От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - В СОЮЗЕ ДВУХ ЧЕРТОГ БОЖИЙ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

В СОЮЗЕ ДВУХ ЧЕРТОГ БОЖИЙ

 

12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как углы высеченные образа чертога. (Пс.143:12)

 

Примечательно что дочери в этом стихе псалма, в отличие от сыновей сравниваются с углами ХЕЙХАЛА = Чертога или Дворца. В этом глубокий смысл. Мужчина без женщины не имеет дома. Настоящий дом там, где есть женщина. Она основательница дома. Слово בת = бат = «дочь», может означать и девочку, и женщину. Всякая дочь = בת = «БАТ», должна стать «домом» = בית = БАЙТ. Поэтому слово дом = БАЙТ на иврите, созвучно с арамейским словом ביתא = БАЙТА = «жена».

 

«...наши дочери – как краеугольные столпы, обтесанные по форме дворца...».

 

Интересно что толкователи слово זוית = ЗАВИО́́Т, переводят как «столпы».[1] Здесь можно увидеть метафору небесного Иерусалима, который являясь Храмом Всевышнего состоит из камней и столпов – но не обычных, а живых. Т.е. каждый праведник составляет Небесный Храм будучи частью его. Как и написано: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон...» (Откр. 3:12).

 

Если в общечеловеческом Небесном Храме мы призваны быть столпами и тесанными камнями, то в малом Храме, где должно явить Себя присутствие Божие, (т.е в малой церкви – в нашей семье), мы «углы», которые определяют контур святилища своими стенами. Ведь основным значением еврейского слова = ЗАВИТ, является «угол».[2] Не мужчина строитель и основной угол семейного Дома, но его жена. Именно жена устраивает семейное святилище, и она является его строителем. Поэтому сказано премудрым Соломоном: «Мудростью[3] женщины построят[4] дом = ביתה, а глупостью в руках разрушат его» (Прит. 14:1).

От женщины во многом зависят взаимоотношения в семье, и жена влияет на духовный рост ее супруга, не говоря уже о детях ее. В еврейской традиции учат, что Всевышний, дал женщинам более сильную интуицию, чем мужчинам. Т.е. женщина интуитивно видит истину в бытовой жизни особенно четко.[5] Благочестие и мудрость женщины помогает мужу оставаться праведником на жизненном пути. От женщины, которая не даром названа «хранительницей семейного очага» зависит целостность семьи и духовное состояние мужа. Мидраш Берешит раба 17:7 приводит такой пример:

«Один благочестивый муж, был женат на благочестивой женщине, но у них не было детей. Сказали они: Мы ничем не пригодны Святому, благословен Он! Пошли и развелись друг с другом. Пошел этот мужчина и женился на одной злодейке – и сделала она его злодеем; пошла та женщина и вышла замуж за злодея – и сделала его праведником. То есть все – от женщины».

 

В Пс. 143:12, праведная дочь сравнивается с זוית = «ЗАВИТ» = углом Дворца = היכל = hЕЙХАЛ.[6] Почему? Угол составляют две стены. Но для Божьего Дворца нужно четыре стены. Один угол (две стены) – это муж, и для завершения постройки нужны еще две стены – это жена, которая является противоположным углом. Без нее не будет создан прекрасный Дворец.

Два противоположных угла, своим образом намекают на простертые в объятьях к друг-другу руки мужа и жены. И здесь уместно опять вспомнить слова Соломона о строительстве дома женщиной: «Мудростью женщины построят дом, а глупостью в руках разрушат его» (Прит. 14:1). Почему разрушается дом глупостью, и при этом упомянуты руки женщины? Потому что она не протягивала их к противоположному углу – к своему мужу. Мудрость женщины, в том, чтобы не отвращаться от того, напротив кого поставлена, но всегда протягивая к нему свои руки устраивать дом свой, в любви и кротости.

