От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ИСКУШЕНИЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ИСКУШЕНИЕ

 

Искушения опасны и тяжелы для человека. Искушение (не дай Бог) может окончиться бедой. В искушении (не дай Бог) человек часто оказывается побежденным и сломленным. Поэтому в молитве, которая нам известна из Евангелия, есть такие слова: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф. 6:13).

 

Библейский многострадальный Иов был по наущению Сатана искушаем большими бедами. Его искушение было вызвано поиском подтверждения, действительно ли он благочестив и верен Всевышнему. Именно в этом сомневался Сатан, когда просил проверку веры Иова через испытание бедой.

Когда мы просим «и не введи нас во искушение = נסיון = НИСАЙОН[1]» мы просим Всевышнего уберечь нас от непосильных испытаний и даровать помощь в тех испытаниях, которые нас уже коснулись. Слова «и избавь нас от лукавого», во-первых, по прямому смыслу, это просьба ко Всевышнему, чтобы Он нас удержал от совершения зла, для того чтобы мы не сделали ничего лукавого и грешного при настигающих нас искушениях. А во-вторых, это просьба избавить нас от Сатана, т.е. от чрезмерных нападений и претензий того, кто назван «Лукавым» (Матф. 13:19).

 

Зачем Лукавому подвергать нас искушениям, и в чем опасность искушений?

 

По преданию часть ангелов была против сотворения первого человека. И после сотворения людей эта часть ангелов стала врагами[2] рода человеческого, презирающими всех живущих во плоти.[3] Ревность и презрение к роду человеческому побуждают нечистых духов искушать людей и всякого живущего представлять на Небесном Суде недостойным вечной жизни и милостей Бога. Как мы видим из истории Иова, Сатан испрашивал позволение проверить того,[4] кто в роде своем был великим праведником. Чего добивался Сатан этой проверкой Иова скорбями? Сатан ждал, что в несчастье Иов станет роптать на Всевышнего и перестанет благословлять Его. Поэтому цель искушений со стороны Правды в том, чтобы человек показал себя верным праведником во время кажущегося «оставления» милостью Всевышнего, а со стороны Лукавого, чтобы человек показал свое нечестие. Во время искушения человек находится в большой опасности проявить маловерие и неверность Богу.

В искушении человек (не дай Бог), может потерять веру в Присутствие, Силу и Праведность Всевышнего. Сомнение, обида, неверие, ропот и хула, это то, чего должен удаляться в своих мыслях и чувствах попавший в искушение.

Также в искушении человек (не дай Бог) может проявить себя как злодей, из-за того, что ему для преодоления трудных обстоятельств проще идти кривым путем лжи и подлости, чем прямым путем правды. У злодея всегда больше возможностей для решения проблем, так как он не связан Божественным законом справедливости и морально-нравственными принципами. Если в трудных обстоятельствах человек позволяет себе преступать принцип справедливости, то это уже есть его поражение и провал в испытании. Бог и Его святые ангелы ждут от нас чтобы мы были стойкими в искушении. В испытаниях мы должны сохранить нашу веру, и нашу верность. Сам Христос во плоти был искушаем.[5] И мы в наших искушениях можем получить поддержку через причастие Ему. Как сказано:

 

17 Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (Евр.2:17,18)

 

Бог нам не обещал отсутствие искушений, но Своим верным Он обещал поддержку и помощь. Если Сам Сын Божий подвергся искушению Дьявола, то и всякий желающий быть преподобным Ему и следовать путем Правды, должен быть готов к испытанию. Как и сказано в книге бен Сиры:

 

1 Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению:

2 управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения;

3 прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок.

4 Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив,

5 ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения.

6 Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него. (Сир.3:1-6)

 

Испрашивая у Бога «не вводить нас в искушение», мы будем надеяться и верить, что Бог не попустит для нас такого испытания, которое свыше наших сил. Как и сказал апостол:

 

13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. (1Кор.10:13)

 

О том, какое благо дается нам в искушениях и почему они необходимы всякому ставшему на путь правды, это тема следующей проповеди, а сегодня мы скажем: «Отче наш… избавь нас от лукавого!»

 

[1] В Греческом оригинале: πειρασμός = ПИРАСМОС = «искушение; испытание». В иврите נסה = НИСА (ЛЕНАСОТ, МЕНАСЭ, ЕНАСЭ) = «испытывать, проверять, пробовать, экспериментировать». נסיון = НИСАЙОН = «испытание, искушение; опыт, попытка». ניסה ניסיון = НИСА НИСАЙОН = «подвергнуть испытанию, проверить испытанием, испытать проверкой, искусить». מסה = МАСА = «тяжкое испытание, искушение; бедствие, горе, страдание». Например, как в псалме: «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения = מסה = МАСА́ в пустыне» (Пс.94:8).

[2] Матф.13:28

[3] Подробно см. в комментарии буквы Самех, и в книге «О Царстве Божьем».

[4] И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, –  благословит ли он Тебя? (Иов.1:8-11)

[5] См. комментарий на Пс.151 (греко-славянский вариант псалма)


Назад к списку