От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - УГЛИ НА ГОЛОВЕ ВРАГА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

УГЛИ НА ГОЛОВЕ ВРАГА

УГЛИ НА ГОЛОВЕ ВРАГА

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

Сегодня я планировал написать проповедь о «небесных обителях» в контексте притчи «догадливого управителя», но после публикации урока по 108 псалму (псалму проклятия), решил написать о «углях на голове врага». Думаю, что эта тема о «духе любви», который уподоблен «горящим углям», окажется неким введением, облегчающим понимание темы «небесных обителей». И есть причина того, почему я сегодня выбрал тему «углей». Дело в том, что мои уроки по псалмам слушают и читают считанные единицы из тех более двух тысяч, кто подписан на меня в ФБ. Поэтому, чтобы привлечь читающих мой блог к этой важной теме урока, я сегодня напишу о понимании стихов Писания, в которых есть непонятные слова о «углях на голове врага». Может быть кто-то, прочтя эту проповедь пожелает более подробно ознакомиться с этим вопросом в контексте урока по 108 псалму.

Итак, сказано в книге Притч Соломона:

 

21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:

22 ибо этим, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. (Прит.25:21,22)

 

Примечательно, что это место было процитировано апостолом в контексте того, чтобы человек оставлял Богу право отмщения врагам.

 

17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано:[1] Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим.12:17-21)

 

Интересен момент. Когда апостол призывает отказаться от мщения врагам, тогда же он говорит о «Гневе Божьем». «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию». Возникает вопрос: разве Бог не Всемилостив? Разве он не Благ? Ведь мы слышали – что «Бог есть Любовь» (1Иоан. 4:8). Да, воистину Бог есть Любовь и Милость, но в тоже время Он есть Огонь Опаляющий.[2]

 

6 … любовь люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее стрелы огненные; она пламя сильное = שׁלהבתיה = ШAЛhЕВЕТЬЯ.[3] (Песн.8:6)

 

Дух Божественной Любви – Свет Божий, для тех, кто не причастен Ему – это «Огонь Опаляющий» и «Пламя сильное». Действие ущерба, которое испытывают злодеи в Присутствии Всевышнего, Писание метафорично соотносит с Его гневом и мщением. Например, с этим действием гнева метафорично связан образ огненных стрел и горящих углей:

 

6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши;

7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника. (Пс.10:6,7)

 

В 139 псалме, который также относится к псалмам проклятия, есть метафора горящих углей. Нам видно из слов псалма, что головы злодеев покрывает их собственное зло. Т.е. ниспадение человеческого духа из-за пренебрежения принципом справедливости, превратило их разумный дух – в сатанинский дух противления истине. И эта деградация духа, есть причина того, что злодеи будут испытывать ущерб и страдание в Присутствии Бога.[4]

 

3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань…

10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.

11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.

12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель. (Пс.139:10-12)

 

В грядущем мире Бог опалит всякого злодея. Его любовь будет для них огненными стрелами и горящими углями. Все погружены будут в озеро огня – в Присутствие Божие, которое для одних будет радостью, а для других горем. Но это будет в загробном мире. В этом же мире, тот кто имеет дух Любви – Дух Божий, имеет возможность воздействовать на дух злодея прежде чем тот умрет.[5] Поэтому сказано:

 

21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:

22 ибо этим, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. (Прит.25:21,22)

 