 

Благочестивая дочь, это будущая добродетельная жена. Она будет углом Чертога, напротив своего мужа – כנגדו = КЭНЕГДО = «напротив него». Это два угла, которые находятся напротив друг друга.[7] Без жены не будет создан прекрасный Дворец. Упоминая дочерей, как углы Храма, псалмопевец придает женщине особое значение в образовании и хранении семьи. Интересное совпадение. В Торе, где написано «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, напротив него = כנגדו = КЭНЕГДО». (Быт. 2:18), фраза עזר כנגדו = ЭЗЕР КЕНЭГДО = «помощник напротив него» или «помощник соответственный ему» имеет гематрию 360. Этим как бы дается намек что если есть помощница, которая соответствует человеку, то выстраивается Храм из четырех стен, где жена подобна углу напротив, и является столпом, утверждающим две стены. Откуда мы увидели такой намек? Это видно из числа 360. Ведь четыре стены (муж +  жена) дают сумму углов[8] в 360 градусов. Этаже гематрия 360, намекающая на единение углов в едином замкнутом периметре Чертога, также усматривается и во фразе: מחוברים זה לזה = МЕХУБАРИМ ЗЭ ЛА-ЗЭ = «Соединенные друг с другом»[9] = 360.

 

Уместно отметить что Господь являет Свое Присутствие в единстве любви.[10] Один из символов единства любви который показан в Торе, это изображения двух Ангелов крувим на крышке Ковчега, которые, как говорит предание, были обращены лицами друг ко другу и соприкасались крыльями. Именно среди этих двух крувимов говорил Бог,[11] являя Свое

Присутствие. Мидраш повествует, что вопреки того факта что ангелы бесполы, эти два изображения ангела были сексуализированы,[12] а само помещение Святая Святых в Храме, аллегорично истолковывалось как место великой тайны единения – супружеское ложе брачного чертога.

 

Любовь мужа и жены – свята. Эта любовь созидает в этом мире малый Дом Божий – Брачный Чертог. Красота этой любви воспета в книге Бен Сиры от лица Премудрости Бога:

 

1 Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми:

2 это – единомыслие между братьями, любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою. (Сир.26:1,2)

 

В любви между супругами являет Себя Бог, Имя Которого – Любовь.[13] Творец всегда являет Свое Присутствие в месте Своего пребывания – в своем Чертоге. Его Дом – место Славы Его. И то что свято и божественно в нашей временной жизни, (т.е. наша любовь, которая прежде всего обращена к нашему самому близкому человеку, к тому, кто напротив нас), отображает в своей бескорыстности и жертвенности ту красоту, которой становится явным в этом мире Присутствие Всевышнего.

 

В окончании этой проповеди приведу еще один стих Писания с намеком на жену, которая является неким домом и шатром, украшающим этот мир через свою любовь. Этот стих возможно истолковать в контексте того что было сказано ранее.

 

24 И узнаешь, что мир в шатре твоем = אהלך = ОhОЛЭХА, и помянешь жилище твое = נוך = НАВЭХА, и не согрешишь. (Иов.5:24)

 

Примечательно что Талмуд Йевамот 62б относит этот стих к жене. Шатер, как и дом – это образ жены. Первая часть стиха говорит нам, что человек познает свышний Мир (ШАЛОМ) в своей семейной жизни. А вот вторая часть стиха: ופקדת נוך ולא תחטא = У-ФАКАДТА НАВЭХА ВЭЛО ТАХЭТА, может быть прочитана неоднозначно. Чаще всего эту фразу переводят так: «и помянешь свое обиталище и убытка не понесешь» или «и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь». Т.е. в этом прочтении мы понимаем этот стих как обетование: «Ты познаешь Мир в своем шатре, и будешь наблюдать, как в доме твоем не будет ни греха, ни изъяна». Альтернативное же прочтение намекает на Шатер Присутствия Всевышнего, который образуется через единение двух. Слово НАВЭХА = «обиталище», имеет альтернативное смысловое значение: «красивая, симпатичная» (Иер. 6:2).[14] И в этом прочтении мы усматриваем совет для получения свышнего Мира для Малого Храма – для семьи. Если ты обратишь взор свой (ФАКАДТА) на «красивую твою» (НАВЭХА), и будешь смотреть только на нее, то не будет ущерба и изъяна в Шатре твоем и познаешь мир Божий. Т.е. наше внимание и наше взор должен быть направлен не наружу, но внутрь, на противоположный «угол» чертога», на свою «половинку». И тогда не будет греха, и Божий Мир и Его Любовь будут познаны в Шатре нашем.

