[10] И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их. (Откр.11:3-7)

[11] Также возникают вопросы по проблеме воздаяния при всеобщем воскрешении мертвых. Если воскрешение мертвых людей, это догмат веры, то тогда возникает вопрос: в какое из множества воскресших тел войдет одна душа, совершавшая множественный гилгуль? А ведь мы знаем, что: «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Иоан.5:28,29). 


Назад к списку