От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ЮНОШЕСКИЕ ЖЕЛАНИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ЮНОШЕСКИЕ ЖЕЛАНИЯ

ЮНОШЕСКИЕ ЖЕЛАНИЯ

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

Апостол Павел во втором послании к Тимофею призывает удаляться от юношеских похотей.

22 Юношеских похотей = επιθυμιας = ЭПИТУМИАС убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. (2Тим.2:22)

Слово ἐπιθυμία = ЭПИТУМИЯ чаще всего используется в смысле «хотение», «сильное желание», «похоть». Большинство читающих это слово, употребленное в послании апостолом, понимают в смысле – «плотская похоть». Но здесь можно усмотреть более широкое значение слова «похоть», и соответственно более глубокое понимание этого стиха.

Какое основание имеется у нас для этого?

Во-первых, можно заметить, что, говоря об удалении от «юношеских похотей», апостол не противопоставляет им воздержание, пост, девство или даже супружескую верность, но говорит о «правде, вере, любви и мире», которые приняты в общине Божьей.

Во-вторых, и выше по контексту этой главы послания, апостол говорит о печати праведности[1] – «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим. 2:19). Поэтому «юношеские хотения», о которых говорит апостол, это не только неудержимая плотская похоть молодых людей и половое влечение неограниченное узами супружества, но всякое желание внутреннего плотского человека, противоречащее Правде Божией.

Апостол противопоставляет неправде ветхого человека – «правду, веру и любовь». Ветхий человек не возрожден от Бога и не духовен. Он имеет хотения, воюющие на Истину. Эти похоти желают чужого, ненавидят правду, а любовь подавляют корыстью. Ветхому человеку ненавистна справедливость.

 

Примечательно, что буквализм и метафора разносят понятие как «старого», так и понимание «юного» по разным полюсам. В аллегоричном рассказе о двух царях[2] старый царь глуп. Почему он старый? Потому что с юности властвует в человеке злое начало, побуждающее его на всякую несправедливость. Новый духовный человек рождается в сердце человека гораздо позже. Поэтому доброе начало, побуждающее человека к правде и любви, названо юношей, который займет место старого. 

В буквальном же аспекте, напротив, «юношеские желания» – это желания неправды. Ведь молодость от недостатка опыта и мудрости – глупа. А познавшие жизнь старцы – мудры. Юношеские похоти это корысть и несправедливость к окружающим. От этих желаний и похотей «глупой молодости», или по-другому сказать «юношеской глупости», предостерегает апостол в своем послании.

Есть еще одна деталь в этом стихе, которая может дать нам хорошее назидание. Если понимать юношеские επιθυμιας = ЭПИТУМИАС = «желания», в узком аспекте плотской похоти, то «правда, вера и любовь», которые противопоставлены этим сильным плотским желаниям, должны пониматься нами как действенные средства борьбы с блудной похотью. Само половое влечение, ограниченное супружеством мужчины и женщины – это не порок, и не является каким-то недостатком и нечистотой. ЭПИТУМИЯ в семейной жизни, это признак полноценного супружеского общения, которое затрагивает не только дух и душу, но и тело. Но случается беда, когда «юношеские желания» ввергают не только дух и душу, но и тело человека в запрещенные связи, которые являются неправдой, враждующей на Истину Божию. И порой человек осознавая порочность «юношеских похотей» начинает с ними борьбу. Чем пытается человек победить неправедную ЭПИТУМИЮ? Постом, аскетическим истязанием плоти, и прочими подвижническими приемами. Но все это, как правило, не только не помогает одержимому «похотями», но напротив, обостряет их. Почему так бывает? Почему аскетические приемы благочестивых подвижников не имеют действия на одержимых преступными плотскими хотениями? Ответ: Аскетика бесполезна там, где нет справедливости. Неправда и несправедливость – это искривление пути правды. Невозможно что-то исправлять в себе, если основа жизни искривлена. Если человек не выправляет основу, то никакую часть своего характера и никакую часть своих желаний он исправить не сможет. Где нет справедливости – основы мира, – там нет поддерживающей, помогающей, исправляющей и преображающей благодати Божией. Тщетные попытки исправить что-то в своем характере, сердце или обычае жизни, показывают человеку, что его основа крива и неправедна, что он чужд справедливого суждения и дел справедливости. А если основа искривлена, то ничто в человеке не может выровнено или справлено. За мировоззрение, искривленное неправдой, человек оставляется Богом и отдается в еще большую деградацию и ниспадение. Те, кто оставляет Бога и Правду Его – оставляются Им. Как и написано:

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства. (Рим.1:28)

Только кто сохраняет основу, – т.е Правду, тот может с помощью Божией исправлять в себе недостатки и восходить по ступеням добродетели. Но кто пренебрегает справедливостью, тому не помогут аскетические приемы подвижников. Перечисленные же апостолом «правда, вера и любовь», которые человек имеет в своем разуме, уберегают его от преступных дел «юношеских похотей».

Также будет уместным обратить внимание на то, что противостоящим и уклоняющимся от «юношеских похотей» рекомендовано держаться правды, веры и любви вместе «со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2Тим. 2:22). Т.е. рядом с человеком должны быть родные или близкие люди, которые идут по прямому пути правды. Ведь человек в одиночестве замыкается и ослабевает, если не имеет общения с праведниками. К тому же, чтобы держаться правды, веры и любви, нужно быть их делателем. А находясь в одиночестве человек не может поступать по правде и совершать дел веры, и конечно же не может проявлять жертвенность своей любви. Человеку необходимо окружение – община праведников, призывающих Господа от чистого сердца.

 

[1] См. проповедь «Печать основы Божьей»

[2] Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношей, который займет место того. (Еккл.4:13-15). Первый царь старый и глупый – ЙЕЦЕР А-РА = «злое побуждение». Второй царь противостоящий глупому – это юноша умный ЙЕЦЕР А-ТОВ = «доброе побуждение».


Назад к списку