От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ВОПРОСЫ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ВОПРОСЫ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ

ВОПРОСЫ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

Есть догмат веры как в иудейской, так и в христианской традиции, который касается будущего века. Это – воскресение мертвых = «ТХИЯТ А-МЕТИМ». Этот догмат входит как в Символ Веры христиан, так и в 13 принципов веры записанных Рамбаном.[1] В еврейской традиции догмат о «воскрешении мертвых» вызывает вопросов больше, чем дает ответов на него.[2] В христианстве этот догмат объяснен намного понятнее, но все-таки есть некоторые моменты, которые вызывают недоумение.

Христианское учение о воскресении мертвых основано как на предании, так и на библейских новозаветных текстах и текстах Танаха. В этом учении есть мнение что полнота человеческой природы ущербна без материальной составляющей. Совершенство человека – в его двусоставной природе земной и небесной. Как плоть была участницей добрых или злых дел человека в этом мире, так и в грядущем мире плоть станет соучастницей души при воздаянии. Плоть в этом мире ограничена временем жизни, но в будущем веке плоть будет изменена для жизни вечной. Свойства нового тела будут другими. В роде человеческом первым воскресшим из мертвых для вечной жизни стал Мессия – Иисус Христос. Как говорит апостол Павел:

 

20 Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.[3]

21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.

22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,

23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. (1Кор.15:23)

 

Здесь возникает первое недоумение, связанное с воскресением мертвых. Апостол говорит о воскресении только тех, кто Христов «во Христе все оживут… первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:20-23). Но Христос говорит, что воскреснут по Его гласу все, – и добрые, и злые.

 

28 … наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;[4]

29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. (Иоан.5:28,29)

 

Это согласно с тем, что сказано в книге пророка Даниила:

 

2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

3 И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. (Дан.12:2,3)

 

Примечательно, что Христос не был первым из тех, кто был воскрешен к жизни от смерти. Таких случаев было достаточно много. Например, воскрешенный Илией сын вдовицы. Оживший мертвец при соприкосновении с костями пророка Елиши. И сам Христос много раз воскрешал умерших (Лазарь четверодневный, дочь Иаира, сын Наинской вдовицы и пр.). Но эти воскрешения были временным. Люди, вернувшиеся к жизни, опять умирали, когда приходил их час. Христос же воскрес для того, чтобы уже никогда не умирать. Он воскрес для вечной жизни. Как и говорит апостол:

 

9 Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. (Рим.6:9)

 

Если Христос, первенец воскресения, воскрес для вечного пребывания в новом теле, то все, кто будет воскрешен силой и властью, которую Он получил от Всевышнего сев на небесном престоле Славы,[5] будут иметь вечное бытие в грядущем мире. Можно привести еще слова апостола о воскресении:

 

42 При воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;

43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;

44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. (1Кор.15:42-44)

 

Но если при воскресении мертвых воскреснут и злодеи, разве они тоже воскреснут в силе и славе? Ведь написано:

 

53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1Кор.15:53,54)

 

Здесь возможно предположить, что злодеи будут воскрешены бессмертными, но не для славы. Как написано в Откровении Иоанна: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9:6). Т.е. процесс возвращения душ усопших затронет всех людей, но не для всех людей будет благостным состояние, в котором они воскреснут. Дух Божий оживляет все в Своем Присутствии, но Его Присутствие не для всех будет радостью и блаженством.

Есть еще одно место в Евангелии, которое вызывает весьма сильное недоумение. Это слова Христа:

 

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;

9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. (Матф.18:8,9)[6]

 

