От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МЕЧТА О ДОБРОМ ЦАРЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МЕЧТА О ДОБРОМ ЦАРЕ

Иногда, оправдывая земные царские власти, диктатуры или режимы, их апологеты приводят известную цитату из апостола:

 

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению… (Рим.13:1,2)

 

По аллюзии на Божественную власть, трудно не согласится, что без земной власти никак нельзя. Ведь безвластие, это всегда хаос и беззаконие. Как написано о таком периоде: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). Заинтересованное частное мнение и предвзятый суд всегда тяготеет к собственной корысти, если не подчинен общепринятому закону правды.[1] И от этого анархизм всех  отрицающих общечеловеческий принцип справедливости, превращает землю в ад.

 

Мечта народа о «хорошем барине» или «хорошем царе» была всегда. Вот придет хороший барин и все изменится, все устроится, и тогда заживем мы хорошо. Но очень часто эта мечта и эти чаяния народа осмеиваются и критикуются реалистами, так как никакой царь ничего не изменит при наличии множества недостатков и пороков самих подданных. Да и что сможет сделать царь при всех своих хороших качествах, если все окружение его коррумпировано и бесчестно? Если царь пойдет против всех «отеческих традиций» наработанных веками, надолго ли его хватит? Да и пойдет ли он против тех власть имущих коррупционеров, которые помогли ему взобраться на царский престол ради своих корыстных интересов?

Но все-таки сама идея «хорошего царя» – это не просто народная мечта, это библейское обетование. Это обетование пришествия Мессии и Его царства. Вот как говорят об этом пророки:

 

5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и справедливость = משׁפט וצדקה = МИШПАТ У-ЦДАКА на земле. (Иер.23:5)

 

1 Вот, Царь будет царствовать справедливостью = לצדק = ЛЕ-ЦЕДЭК, и князья будут править законным судом = למשׁפט = ЛЕ-МИШПАТ;

2 и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. (Ис.32:1,2)

 

Во все время человеческой истории, как правило, все подчиненные власть имущим, и подданные царей, всегда недовольны теми, кому им приходится подчиняться. Есть много талантливых управленцев знающих свое дело, умных и хитрых политиков, сильных и волевых правителей стран, но при всех их достоинствах и преимуществах, всегда находится то, что обесценивает их заслуги. И что же это за «ложка дегтя в бочке меда»? Наверное, каждый ответит на этот вопрос не долго задумываясь. Эта ложка дегтя, есть «несправедливость».

Попрание справедливости и праведного суда есть самый значимый порок и недостаток тех, кто находится у власти. Каждый человек понимает, что много людей имеют таланты управления и руководства организацией, производством, обществом, или даже целой страной. Многим кандидатам можно было бы доверить власть, но не у всех талантливых руководителей имеются моральные качества честности и справедливости. Поэтому в глазах народа ценится в первую очередь не профессионализм руководителя, но его честность. Профессионализм – дело наживное, а вот если у человека нет чести, то с приходом к власти ее точно уже не будет. Так как власть усугубляет недостатки человека и портит даже добрых людей. Но если у власти человек честный и справедливый это действительно великий человек. Это человек восставший против установленных «традиций», т.е. фактически против системы. Справедливый всегда будет отторгаться системой построенной на удовлетворении корысти власть держащих. Такой человек фактически отдает свою жизнь в жертву за правду. И если при доступной возможности удовлетворения амбиций и реализации своих корыстных планов человек ограничивает в себе неправедные стремления и не использует власть для совершения зла, то он действительно превосходит большинство людей и показывает себя достойным быть во главе подчиненных. Такой властитель и такой руководитель имеет то, чего лишены не только множество других имеющих профессиональные умения и таланты, но большинство его подданных. И чем более такой управляющий способен ограничивать свою корысть и поступаться своими личными интересами ради власти, доверенной ему, то тем больше он отображает в себе образ Божьего Царства и Небесного Царя. Настоящий руководитель, начальник, вождь или царь, первым и основным принципом своей деятельности должен ставить справедливость. Именно справедливость и справедливый суд – это основа мира[2] и прочность земного царства. Как сказано:

 

5 удали неправедного от царя, и престол его утвердится в справедливости = בצדק = БА-ЦЕДЭК. (Прит.25:5)

12 Мерзость для царей – дело злое, потому что в справедливости = בצדקה = БА-ЦДАКА утверждается престол. (Прит.16:12)

14 Если царь судит бедных в истине, то престол его навсегда утвердится. (Прит.29:14)

 

Нет справедливости – нет мира. Без справедливости будут нестроения, бунты, мятежи, предательства и революции. Никакая идея патриотизма, религиозности, или процветания не заменит справедливость и праведный суд. Ведь если нет справедливости, то процветает коррупция и безнаказанность, которая разделяет общество, разваливает и уничтожает государство. Как и написано: «Царь в правосудии = במשׁפט = БЕ-МИШПАТ утверждает землю, а взяточник разоряет ее» (Прит. 29:4).

