От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СОДОМ И ГОМОРРА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СОДОМ И ГОМОРРА

 

 

В каноне Андрея Критского часто упоминается город Содом, который был сожжен небесным огнем за нечестие и злодеяния своих жителей.

 

Великий Канон прп. Андрея: Песнь 2-3

Когда-то дождем пролил Господь огонь от Господа на беззаконие неистовое и сжег содомлян; ты же разожгла огонь гееннский, в котором должна будешь, о душа, быть сожженной мучительно.[1]

Убегай от пожара, о душа, беги от содомского горения, беги от гибели в Божественном пламени.[2]

Древние библейские города Содом и Гоморра (СДОМ и АМОРА) в сознании современного человека чаще всего соотносятся с развратом и противоестественными однополыми связями. Отчасти этот акцент поставлен в Новозаветных текстах, посланиями апостола Иуды и Петра:

7 Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подверглись казни огня вечного. (Иуд.1:7)

6 города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,

7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил… (2Пет.2:6,7)

Но еврейское предание акцент злодейства содомлян ставит не на извращениях плоти, а на вопиющем извращении принципов справедливости и милости.

Рабби сказал: – Среди городов нет более злонравного, чем Сдом, и поэтому, когда человек зол, его называют «содомит»[3]… даже достойнейшие среди них, как написано «Люди же Сдома были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13:13). «Злы» – друг к другу, «грешны» – развратом, «пред Господом» – идолопоклонством, «весьма» – кровопролитием. (Мидраш Берешит раба 41:7)

Сдом и окрестные города были чрезвычайно богаты. Эти земли были не только плодоносны, но и как говорит мидраш полны драгоценных камней и золота. Содомляне любили свою землю, и были, так сказать, патриотами своей страны. Но этот «патриотизм» вылился в жестокие законы, которые не поощряли приход переселенцев из чужих мест. Как передают мидраши,[4] содомляне говорили: «Преградим доступ путнику к нашей земле, ведь приход чужих для нас только в ущерб… земля наша богата хлебом и золотым песком. Зачем нам путники; они приходят лишь, чтобы убавить наше состояние. Давайте сделаем так, чтобы в нашей земле забыли о путниках».

Беспокойство за свою землю, жадность, и подозрительность к чужакам, сделало содомлян человеконенавистниками. Прикрываясь заботой о безопасности города, чтобы не плодить бомжей и нищих, были изданы законы о смертельной казни всякого, кто проявит милосердие к нищим или пришельцам. Мидраш говорит, что последней каплей долготерпения Божьего стал вопль девицы, которую приговорили к казни за оказанную милость к умирающему от голода нищему.[5]

В грехе жестокосердия обвиняется Сдом и через пророка Иезекииля:

49 Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.

50 И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их. (Иез.16:49,50)

Но не только Божественный принцип «Милосердия» отвергался в Сдоме. Принцип «Справедливости», который является основой неиспорченного милосердия, попирался содомскими судьями в угоду более богатых и значимых людей. Мидраш даже приводит метафоричные имена судей Сдома, показывающие пренебрежение Правдой.[6] Говорит предание: «Если некто ранил ближнего, то говорили судьи пострадавшему: заплати ему за кровопускание». Чаще всего пострадавший и обиженный оказывался виноват при судебном разбирательстве. Были в Сдоме и такие законы:

«Перешедший реку по мосту платит четыре зуза, пересекший вброд – восемь зузов». «Тот, у кого есть один бык, пасет городское стадо один день, тот же, у кого нет ни одного, – два дня». Ну а чем не подобие этих законов, «налог на тунеядство» или «налог на бездетность». Вполне возможно, что в Сдоме было обычаем обвинять не тех, кто творит злодейство, а тех, кто перед всеми обличал их зло. Законы работали в пользу тех, кто был богаче и на тех, у кого было больше власти. Но как известно в обществе злодеев и бедные, если и творят меньше зла, так только потому, что у них не бывает столько возможностей, сколько имеют богатые. Часто подвергшиеся несправедливости и сами при возможности пренебрегают справедливостью делая неправду.

