От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СВЕТ И ТЬМА – ПРОСТОТА И ЛУКАВСТВО
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СВЕТ И ТЬМА – ПРОСТОТА И ЛУКАВСТВО

СВЕТ И ТЬМА – ПРОСТОТА И ЛУКАВСТВО

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

Свет и тьма, искренность и лукавство, чистота и скверна, святость и нечестие – это слова антонимы, показывающие несовместимое и противостоящее друг-другу. Смысловые понятия, разведенные по разным полюсам необходимы. Они указывают на добро и зло, на то что хорошо, и на то что плохо.

 

В Евангелии есть слова Христа, в которых мы видим полярность, указывающую на хорошее и плохое.

 

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет просто =
απλους,
[1] то и все тело твое будет светло = φωτεινον;[2] а если оно будет лукавым = πονηρος,[3] то и тело твое будет темно = σκοτεινον.[4] (Лук.11:34)

 

АПЛУС – ПОНИРОС = «простой – лукавый».

ФОТИНОС – СКОТИНОС = «светлый – темный».

 

Если у человека «око простое», то и тело его «светлое». Если «око лукавое», то и тело его «темное». Слово АПЛУС = «простой, искренний», которое соотносимо с оком человека, указывает на то, что это человек простой, искренний, не ищущий свою личную выгоду, т.е. человек бескорыстный. Слово ПОНИРОС = «лукавый, злой», напротив указывает на человека высматривающего только свою выгоду, ищущего свою корысть. Человек с лукавым оком, хитер, коварен, скуп, зол и корыстен. ПОНИРОС – это свойство падшего мира. Как сказал апостол: «Мы знаем, что … весь мир лежит во зле = πονηρω = ПОНИРО» (1Иоан. 5:19). Если человек бескорыстно смотрит на мир, то он не свойственен этому миру и не сообразуется в веком сим.[5] Такой бескорыстный человек «иной» для этого мира. Поэтому человек, который имеет чистое, искреннее око, бескорыстный и добрый называется АЛЬТРУИСТОМ = «другим».[6] Он не таков как те, кто сообразован этому миру, он чужд лукавства.

Примечательно, что дьявол назван «лукавым» = ПОНИРОС.[7] Он враг рода человеческого. Из светоносного ангела, он превратился в ангела «тьмы». Апостол называет ниспавших духов мироправителями тьмы = σκοτους = СКОТУС[8] века сего (Еф. 6:12). Отдавший себя во власть злого побуждения и лукавства следует путем дьявола. Лукавый человек находится под «властью тьмы».[9] Находящийся во тьме, сам становится «темным». Где нет простоты, искренности, чистоты мировоззрения, помыслов и взглядов, там человек, – все его существо, лишается света и пребывает в темноте. Апостол говорит, что мы должны быть во свете, а не во тьме. Если мы считаем себя Божьими, мы должны быть сынами света – т.е. просвещенные Духом Божественной любви и истины.

 

4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

5 Ибо все вы – сыны света = φωτος = ФОТОС и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы = σκοτους = СКОТУС. (1Фесс.5:4,5)

 

Бог наш Просветитель – Он наш Свет. Его Словом и Его Духом святости и любви, мы просвещаемся, и из «сынов тьмы» века сего, мы становимся «сынами Света». Того, кто старается выбраться из традиций и темных обычаев мира сего, того, кто старается идти прямым путем указанным в слове Всевышнего, сам Бог просвещает Светом Своего Духа и зажигает светильник его внутреннего человека. Как написано в псалме:

 

25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.

26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно,

27 с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его…

29 Ты освещаешь = φωτιεις = ФОТИИС светильник мой, Господи; Бог мой просвещает = φωτιεις = ФОТИИС тьму = σκοτος = СКОТОС мою. (Пс.17:26-29)

 

Искренний и милостивый человек наполняется и просвещается Его Светом. Все существо такого человека – его дух, душа, и все тело исправляются, и в своем стремлении к правде начинают естественно для возрожденного человека «отвергать худое и избирать доброе» (Ис. 7:15). Человек же лукавый и идущий кривым путем, человек недобрый, остается темным и лишенным Света Божьего, потому что сообразуется с темнотой века сего. И об этом написано:

 

5 свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его.

6 Потемнеет = σκοτος = СКОТОС свет = φως = ФОС[10] в шатре его, и светильник его угаснет над ним. (Иов.18:5,6)[11]

 

Если вернуться к словам Христа об простом и лукавом оке, то нужно обратить внимание еще и на другие, не для всех понятные слова.

 

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лук.11:34)

 

Как нужно понимать эти слова? Как свет может оказаться тьмой? Ответ: Часто человек считающий себя Божьим, верующим, просвещенным, ходящим во свете истины, на самом деле имеет «лукавое око»[1] и все его тело (т.е. все его действия и стремления)

направлены лишь для удовлетворения своих корыстных интересов. Сам человек этого не замечает, думая о себе что он во Свете. Ведь номинально верующий человек, а таких немало, может исповедовать доктрины своей религии, но жить только хищными желаниями ветхого человека, ищущего только свой выгоды. Плотской человек, непросвещенный Светом Духа не думает о других и ищет только своего. И если в нас нет чувств и действий, совершаемых по принципу Божественной справедливости и милосердия, если мы видим только самих себя, а не наших ближних, если мы не причастны альтруизму и самоотверженному человеколюбию, то «свет», о котором мы думаем, что он есть в нас, на самом деле – «тьма». Без милосердия и любви, без нашего участия к более страдающим и нуждающимся, без обновления ума нашего, мы, не смотря на все наши религиозные знания и звания пребываем во тьме. И в этом случае ничто не очищает нашу душу и наше тело. Ни ритуальные омовения, ни обряды, ни светлые одежды, ни наши звания. Поэтому после слов «свете и тьме» человека, в Евангелии добавлены слова Христа, обращенные к фарисею, соблюдавшему все религиозные предписания и постановления:

 

41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто. (Лук.11:41)

 

У пророка Исайи мы можем увидеть эту же истину. Просвещение и свет лишь только там, где милосердие, любовь, самопожертвование, и помощь тому, кто в более худшем положении.

