От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ХРИСТОС ПОСРЕДИ НАС
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ХРИСТОС ПОСРЕДИ НАС

ХРИСТОС ПОСРЕДИ НАС

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

При встрече, священники приветствуют друг друга братским целованием, при этом говоря и отвечая: «Христос посреди нас», – «есть и будет». Это же говорят священники в алтаре во время литургии после возгласа: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына, и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

Исповедание Единосущности Бога Отца, Его Слова и Его Духа имеет некую аллюзию к единодушию и единомыслию людей. Бог Един по своей Сущности. Исповедуя Единосущную Троицу – т.е. Триединого Бога, мы исповедуем не трех богов, но Одного Бога, Слово Которого, и Дух Которого в Своем творческом действии позволили созданному тварному миру быть причастным Божественному Бытию. И Слово, и Дух Бога ради создания мира позволил Неограниченному, Бесконечному, Безначальному, и Непознаваемому, явить Себя в личностной теофании перед разумным творением всей вселенной. Самоограниченная теофания Неограниченного Бога это не есть другой Бог, но есть Тот же Бог, самоограничивший Себя во времени и пространстве для Своего Присутствия в тварном мире. Говоря о Триедином Боге, мы говорим об Одном Боге, Едином и Единственном, так как «мы знаем … что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). В словах литургии призыв «Возлюбим друг друга» сочетается с исповеданием Божьего Триединства: «Отца и Сына, и Святого Духа». И здесь аллюзия: Как Бог по Своей Сущности (даже в Своем явленном миру самоограничении) не разделяется на трех богов, но есть Единый Бог, так и все любящие друг друга едины в Духе любви. Любовь, как действие Святого Духа в наших сердцах, связывает нас воедино. И божественная Евхаристия делает нас едиными по плоти, соединяя воедино всех участвующих в ней. Вопрос: Почему литургия объединяет, и как люди соединяются воедино? Ответ: Во-первых, наше единство совершается в Теле Господа нашего Иисуса Христа. Как сказано: «Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно Тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17). Во-вторых, Тело, составленное из множества верных,[1] наполняется Духом Бога, который оживляя это тело делает его Телом Мессии. Как и сказано апостолом в контексте слов о единении: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). В Духе Божьем мы становимся причастны Богу и всем другим причастникам Его Духа. Всякий повинующийся Главе Тела – Христу,[2] оживлен и движим Его Духом любви.

Слова, звучащие на литургии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную», весьма глубоки. Можно увидеть похожие слова у апостола:

5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по Христу Иисусу

6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. (Рим.15:5,6)

Апостол молится за римских христиан, чтобы они были единомышленны между собой, как одно тело во Христе Иисусе. Одно тело имеет один дух и выполняет то, что велит дух. Не может быть единомыслия среди общины, если каждый водится своим духом и живет желаниями противными воле Господа. Единомыслие лишь там, где Дух Божий наполняет всех собранных воедино. Апостол говорит, что единство во Христе нужно для того чтобы «единодушно, как одними устами славить Бога Отца». Примечательно, что ограниченные создания могут молиться и прославлять Неограниченного, Безначального и Бесконечного Непознаваемого Бога, (Сущность Которого надмирна и недоступна ограниченным творениям). Надмирного Бога можно славить, и это прославление не будет тщетным.[3] Почему? Потому что Бог, Который трансцендентен тварному миру, приближает к Себе тварных существ через Свою личностную теофанию и Свое Присутствие в тварном мире. Через Слово Бога, (явившего Себя ангелам),[4] а в последние дни через максимальный кеносис теофании в лице Христа, мы хвалим и благодарим Недоступного нам Бога. Мы славим Его также, как и апостол благодарил Бога Христом, говоря: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом,[5] Господом нашим» (Рим. 7:25).[6] В Лице Христа, (которого мы исповедуем Господом явившим Себя в максимальном самоограничении), недоступный нам Трансцендентный Бог – Всевышний Отец, славится и благодарится нами. Прославляя Его теофанию, нами славится Единый Бог. И мало того, наше благодарение и славословие совершается Духом Его. В Духе Святом мы можем возносить через нашего Мессию славословие и хвалу[7] Недоступному, Надмирному, Безграничному и Безначальному Богу Отцу.

