Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
ГЛАЗА ЕГО В ГОЛОВЕ ЕГО
14 у мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. (Еккл.2:14)
Мидраш спрашивает: «А разве у мудреца глаза в голове, а у глупца глаза в ногах?!»
В буквальном аспекте еврейские комментаторы объясняют фразу «у мудрого глаза его – в голове его», в значении того, что мудрый предвидит последствия как всего происходящего, так и своих поступков. Раши говорит: «С самого начала мудрец смотрит, что будет в конце». Рав Шнеерсон делает аллюзию от слова БЕ-РОШО = «в голове его» на фразу – «РОШ ПИНА» = «глава угла». Т.е. строители между углами натягивают шнур чтобы увидеть прямую линию, по которой необходимо возводить стену чтобы она была ровной. РОШ ПИНА – это голова мудреца, глаза которого видят конечную точку линии. Взор мудрого как строительный шнур, прокладывает максимально ровный путь для того, чтобы выполнить задуманное. Мидраш Коэлет говорит: «Рабби Меир называл конец веревки ее началом».[1]
В мишне также говорится: У мудреца есть глаза в голове, он предвидит будущее (Пиркей Авот 4:1). Эту фразу в буквальном аспекте как способность точного анализа событий, объясняет и арамейский Таргум:
Мудрец видит в начале то, что случится в конце, молится и отменяет грозный приговор, а глупец во тьме ходит … (Таргум Коэлет 2:14)
Но премудрый Шломо не был бы столь премудрым, если бы его книги не имели бы более глубокого аспекта понимания. Иногда толкователи при толковании трех его книг, вошедших в Танах (Притчи Песнь Песней и Екклесиаст), в основное понимание вкладывают не буквальный аспект, а метафоричный или таинственный.
Каков же иносказательный аспект этой фразы? Эту фразу можно прочесть так: «у мудрого глаза Его – в голове его». Т.е. мудрый видит глазами Божественной Мудрости. Чьи глаза в голове его? Глаза Его – т.е. Всевышнего. Мудрец оценивает все вокруг через призму Божественных принципов – справедливости и милости. Также эту фразу можно прочесть так: «у мудрого глаза его – в голове Его». Мудрый имеет своего Главу, которому подчинен и которому послушен. Ученик имеет своего наставника и учителя, а мудрец послушен Духу Святому. Через их назидание и через видение «глазами» своего главы = «РОШ», мудрец все видит во свете. Именно в этом аспекте объясняет Зоар слова «у мудрого глаза его – в голове Его», указывая на Шхину, которая над главой человека, и которая является Главой человека, позволяющей видеть ему все в свете истины.
«Глаза мудреца – в его голове». Это высказывание безусловно верно. Ведь мы учили, что «не должен человек проходить более четырех локтей с непокрытой головой, поскольку Шхина пребывает над его головой».[2] И то, что у каждого мудреца глаза и речения в его голове, означает – в той самой Шхине, которая воцаряется и пребывает над его головой. (Зоар. Балак 43-44)
Видеть и предугадывать последствия своих действий, это преимущество мудрого перед глупым человеком. Но далее идут слова, казалось бы, полные пессимизма. «но узнал я, что одна участь постигает их всех».
Если сказано о преимуществе мудрости,[3] над глупостью, то почему же Соломон говорит об одном конце для обоих? Почему одна участь и глупому, и мудрому? Здесь нужно понимать, что одна участь касается лишь только собственных дел, которые человек делает для себя и своего дома.[4] Т.е. имеются ввиду все бытовые вопросы, которые были решены человеком более или менее удачно. У мудрого, результаты его деятельности с бо́льшим коэффициентом полезного действия, у глупого с меньшим, или вообще с нулевым. Но так или иначе, все бытовые вопросы, решенные удачно или неудачно, и у мудрого, и у глупого неотвратимо подойдут к одной точке, и завершатся на моменте конца земной жизни. Как и сказано: «и увы! мудрый умирает наравне с глупым» (Еккл. 2:16). И по этой причине воскликнул царь Шломо:
17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все – суета и томление духа! (Еккл.2:17)
Соломону стала противна жизнь, целью которой являются заботы и труды для устроения этой временной жизни. Т.е. столько сил и трудов, столько переживаний, столько нажитого опыта и умений, но все это когда-то окажется совершенно ненужным. Вся житейская мудрость которой пользуется человек, и все дела которые он делал для себя, рано или поздно человек оценит, как суету, бесполезность.
По собственному житейскому опыту я узнал, что все мои труды, которые я совершал собственными руками и умениями для улучшения этой земной жизни, при всей своей трудоемкости и ресурсозатратности в большей части оказались бесполезными и пустыми. Ничего кроме горечи и разочарования все эти бесполезные траты сил и средств не принесли. И это лишь только слабый отблеск понимания, которое человек в состоянии познать во свете истины в этом мире. Насколько же сильным будет разочарование и горечь, когда после смерти с глаз полностью спадут линзы земной плоти, и вся тщетность, и суетность забот и трудов земной жизни, станет явной через взор Божественной Истины.
18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. (Еккл.2:18)
Человек трудится лишь только чтобы прожить эту жизнь. Но умножение желаний о более красивой и интересной жизни, а, следовательно, и умножение забот о средствах для воплощения этих желаний будет горьким разочарованием для человека, если не в этой жизни, то загробном мире обязательно.