 

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет = φως = ФОС твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя…

10 Когда ты отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет = φως = ФОС твой взойдет во тьме = σκοτει = СКОТИ, и тьма = σκοτος = СКОТОС твоя будет как полдень; (Ис.58:7-10)

 

Справедливый и милосердный удостаивается просвещения, и его тьма становится светом. Если опять вернуться к Евангелию от Луки, которое говорит о «свете и тьме» человека, то в следующей двенадцатой главе мы можем опять усмотреть связь милосердия с сияющим светом светильника.

 

33 … давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими.

36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего... (Лук.12:33-36)

 

Слова «будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина» дает нам аллюзию на притчу о десяти девах взявших светильники свои.[12] Мудрые девы вышли навстречу Жениху со светильниками, наполненными елеем. Здесь метафора. В этом мире человек имеет возможность приобретать для своего светильника «елей» добрых дел на «торжище», т.е. проявляя милость и благотворя людям в течении всей своей земной жизни. Примечательно, что в Евангелии от Матфея эти же слова о «сокровище неоскудевающем на небесах» стоят рядом со словами о «чистом и лукавом оке». И там же добавлены другие слова, которых нет в этом месте у Луки. Это слова о службе Богу и мамоне.[13] Но так как наша проповедь и без того сильно затянулась, то о «Боге и мамоне» будет сказано в следующий раз.

 

[1] ἁπλοῦς = АПЛУС = простой, единый, здоровый, искренний, чистый.

[2] φωτεινός = ФОТИНОС = светлый, яркий, лучезарный, сияющий.

[3] πονηρός = ПОНИРОС = плохой, дурной, скверный, негодный, злой, лукавый; как сущ. зло, худо;

[4] σκοτεινός = СКОТИНОС = темный, покрытый тьмой, исполненный тьмы, лежащий во тьме.

[5] Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего… (Рим.12:2). Сообразовываться с этим миром, значит принимать образ этого мира и соглашаться со свойствами и традициями, которые требуются для преуспевания в падшем мире т.е. культивировать свойства падшей природы человека. Преуспевание в стяжании благ этого мира недоступно бескорыстным альтруистам. Для этого преуспевания нужны свойства, которые присущи сынам века сего. Как об этом сказано в Евангелии: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». (Лук.16:8)

[6] АЛЬТРУИ́ЗМ (лат. Alter = АЛТЕР = «другой») – понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность – то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом – ради общего блага. В христианстве альтруизм как побуждение к действию отражен в призыве Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39, Мк.12:31) и «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:36). (Википедия) С альтруизмом можно соотнести термин филантропия. ФИЛАНТРО́П (от греч. φίλος = «любить» и греч. ἄνθρωπος, = «человек») – человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. Филантропия – человеколюбие, забота об улучшении участи всего человечества. Филантроп противопоставляется мизантропу. (Википедия)

[7] Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого = πονηρου = ПОНИРУ. (Лук.11:4)

[8] Для русскоязычного уха греческое слово σκοτεινός = СКОТИНОС = «темный» вызывает аллюзию на этимологическое сходство со словом «скот». Т.е. в нем можно усмотреть намек на неразумных животных непросвещенных и темных в своем животном состоянии. Но этимология слова «скот», как значение с.-х. четвероногих животных, не связана с понятием «темнота». Как говорят словари этимология др.-русск. слова «скот, скотина» связана со смысловым значением «имущество, деньги, подать». Значение «налог, подать» некоторые ученые пытаются объяснить, как частное заимствование из др.-исл. skattr = «налог», др.-сакс. skat = «монета, состояние», нов.-нем. Schatz = «сокровище», др.-фриз. sket = «деньги, скот». Но традиция мидрашей, для назидания человека иногда связывает разные этимологии фонетически похожих слов по теме назидания. Так и здесь, в конкретном случае, допустимо в тематике драша затрагивающего порок корыстолюбия сделать аллюзию между духовной тьмой лукавого человека, (думающего только о земных сокровищах), и скотиной, (чуждой света духовных чувств).

[9] избавившего нас от власти тьмы = σκοτους = СКОТУС... (Кол.1:13)

[10] φῶς = ФОС = свет, светило, освещение, просвещение; употр. переносно как символ чистоты, искренности, святости, божественности и т.п.;

[11] Также и здесь: Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. (Прит.13:9)

[12] Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. (Матф.25:1,2)

[13] Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне. (Матф.6:19-24)

[1] Евангельское выражение «лукавое око» (Лук.11:34), означает скупость человека. Талмуд говорит о пожертвованиях, которые приносит человек, соотнося их размер с видом «глаза». «Лукавое око» – это скупое пожертвование. У ТРУМОТ = «приношений» есть три основных рекомендуемых размера: «щедрая трума» – «добрый глаз» = АЙН ЯФА – 1/40 часть урожая, «скупая трума» – «злой глаз» = АЙН АРАА – 1/60, и «средняя трума» – 1/50 часть урожая, выращенного в Земле Израиля. (Бавли Трумот 4)


Назад к списку