Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
ЧЕРВЬ НЕУМИРАЮЩИЙ
В Священном Писании есть упоминание о посмертной участи людей, которая связана с червями. Это, казалось бы, очевидный факт, ведь мертвая плоть становится добычей червей, которые ее поедают. О такой участи человеческой плоти говорит Иов:
26 И они вместе (злодей и праведник) будут лежать во прахе, и червь = רמה = РИМА́[1] покроет их. (Иов.21:26)
Некий поэтический оттенок в отношении трупного червя и злодея, усматривается у пророка Исайи. Там червь как образ постели. Т.е.
11 В могилу низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь = רמה = РИМА́, и черви = תולעה = ТОЛЭА́[2] – покров твой. (Ис.14:11)
Но в Священном Писании мы можем усмотреть другое понимание червя, который становится уделом только злодеев. Например, в греческом варианте книги Бен Сиры:
19 наказание нечестивому – огонь и червь = σκωληξ = СКОЛИКС. (Сир.8:19)
Те же Иов и Исайя говорит о черве мертвецов, но который в отличие от обычного червя уготован злодеям:[3]
20 пусть лакомится им червь = רמה = РИМА́; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится злодей. (Иов.24:20)
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их = תולעתם = ТОЛАТАМ не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью[4] для всякой плоти. (Ис.66:24)
В еврейской традиции есть мнение некоторых толкователей, что этот червь не обычные трупные опарыши, но нечто необычное. Например, р. Валли высказывал предположение что эти черви это Йецер а-ра = «злое побуждение».[5] Его комментарий[6] связывает появление этого духовного червя с грехами тела человека. Но нужно отметить что в еврейской традиции ЙЕЦЕР АРА не просто инстинктивные желания, но это «Сатан» – «ангел смерти».[7]
Примечательно что в еврейской традиции есть мидраш о некоем духовно-материальном существе в виде червя, прогрызающего любую земную твердыню. Имя этого червя Шамир. Еврейское предание говорит что этот червь был под началом у князя бесовского по имени Ашмедай,[8] и возможно, что и сам червь был низшим видом демонических существ.[9] Если допустить, что «неумирающий червь» является представителем нечистых духов, то становится понятно почему в Грядущем мире он будет непрестанно поедать человека. в Небесном Иерусалиме будут обитать праведники, а все злодеи не смогут войти в обитель Бога. Но даже вне эпицентра Славы Царя Царей, т.е. вне Святого Града, лишенные Света Торы и Огня Духа будут пребывать в страданиях пылающего Огня из-за неспособности пребывать в Огне Божественной любви. А так как ничто нечистое не войдет в Небесный Иерусалим, то и черви, которые возможно являются падшими сущностями, будут вне Града. И если то, что считается червем входит в разряд бесов,[10] то по сути своей они одного духа с Сатаном, который как говорит Евангелие «был человекоубийца от начала» (Иоан. 8:44). Логичным будет предположение, что этот червь желает мучить человека, и сам, будучи безблагодатным, страдая вместе с нечестивыми людьми от Огня, «прячется»[11] от его жжения в них.
Как змею был разрешен в пищу только прах (земля),[12] так и у червя будет доступ только к тем, кто бездуховен. Лукавый змей имеет власть поедать лишь тех, кто только плоть, кто без благодати Духа СвятогоЧервь будет грызть только тех, кто назван трупами.[13]
В евангелии также упоминается «червь неумирающий».
47 … лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь = σκωληξ = СКОЛИКС их не умирает и огонь не угасает. (Мар.9:43-50)
Огонь и Червь, – это ужасное посмертное состояние грешной человеческой души. Судя по словам Христа все земные временные страдания, связанные с плотью лучше и предпочтительней мук Геинома. После слов о мучении огнем и червем, Христос сказал такие слова:
49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль – благо; но если соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. (Мар.9:43-50)
О чем они? Как соль может быть связана с посмертным состоянием человека? Ответ кроется в метафоре. Взяв традицию храмовых жертвоприношений, по которой все приносимые жертвы должны быть посыпаны солью,[14] Христос доносит нам аллюзию через свойство соли. Соль сохраняет пищу работая как консервант. Как соленое мясо сохраняется от червя, так и всякая душа, приносимая Богу как чистая жертва, которая осолена Духом Божественной любви, не будет доступна червю неумирающему. «Всякий огнем осолится» – Огнем Духа Божьего,[15] первое свойство Которого – Любовь. Если есть соль на приносимой жертве, она будет принята, и сама станет огнем на храмовом жертвеннике. Но если нет соли, то она негодна к приносимой жертве, но будет отвергнута и выброшена в долину Геином,[16] и в ней заведутся черви, и будет она тлеть среди нечистот свозимых туда.
Так как же уберечься от неумирающего червя, который доставляет мучения? Во-первых, не стать духовным мертвецом. Червям разрешены только мертвецы, но живым они не страшны. Живой же человек это тот, в ком есть дух. И это – второе условие. Если в нас есть Соль Завета – Дух Божий, уподобляющий Себе всех причастных Ему в Своих свойствах милосердия и истины, и если в нас есть плоды Духа, то эта «соль» убережет «осоленых» ею от невыносимых мук червя, который не умирает.
[1] רִמָּה = опарыш, червь.