 

[1] «…прекрасны видом, и все они одного роста, как «угловые столпы» дворца из тесаных камней, которые так искусно обработаны и подогнаны друг к другу, что кажутся одним цельным камнем. Так и дочери рослы и прекрасны станом, как здание дворца». (Радак)

[2] זָווִית זָווִיוֹת = ЗАВИТ, мн.ч. ЗАВИОТ = «угол». В этом значении слово ЗАВИТ использовано у пророка: «… и наполнятся как жертвенные чаши, как углы = כזויות жертвенника» (Зах.9:15).

[3] «Мудрецы говорят, что жена для мужчины – это его בית = БАЙТ = «дом». До замужества женщина – בת = БАТ = «дочь», а после замужества она присоединяет к себе качество ХОХМА = «мудрость», которое характеризует мужчину и символизируется буквой ЙУД. Когда буква ЙУД = י добавляется к בת, получается בית, и возникает еврейский дом». (р. М. Глазерсон)

[4] «Слово בת = БАТ = «дочь», тесно связано со словом בית = БАЙТ = «дом». В слове БАТ, «дочь», выпала бывшая в корне буква נ = нун из слова БЕН = «сын». Подобно этому слово БАЙТ, дом, связано с БАНА = «строить». В женщине врожденная сила построения – способность беременеть. Таким образом, дочь = «БАТ», на самом деле, потенциальная мать». (р. И. Гинзбург)

[5] Однажды и праотец Авраам услышал от Бога совет прислушиваться к совету своей жены: …во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее… (Быт.21:12). Если муж силен в разумной части души (НЕШАМА́), которая связывается с мозгом, то женщина имеет преимущество в чувственной части души (РУ́АХ), которая связывается с сердцем.

[6] היכל = hЕЙХАЛ – это название внутренней, прямоугольной (20х40 амот) части Иерусалимского Храма, где стоял светильник = «МЕНОРА».

[7] Другие два угла, это потенциальные дети мужа и жены, которых они должны родить чтобы возместить свой уход.

[8] 90° + 90° + 90° + 90° = 360°

[9] Буквально: «связанные эта с этим».

[10] Учил рабби Акива: «Если мужчина и женщина удостоились, то между ними есть присутствие Всевышнего = «ШХИНА», если же не удостоились, огонь поедает их». (Бавли. Сота 17а). Рав Меир, ученик рабби Акивы, объяснил слова своего учителя: «Буква י = ЙУД слова איש = «ИШ» = «мужчина», и буква ה = hЕЙ слова אשה = «ИША» = «женщина» составляют Имя Всевышнего = יה = ЙУД-ХЕЙ. Потому, если мужчина и женщина удостоились, Всевышний и его благословение с ними.  Если же они не удостоились, то Всевышний их покинул. А если нет букв ЙУД и ХЕЙ, то с мужем и женой нет Всевышнего, и остались у них лишь по две буквы, АЛЕФ и ШИН, которые составляют слово אש = «ЭШ» = «огонь», который пожирает супругов».

[11] Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему. (Чис.7:89)

[12] Сказал рабби Ктина: когда приходили сыны Израиля в Храм на праздники, отодвигали перед ними завесу, показывали им херувимов, заключавших друг друга в объятия, и говорили им: смотрите, любовь к вам пред Господом подобна любви мужчины и женщины. Сказал Реш Лакиш: когда ворвались идолопоклонники в чертог, увидели они любящих друг друга херувимов, вынесли их на площадь и сказали: сыны Израиля эти, чье благословение – это благословение, а проклятие – это проклятие, вот какими делами они занимаются! Исполнились к ним презрения, как сказано: «Все, кто прежде почитал ее, презрели ее, ибо увидали сокровенную наготу ее» (Эйха 1:8). (Бавли Йома 54а).

[13] Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь. (1Иоан.4:8)

[14] А также значение «обитающая, домоседка». «Цари воинств бегут, бегут, а сидящая = נות дома делит добычу». (Пс.67:13)


Назад к списку