И все же опять возникает повторный вопрос: почему сказано о преимуществе мудрости, над глупостью если как бы ты ни был эффективен и прозорлив в отношении житейских дел – все это суета и конец одинаков, как у мудрого, так и у глупого? Начало ответа в понимании того, что это сказано о бытовых и житейских делах которые человек делает ради себя[5] в этом мире. Но конечное понимание в том, что не все труды человека бывают тщетными. Об этом говорит Зоар через метафору света, фитиля и елея.
Когда у мудреца «глаза его – в Голове его», т.е. в Шхине, он знает, что тот свет, который горит над его головой, нуждается в масле, потому что тело человека – это фитиль, а свет горит наверху, в фитиле. И царь Шломо воскликнул: «Да не оскудеет елей на голове твоей» (Еккл. 9:8). Ведь свет в его голове нуждается в масле, т.е. в добрых делах.[6] И об этом сказал он: «Глаза мудреца – в его голове», – а не в ином месте. (Зоар. Балак 43-44) И поэтому сказано у Соломона о преимуществе мудрости перед глупостью:
13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: (Еккл.2:13)
Ведь мудрый пребывает во свете, потому что труды его не всегда тщетны как у глупца. Труды мудрого возжигают свет и отменяют всякую горечь и разочарование если он не забывал о добрых делах – делах милости. Мудрый всегда с зажженным светильником, как те «мудрые девы», ждущие своего часа встречи с женихом (Матф. 25:4). Мудрые не разочаруются в назначенный час, но радость их будет великой, так как они имели елей в светильниках своих. Юродивые же девы, пребывающие во тьме, окажутся чужими на брачном пире. Сказал Соломон:
8 Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. (Еккл.9:8)
Мидраш говорит: Сказал рабби Шимон бар Йохай: если речь идет о белых одеждах, то сколько белых одеяний есть и у других народов! Если о масле, то сколько доброго масла у них есть! Но нет, речь идет о Торе и добрых деяниях. (Мидраш Коэлет раба 9:6)
«Елей» – это добрые дела, дела справедливости и милосердия. Эти дела не окажутся тщетной суетой перед взором глаз Всевышнего, (перед тем взором которым мы посмотрим на свою жизнь после смерти).
Прочитывая слова разочарования царя Шломо, особенно заметно его сокрушение о том, что человек часто отдает плоды своих трудов другим, тем кто не был причастен к его заботам и трудам. Как уже мы говорили, здесь два аспекта. Буквальный аспект, это сокрушение Соломона о том, что все его великое царство и все его земные труды попадут в наследие непутевому и глупому сыну Ровоаму = РЕХАВАМУ, который разрушит созданный порядок царства и потеряет десять колен Израиля.[7]
18 И возненавидел я весь труд мой … потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
19 … А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился … И это - суета!
21 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это – суета и зло великое! (Екк.2:18-21)
26 Ибо человеку, который добр пред Ликом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред Ликом Божиим. И это – суета и томление духа! (Еккл.2:26)
Почему сказано, что «грешник отдаст доброму»? Ведь на самом деле мы видим, что добрые умирают в нищете чаще чем злые? Но здесь царь Шломо говорит о мире грядущем. Получив здесь временные земные блага, грешник отдает праведнику свой удел[8] в мире грядущем. Т.е метафоричный аспект касается загробной участи. И это основной аспект. Тот, чья жизнь прошла в тщетных и пустых заботах, отдаст свой удел в Небесных обителях праведнику, который ходил во свете. Поэтому и сказано о грешнике, что представ перед Ликом Божьим, (т.е. оказавшись в грядущем мире) он отдаст свою часть тому, «кто добр перед Лицом Всевышнего». «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Матф. 25:29).
#НЕСКАЗАННАЯПРОПОВЕДЬ
[1] Слово РОШ может также означать один из концов, например, веревки; поэтому рабби Меир мог называть конец «начало = РОШ, в соответствии с буквальным смыслом стиха: «у мудреца глаза в конце того дела, которое он начинает. См. Псахим, 106а; Тамид, 32а; Бемидбар раба, 14:6. (Я. Синичкин)
[2] В еврейской традиции покрытая голова как символ того, что еврей находится под сенью Всевышнего в Его Присутствии.
[3] Мудрость, которая видит, как лучше и без проблем устраивать свои дела в этом мире.
[4] Буквально об этих трудах сказано ниже: Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета! (Еккл.2:22,23)
[5] Трудящийся трудится для себя, потому его понуждает рот его. (Прит.16:26)
[6] Пока масла много, лампада цела, но когда его не хватает – лампада обгорает, а фитиль сгорает. То же и с человеком: тело – лампада, а душа в нем – фитиль, а масло – добрые дела. И потому сказал Шломо: «И пусть масло на голове твоей не иссякает». (а-Гра. Нифлеот Элиягу)
[7] При Рехаваме, непутевом сыне царя Шломо, царство разделилось на Иудейское и Израильское (Северное). Отколовшиеся 10 колен Израиля стали отдельным Северным царством.
[8] Еврейская традиция говорит о двух уделах человека которые изначально были потенциально уготованы ему в грядущем мире. Первый – это удел в Раю, а второй удел – это место в Преисподней. Если человек получает удел в Раю, то он отдает свой невостребованный удел в Аду грешнику, а его потенциальный удел в Раю забирает себе. Т.е. получается праведник получает свой удел Райского места и удел того, кто был лишен его, а сам, дополнительно отдает осужденному во Ад грешнику свой удел в Преисподней.
Назад к списку