От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СВЕТ НЕПРИСТУПНЫЙ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СВЕТ НЕПРИСТУПНЫЙ

СВЕТ НЕПРИСТУПНЫЙ

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

Сущность безначального и бесконечного Бога трансцендентна тварному миру и не может быть познана Его творением. Бога нельзя увидеть и услышать тому, кто ограничен и пребывает в ограниченном мире.[1] Бог невидим и непознаваем. Но в тварном мире, Бог являет Свой нетварный Свет. Божественный Свет, для нас, – это Его наивысшая[2] теофания (явление). Этот Свет нетварный, и поэтому он неприступный, т.е. сказать по-другому, этот Свет, для земных существ, является недоступным после вселенской катастрофы – грехопадения первых людей.

 

17 Блаженный и Единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

16 Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном[3] Свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1Тим.6:15,16)

 

Апостол говорит, что Бога «никто из человеков не видел и видеть не может». А Моисею было сказано, что явление Бога в полноте Своей теофании, недоступно и даже опасно человеку, находящемуся в теле.

 

20 Лица Моего ты не способен[4] = לא תוכל = ЛО ТУХАЛЬ увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. (Исх.33:20)

 

Бог дает человеку видеть и познавать Его Свет настолько, насколько человек может Его вместить, и насколько он причастен Свету через Слово и Свет Духа Божественной любви. Слово יכל = ЯХОЛЬ = «быть способным, мочь, иметь возможность» видеть Бога, говорит нам еще и о том, что человек не может «вытерпеть, вынести»[5] неприступный Свет Творца.

Его теофания (т.е. Божественное явление в ограниченном мире) – во-первых, это Его нетварный и неприступный Свет. Об этом нетварном Свете апостол Иоанн Богослов говорит так:

 

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была Свет для людей.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Иоан.1:4-9)

 

Апостол, таинственно говоря о ЛОГОСЕ[6] Божьем, которым мир получил свое бытие, говорит и о Его Свете. Свет Бога – это жизнь для людей. Человек изначально оживотворен Светом и призван оставаться в Свете. Но со времени грехопадения первых людей человек ограничивает свою жизнь тем, что не любит Свет и удаляется от Света следуя путем неправды.[7] Бог желает чтобы человек был сосудом принимающим Свет, и для этого Он дал Свою Тору. Но для того, чтобы сосуды были наполнены Светом, человек должен быть полностью очищен от греха. И это очищение, необходимое нам для наполнения Светом, дается Спасением Божьим через Искупителя. Бог «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан. 3:16)

 

10 В том любовь, что … Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. (1Иоан.4:10)

 

Через искупление наших грехов Сыном Божьим, мы верой в это искупление, очищаемся от всякого греха и получаем в дар Дух Мессии. Это и есть наполнение Светом, и причастие нашему Искупителю. Этим Светом – Духом Божьим, мы становимся причастны неприступному Свету Божества. Этим Светом мы становимся сынами Света,[8] всыновляясь Богу. Как и говорит апостол:

 

4 … Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону,

5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6 А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:4-6)

 

Когда человек получает Дух Божий, то будучи причастным Ему, он имеет возможность видеть Свет Божий, который в Будущем веке будет явлен всем.

Свет Божий есть самое тонкое и недоступное богоявление в тварном мире, а наиболее же нам доступная теофания и максимальный кеносис Бога – это Мессия Божий. В этом мире Он был бедным и страдающим, и не каждый мог усмотреть Его Свет, но в будущем веке все народы увидят Его Славу, которая будет Славой Творца.[9] И кто стал причастным Ему здесь через Свет Его Духа, тот возрадуется нетварному Свету Славы Божией, когда Царь царей и Владыка владык явит Себя в вечном Царстве Своем. Чтобы увидеть недоступное и высокое, человек должен сначала усмотреть наиболее приближенное и доступное.

 

Бог явил Себя в Сыне Своем – в Свете Машиаха. Именно об этом говорится у псалмопевца «во Свете Твоем мы видим Свет» (Пс.35:10). Во Свете Христа мы познаем Свет неприступный. Ведь Бога никто не видел, и видеть не может, как и говорит апостол:

 

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:18)

 

Только через Мессию человек получает искупление и усыновление Божественному Свету. Только через Мессию человек входит в Новый Завет.[10] Только через Мессию человек получает Дух Его. И только через Мессию человек может видеть Бога. Но действительно ли можно видеть Бога, и кто может увидеть Его? Есть ли в Танахе слова о том, что человек увидит Всевышнего?

Последующее раскрытие темы и ответ на эти вопросы см. в продолжении.

 

[1] В мире, который ограничен временем и пространством

[2] Наивысшая теофания Бога (т.е. наиболее недоступная тварным существам) – это Его Нетварный Свет, а наинизшая, наиболее ограниченная и доступная Его теофания, (т.е Его максимальный кеносис = самоопределение, самоограничение, самоунижение), – это Мессия – Сын Божий.

[3] Απροσιτον = ἀπρόσιτος = АПРОСИТОС = «неприступный, недоступный, недосягаемый».

[4] יוכל יכול = ЯХОЛЬ, ЮХАЛЬ = «мочь, иметь возможность». יָכֹל‎ = ЯХОЛЬ = 1. быть способным, мочь, иметь силу или способность; 2. превозмогать, одолевать; 3. терпеть.

[5] Этот корень у слов, которые используются в значении «терпеть, выносить». Например, לא־תוכל שׂאת = ЛО ТУХАЛЬ СЭЭТ = «…не может сносить» (Прит.30:21) и לא־תוכל הארץ = ЛО ТУХАЛЬ А-АРЕЦ «… не терпит земля» (Ам.7:10).

[6] λογος = «Слово»

[7] Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Иоан.3:19-21)

[8] Ибо все вы – сыны Света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. (1Фесс.5:5)

[9] Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Матф.16:27)

[10] Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет (Иер.31:31)


Назад к списку