[2] תּוֹלָע = 1. пурпур, багряница, червленая ткань; 2. червь, опарыш, моль.
[3] Также и в книге Зоар: «Семь судов будут произведены над человеком, когда он уйдет, скончавшись, из мира: 1. Высший суд, когда дух выходит из тела; 2. Когда деяния и речи его выступают перед ним, провозглашая о нем; 3. Когда он входит в могилу; 4. Суд могилы; 5. Суд червей; 6. Суд преисподней; 7. Суд духа. … Поэтому человек должен всегда следить за деяниями своими и пребывать пред Господином своим». (Зоар. Вайакель 96). Судя по тому, что суды перечислены в значении воздаяния за грех, а также указано на возможность избежания этих судов, то «суд червей» нужно понимать в аспекте наказания червем неумирающим.
[4] ДЕРАОН = דראון означает «отвратительное, мерзкое», подобно этому слову «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие для вечного позора и отвращения = לדראון = ЛЕ-ДИРЪОН» (Дан.12:2). А корень слова ДЕРАОН, от ДИРА = «червь» на языке мудрецов. (Радак)
[5] В христианской экзегезе часто под червем неумирающем метафорично подразумевается либо муки совести, либо злые побуждения, влекущие ко греху тех, кто уже не может их удовлетворить. Но как с первым, так и со вторым мнением трудно согласиться по некоторым причинам.
[6] Рав Валли объясняет фразу из пророка «ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет»: «Но когда выходят они, тогда видят погибель товарищей своих злых … червь сотворен из зла которое сотворено их телом, и не умирает он потому, что он ЙЕЦЕР А-РА = «злое начало»… и огонь (Геинома) пылает пока не поест все их зло, в душах их». (А. Сыпков)
[7] «САТАН, он же «злое начало» = ЙЕЦЕР А-РА, он же ангел смерти». (Бавли. Бава батра 16а)
[8] АШМЕДАЙ – имя главы демонов в апокрифах и вавилонской агаде (см. Бавли. Псахим 110а: «Сказал рав Йосеф: все четное отдано во власть Ашмадая, царя демонов».). Имя «АШМЕДАЙ», вероятно, употреблялось в значении «истребитель». («Истреблять» = שמד). В палестинских Мидрашах встречается также имя «ШАМДОН» = שמדן. (Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона). Другое мнение, что Шамир был подчинен не Ашмедаю, а «Князю Моря» = РААВУ. («Сказал ему Асмодей: он мне не подчиняется, а подчиняется князю моря… (Мидраш Теилим 78). Этот же текст повторяется в Бавли Гитин 68а-б, и «Ялкут Шимони»). Раав же, «Князь моря», в свою очередь также соотносится с покровителем Мицраима, с Сатаном (Самаэлем), т.е. с главенствующим в мире нечистых духов. Подробно о Рааве см. в толковании буквы МЕМ.
[9] Маhариль в Хидушей агадот Гитин 68б говорит: «Ибо пришел Шамир, из-за того, что был он силой духовной подобно чертям, и поэтому Шломо властвовал (ими)...» (А. Сыпков)
[10] Достойно внимания свидетельство дьякона Сергея Досычева из Санкт Петербурга, который в молодости (1966 г) пережил опыт клинической смерти и посмертного пребывания в мире духов. В сети есть его рассказ об этом опыте (как в видеоформате, см. 1:29:35, так и в тексте). О черве он рассказывает, как о реальном существе весьма умного поведения. В том бестелесном состоянии Досычев почувствовал, как червь вошел в его руку и начал передвигаться, причиняя невероятную боль. Он говорит: «Это такая ужасная боль – чувствовать в себе чужую волю в действии и конкретные действия! ... червь, который был мне показан, длиной 15-20 см, а в диаметре 3 см, подвижный, могущественный, приносящий ужасное страдание, когда выключается чувство времени и кажется, что это бесконечность».
[11] И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр.6:15-17)
[12] И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; (Быт.3:14)
[13] פֶּגֶר = ПЭГЭР = «труп, (мёртвое) тело». «И будут выходить и увидят в трупах людей = בפגרי האנשׁים = БЕ-ФИГРЭЙ А-ЭНАШИМ, согрешающих во Мне, ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет …» (Ис.66:24). Это, те, кто мертв по грехам своим – «Это смерть вторая». (Откр.21:8). Как и сказано: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». (Откр.3:1)
[14] Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, … это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою. (Чис.18:19). … при всяком приношении твоем приноси соль. (Лев.2:13) – т.е. при всесожжении из скота и птицы, а также при всех воскуряемых частях всех святых жертв. (Сифра)
[15] Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лук.12:49)
[16] Слово ГЕИНОМ переводится как «долина Инома» («ГАЙ» = גיא = «долина», «ИНОМ» = הינום = имя некоего человека). Название образовано от названия долины Инома или Еннома к юго-западу от Иерусалима. Здесь был расположен Тофет – место, где, согласно (2Пар.33:6; 4Цар.23:10; Иер.7:31-32, 19:6-14), идолопоклонники сжигали детей, приносимых в жертву Молоху, а позже это место стало свалкой нечистот. Смрад и дым, шедший от этой долины, сделал её впоследствии символом Преисподней – Ада – Геены – Геинома. (Википедия)
Назад к списку