От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СВЯТОТАТСТВО
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СВЯТОТАТСТВО

СВЯТОТАТСТВО

#НЕСКАЗАННАЯПРОПОВЕДЬ (Из «Несказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

У апостола, есть слова, которые обличают людей, считающих себя верующими и состоящими в Завете с Богом.

17 Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,

18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона…

21 … как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (Рим.2:17-24)

Мысль апостола понятна. Всякий именующий себя верующим Богу, но своими делами показывающий противоположное тому что заповедует Бог – хулит Имя Божие и отталкивает от Бога внешних людей. Такой человек закрывает Бога от неверующих и препятствует другим приближаться ко Всевышнему. Именно о таких было сказано:

6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. (Матф.18:6,7)

При том, что общая мысль апостола Павла о ХИЛУЛЬ А-ШЕМ = «хуле Имени Всевышнего» понятна, в его словах есть фраза, которая вызывает некоторое недоумение.

Как нужно понимать слова: «…гнушаясь идолов, святотатствуешь = ιεροσυλεις = ИЕРОСУЛИС»[1] (Рим. 2:22)? Выше им было сказано «проповедуя не красть, крадешь, говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь». Там видно, что обличаемый, проповедуя заповеди Всевышнего, сам поступает противоположным образом. Но какая параллель между «идолом» и «святотатством»?

Что такое «святотатство»? Для многих этот термин связан прежде всего с кощунством – т.е. оскорблением религиозного чувства. Но на самом деле «святотатство», это похищение того, что посвящено Богу. Ιερώ = ИЕРО = «священное» и συλησις = СУЛИСИС = «кража», «похищение».[2] Трудно найти человека, который бы обворовывал «святые места». Не так уж много найдется преступников, которые бы похищали что-то из Божьих храмов. Скорее этот грех распространен среди священнослужителей, которые имея заповедь жить за счет алтаря, злоупотребляют своим положением. Но кроме буквального понимания воровства в храме, святотатство в этих словах апостола мы можем объяснить пороком и страстью, который овладевает сердцем человека. Например, страсть сребролюбия и любостяжания. Апостол говорит: «…гнушаясь идолов, святотатствуешь». Т.е. ты, порицая идолослужение, сам поклоняешься идолу. Ведь всякая честь, приносимая идолу как Богу, похищается у Всевышнего. Идолослужитель ворует у Всевышнего то, что принадлежит только Ему. А что является идолом? Все то, что овладевает нашим сердцем вытесняя Бога. Сам апостол Павел называет идолослужением страсти, овладевающие человеком и принуждающие его к служению через неправду.

5 Итак, умертвите … страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение. (Кол.3:5)

И поэтому слова об «идолах» и «святотатстве» могут пониматься как обобщение выше сказанных слов обличения о воровстве и прелюбодеянии. Если человек гнушается идолопоклонством, то и сам не должен служить «идолам» своих страстей. Это первое объяснение. Второе объяснение слов апостола: «…гнушаясь идолов, святотатствуешь», возможно через идею верности и любви к Богу. Если ты любишь Бога и презираешь идолов, то почему крадешь у Всевышнего? Об обычном воровстве церковных ресурсов мы упомянули. Святотатцем может быть, как обычный вор, укравший храмовые ценности, так и священнослужитель незаконно обогащающийся за счет храма. Но как правило хищение церковных ресурсов незаметно для внешних людей, ели конечно оно не вырастает до таких размеров, когда незаконное обогащение выдает себя роскошью и чрезмерным богатством служителя. Но воровством у Бога может считаться и присвоение той доли, которая должна посвящаться для Бога. Т.е. «приношения и десятины» из того, что человек тратит на себя и свою семью. Пророк так говорит об этом:

 

8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.

9 Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. (Мал.3:8,9)

Т.е. десятую часть наших ресурсов закон предписывает посвящать Богу. Но зачем Богу наши деньги? Посвящение части наших ресурсов Богу нужно для того, чтобы иметь возможность реализовывать то, что угодно Богу. В основном это касается реализации принципов милости и справедливости. Например, поддержка бедняков, немощных и нуждающихся, или содержание храма и священнослужителей. Если хищение ресурсов церкви ее иерархами не всегда очевидно для внешних, то отсутствие дел милосердия, которые должны быть совершаемы верующими в отношении бедняков и страдальцев, весьма заметны. И если верующий не благотворит, то это может быть обличением его святотатства, т.е. присвоением десятой части, которую он, посвящая Богу должен расходовать на благотворительность.[3]

Есть и еще некоторые вещи, которые могут быть причислены к «святотатству», т.е. к воровству у Всевышнего. Например, «святотатством» может считаться профанация священнодействия. Т.е. когда человек якобы говорит или пророчествует от Имени Всевышнего или совершает некие действия. Т.е. это своеобразный обман, как правило в корыстных или честолюбивых намерениях. Также воровством у Бога может считаться неблагодарность Ему за блага, которые мы удостаиваемся в этой жизни. Еврейская традиция в Талмуде (Брахот 35а) так говорит об этом:

Учили наши учителя: нельзя человеку пользоваться благами этого мира без благословения, и всякий, кто пользуется благами мира сего без благословения, незаконно присваивает Господне.[4] И о том же сказал рав Йеуда, сказал Шмуэль: всякий, кто пользуется благами этого мира без благословения, как будто присваивает посвященное Небу, ведь сказано: «Господня земля и все что наполняет ее» (Пс. 23:1).

В более же глобальном значении, вся наша жизнь, если протекает вне исполнения воли Творца является хищением дара Божьего. Мораль сей проповеди такова: Будем же мы проводить жизнь таким образом, чтобы нам не оказаться святотатцами в глазах Всевышнего, и в глазах наших ближних.

 

 

 

 

 

[1] ἱεροσυλέω = «грабить храм, похищать святое». «святотатство», от славянского «ТAТЬ» = «вор»

[2] συλητωρ = СУЛИТОР = «вор, грабитель». Уместно заметить, что паразитирующий в живом организме ленточный червь, называемый СОЛИТЁР (от лат. solo; solitarius = СОЛИТАРИУС = «одинокий»), имеет созвучие с греческим словом СУЛИТОР = «вор». Всякий паразит похищает и живет за счет того, что принадлежит другому.

[3] Редкие священники РПЦ в настоящее время отделяют десятую часть своих доходов. Многие даже против «десятин», считая, что это уже упраздненная ветхозаветная заповедь. В 2010 году я был даже подвергнут архиерейскому прещению за проповедь (опубликованную на моем сайте) «о церковной десятине», в которой призывал в том числе и собратьев священников отделять десятину из своих доходов. Когда-то эта проповедь была написана во время учебы в Пастырской Школе для зачета по предмету «гомилетика», где каждый должен был произнести проповедь перед другими священниками.

[4] В чем исправление этого? Пусть пойдет к мудрецу. Пойдет к мудрецу? Чем поможет ему мудрец? Ведь он уже преступил запрет!  Но сказал Рава: пусть сначала пойдет к мудрецу, и тот научит его благословениям, чтобы не случалось ему присваивать незаконно. (Бавли. Брахот 35а)


Назад к списку