От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ВЕРОЙ, МОЛИТВОЙ, И ПОСТОМ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ВЕРОЙ, МОЛИТВОЙ, И ПОСТОМ

 

 

Однажды ко Христу приведен одержимый бесом юноша, так как перед этим ученики Христовы не смогли изгнать из него беса.

17 Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. (Мар.9:17,18)

Христос изгнал нечистого духа из юноши, сказав его отцу такие слова:

23 если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию…

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; (Мар.9:23-26)

Христос перед тем как освободить юношу от беса потребовал «веры» у его отца. Что это за «вера»? Это вера в то, что силой Всевышнего может быть совершено освобождение. Примечательно, что Христос говорил о вере «двигавшей горы».

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.

24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам. (Мар.11:23-24)

Вера при совершаемой молитве, это уверенность в том, что Бог силен выполнить наши просьбы за других людей. Но возникает вопрос, а разве есть люди, которые могут сдвинуть гору своей молитвой. Ведь если это возможно, значит в каждом поколении должны быть такие люди, но где же они? И разве молитва веры о «сдвиге горы», может считаться молитвой за других людей?

Желающим получить ответы на эти вопросы, необходимо знать, что «двигать горы», это не означает буквальное изменение географического ландшафта. Метафоричный язык священного Писания под «горами» подразумевает «сильных, власть имущих или особо выдающихся» из числа людей[1] или ангельских сил.[2] В словах Христа о «передвижении горы» речь идет о нечистом духе, который овладел человеком. Это видно из ответа ученикам, на их вопрос почему они не смогли изгнать беса.

9 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Матф.17:19-21)

Следуя метафоричному пониманию слов Христа, мы согласимся с тем, что в каждом поколении есть сильные верой люди, изгоняющие бесов. И молитва веры «передвигающая горы» действительно является молитвой за других людей.

Своим ученикам, вопрошающим о том, почему они не смогли изгнать беса, Христос указал на обязательное присутствие «поста» в жизни экзорциста. После слово о «вере передвигающей горы» было добавлено: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф. 17:21). О «молитве веры» было уже сказано выше. Но молитва, – это не только прошение, это еще и славословие Всевышнего. Славословие и прославление Бога неотделимо от прошений Ему. По словам апостола,[3] воспевающий и прославляющий Бога, наполняется Духом Его.[4] Но что касается поста – здесь необходимо пояснение. В еврейской традиции пост – это полный отказ от пищи.[5] В современной традиции такой общественный еврейский пост совершается например, в Йом Кипур, девятого Ава и другие дни. В мистическо-аскетическом аспекте пост часто использовался для «возвышения» телесной природы, ее «истощения» в пользу духа, для более глубогого вхождения в область духовных сущностей. Известно, что не только Моисей постился перед восшествием на Синай, и не только Христос перед встрече с дьяволом сорок дней голодал в пустыне, но сорок дней постились также и колдуны на горе Олимп, для того чтобы войти в мир духов.[6] Этот ли пост нужен экзорцисту, или здесь речь о другом посте?

Богу угоден не тот пост, которым «мучит» себя человек, но тот пост, который дает свой плод. Об этом посте Господь говорит через пророка:

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; (Ис.58:6-10)

Угодный Богу пост, это ограничение своих желаний в пользу ближних. По-настоящему постится тот, кто отказывает себе в удовольствии насыщения ради насыщения своих родных и близких, или ради тех, кто голоден и находится в нужде. Порой человек постится до слабости и головокружения для того чтобы, утончив свою плотскую природу войти в Присутствие Божие, услышать Бога или Его бесплотных посланников. Но истязая свою плоть голодом, такой человек может быть совершенно далеким от любви и милосердия к ближним. Бывает так, что при ослаблении плоти постом, духовная нечистота души обостряясь делает человека еще более жестким и немилосердным.[7] Именно это обличает пророк Исайя, говоря о посте. Голодание без милости к людям – это по словам апостола, лишь «только вид мудрости самовольного служения уничижительного изнурения тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:23), которое не приближает нас к Богу. Не в таком голодании открывается Бог, и не этим очищается человек. Но сказано: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, … раздели с голодным хлеб твой» … и тогда Он скажет: «вот Я!». Тогда будет рядом Бог. Ведь и Христос сказал: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лук. 11:39). И тогда «Свет твой взойдет во тьме» (Ис. 58:10). Взойдет тот Свет, который прогонит тьму лукавых духов, и «тогда все будет у вас чисто». Ограничение своих желаний ради блага других, это пост угодный Богу и имеющий силу в деле как личного очищения, так и освобождения других людей от пленения нечистым духом.

 

[1] В отношении великих и значимых людей, возможное понимание слов о «передвижении горы», например, можно соотнести с великим злодеем, который по слову верующего может совершить обращение к Богу, ввергнувшись в море Торы.

[2] Иер.3:23; Иез.36; Ис.2:12-14 и др. Подробно см. комментарий на Пс.120:1 и Пс.148:9.

[3] Еф.5:19

[4] См. подробно в нашей книге «О Царстве Божьем» в главе «Наполнение Духом Святым»

[5] В древности пост преследовал разные цели. 1. В знак траура. (1Цар.31:13; 2Цар.12:21-23). 2. Для предотвращения или смягчения бедствия. (Суд.20:26; 1Цар.7:6; 14:24; 2Пар.20:3; Иоил.1:14; 2:12,15; Иер.36:3,9; Есф.4:3,16). 3. Как акт, сопровождавший молитву. 4. А также перед совершением особо важного акта представителями народа (3Цар. 21:12). 5. Пост рассматривался как акт раскаяния. (Википедия)

[6] См. житие св. Киприана и Иустины

[7] Также при ослабленной постом плоти, на душу человека становится особенно сильным и воздействие нечистых духов.


Назад к списку