Еврейские толкователи в метафоричном аспекте, соотносят врага, которому должен благодетельствовать человек, с искушающим его ЙЕЦЕР А-РА = «злым началом». Т.е. по словам Соломона, человек при нападениях злого побуждения должен кормить его хлебом Торы и поить водой учения.[6] Но в новозаветном аспекте апостолы призывают духоносных верующих изменять врагов Духом Мессии – Духом Любви. Эта любовь на голове негодяя либо очистит его от порока, либо опалит его. Т.е. либо преобразит его опустившийся дух, и враг изменившись окажется праведником и другом, (как сказано в стихе «и Господь примирит (его) тебе»), либо опалив его, оставит сожженным в совести своей, и он будет лишен шанса на исправление и окажется недостойным продолжать свою земную жизнь, (как сказано: «и воздаст тебе» т.е. избавит тебя от этого врага). «Угли» либо изменят его, либо дадут место Божьему гневу и Его отмщению. Но чтобы «собирать угли на голове врага» нужен жар благодатного духа любви, который действует Силой Духа Мессии. Без этого «жара» ты бессилен перед врагом, и возможно ты никак не сможешь остановить или повлиять на него. Ведь принцип справедливости, который противостоит злодеям грубой силой, не всегда работает в нашем мире по причине того, что те, кто имеет силу и поставлен наблюдать за справедливостью, сами являются злодеями, попирающими правду. Поэтому, если мы в этом мире не всегда можем воспользоваться силой справедливого суда для воздействия на врагов, то мы всегда можем духом любви насобирать им на голову кучу «горящих углей» своими добрыми делами и молитвами за них. 

Если тема о «горящих углях» стала понятна для вас, то наверняка и следующая тема об «обителях небес» глубоко раскроется для вас в этом контексте Огня, который есть Божественный Дух Любви.

 

 

 

 

 

[1] У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них. (Втор.32:35)

[2] Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель (Втор.4:24).

[3] Последние слова «пламя сильное», написано еврейским словом שׁלהבתיה = ШАЛhЕВЕТЬЯ. Есть спор о том, как читать это слово – как одно или как два. Если в два слова, то перед нами единственное упоминание Имени Всевышнего в книге Песнь Песней и слово следует переводить как «Пламя Господа». Если же читать одним словом, то перевод слова «пламя» с усилительным окончанием – «Пламя великое». Примечательно, что слово «ШАЛhЕВЕТЬЯ» есть в Писании только в трех местах. И во всех местах возможно понимание не обычного огня, но сверхъестественного, потому что «Бог наш, есть Огнь поядающий» (Евр.12.29) (Втор. 9.3).

[4] В еврейской традиции есть учение что огонь Геинома для неполных злодеев, (т.е. тех, кто имеет не много злых дел) будет очищающим от нечистоты порока. В этом же аспекте толкуется стих из пророка: «И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: Господь – Бог мой!» (Зах.13:9). По учению евреев максимальное время наказания огнем – 12 месяцев. В католическом богословии есть похожее учение о «чистилище» (лат. Purgatorium), в котором огнем, сходящим свыше очищаются души неготовые предстать пред Славой Всевышнего. Отчасти и в православном предании есть учение о мытарствах, где посредством страдания очищается грех усопших до Страшного Суда. Новозаветное подтверждение учению об очистительном огне усматривают в словах апостола: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня». (1Кор. 3:13-15)

[5] Под покровом плотской природы дух злого человека не испытывает ущерба от действия духа Любви, но в загробном мире Свет Бога будет обжигать его, так как он не облекся в духовные ризы спасения – в нового духовного человека. Нечистые же духи явно чувствуют страдание от соприкосновения с Духом Мессии. Ведь кгода-то они говорили Ему устами одержимого ими человека: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Матф.8:29). Подробно о «Огне вечном» см. в третьей главе нашей книги «О Царстве Божьем».

[6] «Если дурное начало одолевает тебя – накорми его «хлебом Торы» и напои его «водой Торы» (Мидраш Теилим 34). Шломо нарек Злое побуждение «врагом», как сказано: «Если голоден враг твой насыть его хлебом, и если жаждет напои водой, ибо угли ты сыплешь на главу его; а Господь воздаст тебе = ישׁלם־לך» (Прит.25:21-22), читать же следует не «воздаст тебе», а «примирит с тобой» (Бавли. Сукка 52а). שָׁלַם‎ = ШАЛЕМ = «умиротворять, примирять, устанавливать мир». שִילֵם = ШИЛЕМ = «платить, воздавать».


Назад к списку