Мидраш, толкуя стих Торы «… городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов, окружили дом» (Быт. 19:4), говорит, что не было среди содомлян ни одного праведного – но все были злодеи и молодые, и старые, и богатые, и бедные.

Во всяком месте есть люди хорошие и дурные; но здесь большинство дурных, как написано: «Городские жители, люди Сдома, окружили дом, от молодого до старого...». Ведь никто из них не протестовал.[7] (Мидраш Берешит раба 50:4)

Злодейство начинается, с одобрения, согласия или даже смирения перед творимым вокруг злом, а также с дурных мыслей, извращенного мировоззрения и греховных желаний. Но бывает так, что само общество злодеев насаждает образ неправильного мышления и действий, карательно воздействуя на тех, кто мыслит иначе. Мидраш метафорично говорит о содомском подобии «прокрустова ложа», на котором каждый не подходящий по росту либо насильно растягивался, либо укорачивался через отсечение выступающих конечностей. Это метафоричный образ насильственного «воспитания» и принуждения к тому образу мышления и жизни человека, который устанавливается в обществе злодеев. Зло не терпит свободы мнений, и борется с этой свободой не словами, но насилием. А еще Сдом может показать всем мерзкое и несправедливое слабым и требующим защиты, и под этим предлогом гнобить и уничтожать все то, что не поддерживает мерзость неправды.

Содомляне почти все были злы. Даже бедняки, если они чужды справедливости, получив власть становятся злодеями. Поэтому о бедняках Сдома мидраш говорит, что был обычай у простого народа ходить по рынку и бесплатно пробовать у приезжих купцов продаваемую еду. И так по кусочку содомляне растаскивали весь товар, не заплатив за него, ведь каждый брал понемногу «на пробу». Или как говорит Бавли Санедрин: «Если кто раскладывал лук или чеснок, каждый приходил и брал по одной дольке или головке, говоря: я взял только одну». В Сдоме не считалось воровством, если в воровстве участвуют многие. А что говорить о насилии над пришельцами, которое толпа устраивала над приходящими странниками. Это вопиющее к Богу мерзкое злодейство. Поэтому этот город был уничтожен со всеми своими злодеями и их мерзостью. Нужно отметить, что в Торе о разрушении Сдома употребляется глагол הפך = АФАХ = «перевернул».[8] Всевышний «перевернул» город тех, кто переворачивал законы справедливости и милости.

Примечательно что, когда ангелы пришли в Сдом чтобы уничтожить его, они встретили Лота у ворот города. Комментаторы говорят, что как раз в это время Лот был избран одним из судей города. Главами и судьями в злодейском обществе ставят только из числа негодяев. Лот стал своим в этом городе.[9] Но увидев странников он все-таки доказал, что «в роде своем» (т.е. среди содомлян) был праведником достойным спасения. Ведь Лот позаботился о пришедших к нему, и предупредил их, укрыв в своем доме.

Среди злодеев легко стать праведным. Окружающее человека зло может выявить в нем праведника, если он будет поступать не так, как поступает нечестивое окружение. Если вокруг преобладает общество «содомитов», то у человека есть шанс стать праведником на фоне этого зла. Может быть, среди праведников такой человек будет обычным, ничем не выдающимся человеком, или даже нечестивцем, но если он в среде «содомлян» постарается отличаться своими делами и своей жизнью, то «в роде своем» (т.е. среди окружающих злодеев) он окажется праведником.[10]

Мидраш цитирует стих псалма: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его». (Пс. 88:21). И где же Он нашел его? В Сдоме» (Ялкут Шимони 70). Конечно же эти слова буквально говорят о том, что даже из места нечестия могут выйти праведники, как из нечестивого Сдома вышли предки Давида царя.[11] Но в этих словах есть еще один скрытый аспект. Бог находит праведника не среди святых, где легко быть праведным, а среди общества злодеев, которое давит на человека заставляя принять правила этого мира – «законы Сдома». И если вдруг человек преодолевает искушение, отделяя себя от желаний и дел Сдома, то его находит (обретает) для Себя Всевышний. Слыша историю о Лоте из Сдома и мы, да приложим старание избегать привычного в нашей жизни греха. Как и говорит преп. Андрей в своем каноне:

Запаления якоже Лот, бегай душе моя греха: бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания.