Недоумение в том, что христианское представление о воскресении мертвых для бессмертной жизни подразумевает прославленное тело, чуждое болезни, увечий, ущербности страданий. Т.е. воскресший, – это совсем другой человек, здоровый, молодой, красивый и радостный.[7] Но почему Христос говорит, что тот, кто ради принципов правды потерпит телесный ущерб, войдет в жизнь вечную с этим ущербом? Как правило такие вопросы не появляются, если эти слова Христа понимать, как их понимали многие толкователи, в метафоричном аспекте. Но как бы то ни было, в словах: «лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мар. 9:43-48), все-таки присутствует и буквальный аспект. Как может быть, чтобы воскресение тела отображало следы былых увечий, болезней или каких-то ран. Как праведник может войти в жизнь вечную увечным, если сказано, что «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Разве праведники не заслужили войти в вечность здоровыми и прекрасными? Интересный ответ на этот вопрос можно усмотреть в еврейской традиции. Мидраш[8] говорит слова, которые помогут нам объяснить возникшее недоумение по поводу увечий с которым воскреснут люди:

 

Рабби Леви и рабби Яаков Габалийский от имени рабби Ханины сказали: какое поколение уходит, (из жизни этого мира) такое поколение и приходит (при воскресении мертвых); уходит хромой – и приходит хромой, уходит слепой – и приходит слепой, чтобы не сказали: одних Он умертвил, а других воскресил.[9] Как написано: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю» (Втор. 32:39). Тот, Кто говорит о трудном, говорит и о легком: «Я умерщвлю и Я оживлю» – вот трудное, и тем более: «Я поразил и Я исцелю» – что легче этого?![10] Но Я восставлю их с их изъянами, чтобы не сказали: одних Он умертвил, а других воскресил; Я умерщвлю и Я оживлю, Я поразил и Я же потом исцелю их.[11] (Коэлет раба 1:4)

 

При воскресении человек окажется с видимыми дефектами, увечьями или недостатками, которые он имел при жизни. Одно из мнений, что это будут признаки узнаваемости человека другими, и его личной телесной самоидентификацией. Уместно отметить что, когда Христос являлся ученикам по воскресении, (проходя даже через закрытые двери), Его лицо не всегда было узнаваемо. Но чтобы доказать, что это Он, Христос показывал Свои раны.[12] Как и написано:

 

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

27 …Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои;[13] и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Иоан.20:19-28)

 

До своего вознесения и Прославления, до своего воцарения на престоле Славы и восседания одесную Отца, Христос являл свои раны ученикам. Есть мнение отцов, что Христос и по втором Пришествии явит знаки своего Страдания перед всем миром для того, чтобы Он был узнан как Распятый и Пронзенный.[14]

Но что касается нашего воскресения, то наши тела получив бессмертие, всё еще будут несовершенны при всех их духовных свойствах. Т.е. наши тела будут нести отпечаток ущербности, пока не будут прославлены Славой Всевышнего. В книге пророка Малахи мы читаем об этом так:

 

1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; (Мал.4:1,2)

 

При явлении Света Всевышнего уже воскрешенные люди, и добрые и злые испытают Его Силу. Те, кто достоин, будут в своих воскрешенных телах исцелены от всех недостатков, с которыми они вошли в мир грядущий. Поэтому и написано: «для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». В воскресших праведниках при их исцелении в Свете Солнца Правды отобразится Слава Всевышнего. Именно поэтому у Даниила, говорящего о пробуждении одних для жизни вечной, а других для вечного посрамления добавлено: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2,3). В книге Судей также есть пророческие слова, касающиеся будущего века: «Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его будут как солнце, восходящее во всей силе своей! (Суд. 5:31). Также и в Евангелии мы читаем о двух состояниях воскресших людей:

 

41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. (Матф.13:41-43)

 

Христос есть «Солнце Правды» которое явит Свет Всевышнего в явлении своем. После того как Машиаху делегирована Сила, Власть, и Слава Всевышнего,[15] Он есть Судия, Царь и Источник Жизни воскрешающий ранее живших.[16] Его Слава и Его Свет наполнит всех причастных Ему. Именно о верных было сказано Им: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Всякий причастный и верный Ему оживет для жизни вечной. Причастный Истине возрадовавшись преобразится, исцелится, и избавится от всего, что было ущербным в его теле. Но те, кто чужд Духу Мессии, тот кто был злодеем и преступником Божественных принципов, по своем воскресении останутся в вечности не прославленными. Свет Всевышнего будет для них огнем опаляющим,[17] и тела их будут вечным жилищем червя неусыпающего. Это состояние трудно назвать вечной жизнью. Это страшное состояние смерти при отсутствии самой смерти. Это состояние предсказанного воскресения осуждения, при котором человек неспособен быть сосудом Света. Как и написано:

 

23 Ибо, как новое небо и новая земля… Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред Лицо Мое на поклонение, говорит Господь.

