От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ИСКУШЕНИЕ: ЭКЗАМЕН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ИСКУШЕНИЕ: ЭКЗАМЕН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

Как было сказано ранее: «если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 3:1-6). Обычный путь возрастания в чем-либо идет через искус. Искус – это выбор лучшего из возможного. Ведь даже русское слово «искусство» содержит в себе намек на искус. Мастер возрастает в мастерстве через опыт стремящийся к совершенству. Искусный мастер выбирает лучший путь и делает свое дело лучше, чем другие. Он опытен в своем искусстве, он искушен, и его дела показывают это.[1] Мастерство идет путем возрастания к совершенству. Искус направлен для выявления и выбора наилучшего, и возрастания в совершенстве.

 

Мастерство связано с процессом учения и познания. Каждый этап учения и мастерства отражается в преодолении некой границы, через подтверждение этого мастерства. Мастер в всегда в процессе научения. Мастерство требует возрастания в познании и умении. Это то ученичество, которое не стоит на месте. Ученичество всегда стремится все выше и выше к совершенству. Но в каждом периоде ученичества должна быть проверка подтверждающая уровень мастерства на данном этапе. Эта проверка и есть искушение. Без нее невозможен переход на другой уровень мастерства.

 

Апостол Павел пишет к своему ученику Тимофею о злых качествах, которые поражают в том числе и религиозных людей. Последними упомянуты те люди, которые встав на путь познания совершенства, в своем духовном учении остаются чуждыми познания истины. «Всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины» (2Тим. 3:7). Это сказано о тех, кто, зная теорию никогда не применяет изученное в своей жизни. С одной стороны, это человек учащийся воле Всевышнего через изучение Божественной Торы. Но с другой стороны, когда подходит «экзамен» по выученному, то этот человек его проваливает. Проваливший экзамен это тот, кто при искушении делает неправильный выбор. Т.е. делает выбор не в сторону лучшего, – не в сторону правды. В таком состоянии человек может находиться (не дай Бог) очень долгое время, проваливая искушение за искушением, экзамен за экзаменом. Это признак того, что никакого возрастания нет, и что все ученичество и религиозность такого человека, лишь имитация духовной жизни и лицемерие. О таких знатоках воли Всевышнего принимающих вид ученика Торы, но на деле пренебрегающих правдой, говорит апостол:

 

17 Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,

18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона…

21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?...

23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? (Рим.2:17-24)

 

Мало человеку знать волю Всевышнего и разуметь где лучший выбор. Кроме этого, главное на деле показать свое знание. Если же человек на деле проваливает проверку своих знаний, то оказывается в числе «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания». Бен Сира говорит, что человек проваливающий проверку лишается силы Божией и возрастания на пути совершенства:

 

22 Если человек совратится с пути, Премудрость оставляет его и отдает его в руки падения его.

23 Наблюдай время и храни себя от зла – и не постыдишься за душу твою. (Сир.5:22-23)

 

Знание лучшего необходимо, чтобы на нам деле совершить выбор лучшего. Так как возрастание в совершенстве, – это познание и деятельный выбор лучшего. Как и апостол говорит:

 

9 молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,

10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов. (Фил.1:9,10)

 

Необходимо иметь познание, чтобы не преткнуться на пути правды, но преодолевать все препятствия.

Человек преодолевая искушения, т.е. успешно проходя проверку своего познания, сдав экзамен, переходит на следующий уровень. С каждой проверкой нам еще и еще дается Сила Всевышнего для возрастания. Человек переходит от силы в силу. Об этом говорит стих из Притч: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18). Внутренний духовный человек (ЙЕЦЕР А-ТОВ) укрепляясь возрастает, и все более наполняется Силой. Опыт учебы и экзамена умудряет человека. Сама Божественная Мудрость совершенствует человека опытным путем испытаний проверяя его выбор исполнения Божественной воли.

 

18 ибо сначала Премудрость пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь

19 и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами;[2]

20 но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его и откроет ему тайны свои. (Сир.5:18-21)

 

Человеку, преодолевшему одну ступень опытного познания, которая была подтверждена действием,[3] открывается другая ступень познания. А претерпевший до конца на ступенчатом пути совершенства, – спасен будет,[4] и получит венец вечной жизни согласно своему уровню. И апостол говорит:

 

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. (Иак.1:12)

 

Также и апостол Петр, говоря об искушении страданием, лишениями и всякой неприятностью, где проверяется наш духовный выбор лучшего, говорит о том, что мы должны остаться преданными Создателю, делая только добро.

 

12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного…

19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро. (1Пет.4:12-19)

 

Да избавит нас Бог от чрезмерных искушений, но удостаивая нас познания Истины да поможет нам Премудростью Своей устоять на пути правды делая добро, возрастая в Премудрости Его.

 

[1] О проверке через сравнение и о выборе лучшего можно привести пример из послания апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные = δοκιμοι» (1Кор.11:19). δόκιμος = 1. испытанный, испробованный, проверенный, т.е. отличный, достойный, славный; 2. подлинный, настоящий; 3. приятный, лучший. В обсуждениях, расследованиях, диспутах, обсуждениях выявляется лучшее из предложенного на выбор. Чтобы явилось лучшее все должно пройти искус = «проверку». Те, кто имеет навык различать лучшее, искушен, т.е. искусен в различии видов. Уместно отметить, что в греческой православной традиции «послушник» проходящий длительную проверку в монастыре перед постригом в монашество назван словом, означающим проверку и испытание. Послушников зовут δόκιμος = ДОКИМОС = «подвергаемый испытанию, проходящий испытательный срок».

[2] Господь испытывает праведного … (Пс.10:5).

[3] Апостол Павел, говоря о тех, кто «всегда учится, но так и не может дойти до познания» заканчивает послание словами: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:1-17). Т.е. совершенство человека в том знании, которое приготовило его к совершению (на практике в самой жизни) тех добрых дел, которые заповедует совершать Всевышний.

[4] и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. (Матф.10:22)


Назад к списку