Именно поэтому в псалме, говорящем о коронации на царство Давидова сына – Соломона, есть такая молитва:

 

1 Боже! даруй царю праведный суд Твой = משׁפטיך = МИШПАТЭХА и сыну царя справедливость Твою = צדקתך = ЦИДКАТЭХА,

2 да судит в справедливости = בצדק = БЕ-ЦЕДЭК людей Твоих и нищих Твоих в суде = במשׁפט = БЕ-МИШПАТ;

3 да принесут горы мир людям и холмы справедливость = בצדקה = БИ-ЦДАКА;

4 да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя. (Пс.71:1-4)

 

Где есть для всех справедливость и праведность суда, там царство устоит и будет процветать. В псалме написано, что если царь справедлив, то и «холмы», и «горы», т.е. великие и власть имущие люди в его царстве также будут справедливыми и честными.

 

Если «Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону, и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды», то справедливости ради, «уже не будут невежду называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный» (Ис. 32:1-5). Тогда нельзя будет купить суд и извратить правду. Вот тогда действительно царь будет в глазах народа властью от Бога, которая будет в почете и уважении, которой все будут с желанием подчиняться.[3] Такой праведной власти если кто-то противодействует и противится, то воистину «противится Божьему установлению». Но не мечта ли это? Да – это мечта о том обетованном Царе, который явится в Славе Царства Божьего. Это мечта о Царе Помазаннике и о вечном Царстве Божьем.

В царствах этого мира никогда не будет полного подчинения справедливости – это факт. Ведь политические интересы земных царств, как и частные интересы человека всегда пренебрегали и будут пренебрегать правдой. Это возмущает нас. Весь народ мечтает о «добром царе» и ищет справедливости в общественной жизни. Но мечтая о справедливом суде и о праведности «царя» и его «князей», не с себя ли мы должны начинать? Ведь каждый имеет кого-то под своим началом. Родители – детей, работодатели – подчиненных, пастыри – пасомых, учителя – учащихся. Сами мы, на месте своего «царства», соблюдаем ли принцип справедливости? Есть ли в нас стремление сделать все по правде, не взирая на то, что это может быть в ущерб личным интересам? Готовы ли мы быть справедливыми, если правда не на нашей стороне? Если нами справедливость попирается на самом низшем уровне имеем ли мы дерзновение осуждать несправедливость на уровне земного величия?

Каждому из нас заповедано:

 

19 не переворачивай суд = МИШПАТ, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и извращают дело праведных;

20 справедливости, справедливости ищи = צדק צדק תרדף = ЦЕДЕК ЦЕДЕК ТИРДОФ. (Втор.16:19,20)

 

Почему слово справедливость удвоено в этой заповеди? Потому что справедливость может достигаться только справедливостью. Чтобы искать справедливость в чужих жизнях, нужно установить справедливость в своей жизни. И преследуя зло справедливым судом мы должны это делать только справедливыми и честными способами. К справедливости другого, можно приблизится только через собственную справедливость. Других врат к ней нет. Если мы желаем видеть справедливости в других, тем более должны искать справедливости в себе. Но тот, кто ищет в других справедливости при этом остается чуждым принципу справедливости, подпадает под справедливый Суд того Царя, который «будет царствовать по правде и будет производить суд и правду на земле». Тот, кто ищет доброго и справедливого царя в этом мире соблюдая правду в своей жизни, в конце концов найдет своего Царя в Лице Мессии Прославленного. Как и написано: «Блаженны алчущие и жаждущие справедливости, ибо они насытятся» (Матф. 5:6). Мессия Сам возьмет в Свое Царство тех, кто «прежде всего искал Царства Божия и правды Его» (Матф. 6:33). Но движимые своей корыстью всякие «правдолюбцы», ратующие за справедливость в мире, но при этом пренебрегающие в своей жизни справедливостью и праведным судом, так и не удостоятся стать подданными того Царя, в Царстве которого «не будет ни плача, ни вопля, ни болезни» (Откр. 21:4), и который будет назван Именем «Господь справедливость наша! = יהוה צדקנו = АДОНАЙ ЦИДКЭЙНУ» (Иер. 23:6).

 

Так желаем мы или не желаем искать справедливость в своей жизни или наша стремление к справедливости не касается нас самих? Следуем ли мы воле Небесного Царя и его закону справедливости, который дан нам для обязательного исполнения?

 

[1] В русском и еврейском языке «правда» и «справедливость», это однокоренные слова синонимы.

[2] Подробно об справедливости как основе и фундаменте мира см. комментарий буквы ЦАДИ.

[3] Еврейская традиция отразила аллюзию божественной власти во власти земного царя в словах благословения. Так Талмуд говорит:

«Тому, кто видит кого-либо из царей Израиля, следует сказать: «Благословен Тот, Кто уделил от славы Своей существу из крови и плоти». (Бавли. Брахот 9б). Какая слава у земного царя от Всевышнего? Это возможность и способность действовать справедливо совершать праведный суд. «Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! Могущество царя любит суд = משׁפט = МИШПАТ. Ты утвердил прямоту; суд и справедливость = משׁפט וצדקה Ты совершил в Иакове» (Пс.98:1-4). «Дело Его – слава и красота, и справедливость Его = צדקתו = ЦИДКАТО пребывает вовек» (Пс.110:3)


Назад к списку