24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. (Ис.66:22-24)

 

Об Огне Опаляющем мы много раз говорили, а вот о «черве неумирающем», это уже тема отдельной проповеди.

 

[1] В «Символе веры», – это последний 12 пункт исповедания: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего мира…». А в иудейских принципах веры, – это последний 13 пункт: «Безоговорочно верю в то, что мёртвые вернутся к жизни — тогда, когда того пожелает Творец…».

[2] Например, некоторые недоумения, которые возникают при ознакомлении с мнением еврейской традиции в отношении воскрешения мертвых. Есть мнение, которое высказывал Рамбан, что воскресшие из мертвых, в конце концов опять умрут. Видимо это мнение основано на стихе из пророка: «Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем» (Ис.65:20). Есть мнение что не все воскреснут из мертвых, так как души некоторых злодеев будут навсегда уничтожены в огне Геинома. Это усматривают в стихе из книги Даниэля: в книге Даниэля: «И многие из спящих в прахе земном проснутся: одни – для вечной жизни, а другие – на поношение и вечное омерзение». (Дан.12:2). Доводом, как я понимаю, становится слово «многие». Т.е «многие», но не «все». Но, как мне видится, следуя такому рассуждению, можно прийти к выводу, что и не все праведники воскреснут, «многие», но не «все». А это уже вызывает трудность объяснения.

[3] Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол.1:18). Иисус Христос, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. (Откр.1:5)

[4] Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет… дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. (Иоан.5:21-26)

[5] Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. (Пс.109:1)

[6] Об этом же и в другом месте: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (Матф.5:29,30). И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. (Мар.9:43-48)

[7] И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. (Ис.35:10). И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откр.21:4)

[8] Подобное говорит и Бавли Псахим 68а.

[9] Если люди в конце времен будут воскресать уже исцеленными, может показаться, что это не те, кто умер прежде, а в появлении на свет новых людей нет ничего необычного. Более того, тогда будет казаться, что нарушен принцип воздаяния за прижизненные поступки – ведь судить Всевышний будет уже «новых» людей. (Я. Синичкин)

[10] Коль скоро Всевышний объявляет о Своей способности воскрешать мертвых, нет смысла говорить о том, что Он способен исцелять, это подразумевается само собой. Возникает вопрос, зачем это говорится в стихе.

[11] Если был некто слеп, хром или нем, когда умер, таким воскреснет он, а затем будет исцелен (Раши). Сначала мертвые восстанут с теми изъянами, которые у них были при жизни, чтобы не осталось сомнений, что это те же люди; сразу же после этого Всевышний исцелит их. См. Псахим 68а; Сангедрин 91б; Берешит раба 10:4; 95:1. (Я. Синичкин)

[12] Сорок дней до Своего вознесения, Воцарения и Прославления Христос являл Себя в воскресшем, но не прославленном теле. «…Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан.20:17). По Его восшествии на престол Он уже ослепительное и обжигающее «Солнце правды», которое являет Свет Всевышнего во всей Славе. «Он Сидящий на белом престоле, от Лика Которого побежит небо и земля, и не найдется им места» (Откр.20:11), ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Матф.16:27)

[13] Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Иоан.19:34)

[14] А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. (Зах.12:10)

[15] Видел я, наконец, что поставлены были престолы… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан.7:13,14)

[16] ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. (Пс.35:10)

[17] Смертная плоть этого века – «кожаные ризы», скрывают от души Свет Всевышнего. Но тонкое тело воскресения не сможет скрывать Свет радующий праведника и поражающий злодея.


Назад к списку