 

 

 

[1] Оригинальный богослужебный текст: Одожди Господь от Господа огнь иногда, на беззаконие гневающее сожег Содомляны: ты же огнь вжегла еси геенский, в немже имаши, о душе, сожещися.

[2] Оригинальный богослужебный текст: Бегай запаления, о душе, бегай Содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене.

[3] Т.е. «житель Сдома»

[4] Мидраш Танхума, Ахарей мот 1; Бемидбар раба 9:24

[5] Когда же узнали об этом жители Сдома, взяли и казнили ее. Сказал Святой, благословен Он: Участь этой девы не позволяет Мне промолчать! И об этом написано: «...Если по мере... вопля их» (Быт.18:21); сказано там: «...Если по мере... вопля ее» – той девы. (Берешит раба 49:6). В оригинале сказано הכצעקתה (А-КА-ЦААКАТА), и имеется в виду: «по мере ли вопля (города Сдома)» (слово «город» на иврите женского рода); но толкователь видит в этом местоимении женского рода указание на историю некой девушки из Сдома, участь которой переполнила чашу терпения Всевышнего. (Р. Кипервассер). Некая девушка давала хлеб одному бедняку, пряча его в кувшин. Это открылось, и тогда обмазали ее медом и поставили на зубцах стены; налетели пчелы и закусали ее. И об этом написано: «И сказал Господь: вопль Сдома и Аморы, велик = РАБА» (Быт.18:20). Сказал рав Йеуда со слов Рава: из-за истории с девушкой = РИВА. (Бавли. Санедрин 109б).

[6] ШАКРОЙ и ШАКРУРАЙ – имена от слова «ШЕКЕР» = «ложь»; ЗАЙФОЙ – от ЗАЙФОН = «подделыватель»; MАЦЛИ-ДИН = «извращающий суд».

[7] Не протестовал против того, что задумали злодеи в отношении пришедших в дом Лота.

[8] И пролил Господь от Господа с неба на Содом и Гоморру дождем серу и огонь, и перевернул = ויהפך города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. (Быт.19:24,25)

[9] Корень имени ЛОТ = לוט в связан с сокрытием и темнотой, как написано: «И пришла скрытно = בלט…» (Руф.3:7). А на арамейском «ЛОТ» означает «проклятие». Это слово встречается у Онкелоса (Берешит.12:3): «Проклинающих тебя прокляну = אילוט». (р. С. Мандельбойм)

[10] В Торе сказано, что Ной был праведным «в роде своем». «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). Мидраш объясняет: «Рабби Йегуда сказал: Если бы он жил в поколении Моше или в поколении Шмуэля, не был бы назван праведником. Так, на улице слепых и одноглазого называют узревшим великий свет, а малого называют сыном великого. Подобно одному человеку, у которого был винный погреб; открыл он одну бочку и обнаружил уксус; вторую и обнаружил уксус; третью обнаружил забродившее вино. Сказали ему: Это вино начало прокисать. Сказал он: А есть здесь что-то лучше этого? Сказали ему: Нет. Так и Hoax «в роде своем был праведником». (Мидраш Берешит раба 30:9)

[11] Дочь Лота родила Моава, предка Рут – бабки Давида. Как написано в мидраше: «Рабби Тувия, сын рабби Ицхака, сказал: Две находки: Рут-моавитянка и Наама-аммонитянка. Сказал рабби Ицхак: «Нашел Я Давида, раба Моего» (Теилим.89:21). Где нашел его? В Сдоме». (Берешит раба 50:10).


Назад к списку