От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МУДРОСТЬ МИРА СЕГО: РАЗДЕЛЕНИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МУДРОСТЬ МИРА СЕГО: РАЗДЕЛЕНИЯ

 

Как было сказано ранее, свойство мудрости мира сего, влияющее на мысль и действие человека, это эгоистичная корысть. По апостолу Павлу, корыстные мотивы вызывают различные нестроения, соблазны и разделения, которые являются плодами мудрости плотского разума. Но возникает вопрос: разве «разделение», это всегда плохо и всегда соотносимо лишь с плотским разумом?

 

Если говорить о разделении, то оно, конечно же допустимо и даже заповедано. Ведь и «Бог отделил свет от тьмы» (Быт. 1:4). Т.е. Богом отделяется добро от зла. И меч слова Божьего отделяет правду от лжи: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лук. 12:51). «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,[1] ибо Я пришел разделить человека…» (Матф. 10:34,35).  Мы знаем, что и в Грядущем Мире будет разделение на суде Мессии. Как и написано: «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Матф. 25:32,33).

 

Но ответ на вопрос о разделении становится очевиден, если знать какова разница и каковы мотивы разделений у тех, кто имеет «мудрость века сего», и у тех, кто наделен «мудростью свыше».

 

Бог заповедал разделение лишь в одном случае – отделяться от традиции греха и нечестия. И апостол говорит: «какое соучастие верного с неверным? … выйдите из среды их и отделитесь,[2] говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2Кор. 6:15-17). Разделение заповедано лишь по причине существования греха. Ведь сам грех разделяет человека с Богом, как и говорит пророк: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2).

 

Есть множество политических, этнических, религиозных разногласий, которые разделяют человечество. И чаще всего между этими разногласиями не может быть заключено никакого соглашения, и ничто не может примирить противоположные точки зрения. Но есть то, что устанавливает мир и уважение среди тех, кто по разные «стороны баррикад». Что это? Это общечеловеческие ценности, которые вне границ человеческих традиций – это честность и справедливость. Как правило, честность и справедливость не дружат с эгоистичной корыстью. Справедливость не смотрит на дружеские или родственные узы, политические союзы или религиозное братство. Справедливость делит не на своих и чужих, а на тех, кто прав или не прав. Справедливость – это закон который превыше земных союзов. Справедливость ищет истину и обличает нечестивую ложь, которая возникает по корыстным мотивам. Есть спор во Имя Небес, т.е. тот спор при котором спорят не о своих интересах, и в котором не смотрят на земные атрибуты и принадлежности, но выясняют истину честно и непредвзято. Это справедливый суд определяющий правду. Такой суд отделяет правду от лжи, справедливость от несправедливости, добродетель от порока. И только эта основа – честный и праведный суд, может объединять различные традиции и воззрения, разделяя Истиной на тех, кто прав, а кто нет.

 

Но у мудрости мира сего нет праведного суда. Корысть ветхого человека судит иначе. Неправедный суд не может объединять разделяя. Ведь природа ветхого человека преследует только свои интересы и свою корысть. А всякое совершение неправды, это ущерб другим, тем, кто пострадал от неправды. Эгоизм и корыстолюбие преследуют только свою выгоду, и попирающих правду поддерживают только те, кто имеет от их корысти вою долю. Неправедный суд объединяет только заинтересованных в несправедливости. Поэтому, основа мудрости века сего, это выбор того (не взирая на правду и ложь), что приносит личную выгоду. По причине этих мотивов происходят и порочные разделения. Апостол Павел говорит:

 

17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;

18 ибо такие служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. (Рим.16:17,18)

 

Настоящая же мудрость не ищет своей корысти, но ищет правды. Настоящая мудрость, беспристрастна, нелицемерна и чиста. Она не будет разделять и поносить Правду, которая обличает корыстные намерения и нечестивые дела. Апостол Иаков говорит:

 

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. (Иак.3:12-18)

 

Человеческие традиции разнообразны и ведут к разделениям, но основа на которой возможен общий мир у всех одна – справедливость и честность. Можно иметь много разных воззрений на те или иные вещи, можно придерживаться различных правил и постановлений, но если люди имеют в своей основе Божественный принцип справедливости,[3] то на этой основе, не смотря на многие разногласия, возможен мир и уважение. Каждый кто честен, может подтвердить, что ему ближе и приятней человек из противоположного «лагеря», но справедливый и честный, чем «свой», но корыстный и лживый, попирающий справедливость и пренебрегающий истиной.

 

Уместно в контексте этой темы отметить что Мессия оценит каждого не в меру его принадлежности к той или иной традиции или этноса, не в меру его догматического вероисповедания, а в меру того, поступал ли человек в духе Правды.[4]

 

Всевышний в Писании назван, «Судья Праведный» и «Любящий праведный суд».[5] Пророки говорят: «Он Праведность наша». Бог любит Правду и Его Мессия – «Росток Праведный», судящий по правде.[6] И лишь тот может быть Божьим, кто не пренебрегает принципом справедливости.

 

Но разделяющиеся по корыстным мотивам, всегда разделяются из-за ничтожных и меркантильных поводов, прикрываясь при этом высокими идеями и громкими именами. Сребролюбие и властолюбие разрушают единство. Среди духовной общины разделения невозможны и недопустимы, но если они и происходят, то только потому что кто-то с плотским разумом в мудрости мира сего, заняв, или пытаясь занять главенство, старается достичь своих корыстных целей. Именно о таких людях, прикрывающихся человеческими традициями, известными именами и авторитетом своих предшественников, пишет апостол: «я Павлов; я Аполлосов; я Кифин; а я Христов.  Но разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1Кор. 1:12,13).

 

Что касается разделения на именах праведников, это тема следующей проповеди. Но нужно сказать, что апостол просит прекратить эти разделения через стояние на единстве божественных принципов в едином духе истины:

 

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. (1Кор.1:10)

 

Мудрость духовная ищет не разделения, а единства в главном. Главное же среди множества традиций и народов, это принцип нашего справедливого отношения к ближним и Всевышнему. Принцип справедливости вечен в этом мире, и является маркером того, что человек желает приближения к Богу, и ненавидит зло. Это основа правильного пути и фундамент единства для человечества.

 

[1] Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа… (Евр.4:12)

[2] Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! (Ис.52:11)

[3] «Золотое правило», которое отображает принцип справедливости гласит: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Матф.7:12). Талмуд доносит до нас, что ранее, этому же учил и знаменитый законоучитель р. Илель: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, – в этом вся Тора. Остальное – комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а). Апостолы также установили этот закон и для христиан из гоим: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: … не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:28,29).

[4] Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю? (Лук.6:46)

[5] Он любит правду и суд… (Пс.32:5)

[6] Он будет судить бедных по правде… (Ис.11:4)


Назад к списку