Только во Христе, и только в Духе Его, человечество может пребывать в максимальном единстве. Христос сказал: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:11). И еще сказал Христос, что в Его Духе Любви мы приобретаем связь с Ним и с Отцом: «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоан. 14:21). В Своей первосвященнической молитве, Христос сказал о Своем единстве с верующими Ему, и о единстве, которое Он имеет с Отцом.

23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино… (Иоан.17:23)

Во Христе мы приобретаем единство, и в нашем единстве пребывает Христос. А где Христос, там Присутствие Бога. Ибо сказано:

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Матф.18:20)

Поэтому священники, (а в древние времена и все христиане), говорили друг другу «Христос посреди нас», и отвечали: «есть и будет».

Здесь уместен гематрический намек на наше единство во Христе Иисусе. Конечно же гематрические намеки не позволяют выводить догматические утверждения, или развивать и дополнять библейское учение. Гематрический метод – это спекулятивный метод намеков и метод, так называемых «прислонений» деталей развиваемого учения, к местам Священного Писания через числовые значения слов и фраз. Для многих, кто далек от еврейских методов экзегезы, гематрия непонятна, бессмысленна, и не представляет никакого интереса. И конечно же, на самом деле, можно было бы вполне свободно обходиться без гематрических намеков в составлении поучений и назиданий по текстам Танаха. Но гематрические намеки, это украшения драша. Это как вензеля на рукописных буквах, или как киноварь узорных буквиц в старинных книгах, как арабская вязь красиво вбирающая в себя целые предложения, или как коронки еврейских букв в Торе. Без всего этого можно обойтись верующим различных традиций, но все же, это украшает, привлекает внимание, дает аллюзию и определенный угол зрения для лучшего понимания.

И здесь, говоря о «собранных во Имя Его» (Матф. 18:20), усматриваем намек на Имя нашего Спасения. Если сказать фразу «Христос посреди нас» на иврите, где вместо слова Машиах (Христос) будет Имя Всевышнего: יהוה קרבנו = АДОНАЙ БЕКИРВЭНУ = «Господь посреди нас», то гематрия фразы даст нам намек на Имя: ישוע = ЙЕШУА = 386. А ответ, который дает услышавший приветствие, если сказать его на иврите: אש והיה = «есть и будет» = ЕШ ВЕ-hАЙА[8] = 327, стоит рядом[9] с именем нашего Спасения написанном через Пентаграмматон: יהשוה = ИЕОШУА = 326.

 

Господь посреди нас, дорогие братья и сестры!

 

[1]  И вы – Тело Христово, а порознь – члены. (1Кор.12:27)

[2] И Он есть Глава Тела Церкви; (Кол.1:18)

[3] Вопрос: Почему здесь сказано о тщетном славословии? Ответ: Были и есть философы, которые утверждают, что трансцендентный этому миру Бог не слышит молитвы людей. По их учению, Сущность Бога, не причастная тварному миру, и не находящаяся в пространственно-временном континууме, не слышит наши славословия и молитвы.

[4] Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. (Евр.1:6). До воплощения в человеческое естество Христа, личностная теофания Бога являла Себя в личности Ангела Лика (Ангела Имени). Об этом подробно в толковании буквы ШИН. … в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. (Евр.1:2). Максимальный же кеносис Божественного самоограничения Слова Божьего произошел при воплощении в человеческое естество. Бог явил Себя в личности Мессии Страдающего, а после воскресения, в личности Мессии Прославленного, через Которого в Грядущем мире будут воскрешены и судимы люди, и в Котором Бог будет царствовать во веки веков.

[5] Букв. «Благодарность же Богу через Иисуса Христа….»

[6] Или: «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа…» (Рим.1:8)

[7] А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией… (Иуд.1:20,21)

[8] В современном иврите будущее время слова «быть» = ИhИ = יהי. Т.е. сейчас бы сказали ויהי = ВЕИhИ = «и будет». Но древнееврейский язык Танаха имеет особенность. Союз ВАВ = «и» переводит слово «быть» стоящее в прошедшем времени היה = ХАЙА = «был», в форму будущего времени = והיה = ВЕhАЙА = «и будет». Как это можно видеть в Пс.1:3 - …והיה כעץ.

[9] Т.е. имеет разницу единицу. Это колель (+1). В этой фразе те же буквы что и в Имени, записанном через Пентаграмматон с «лишней» буквой א = «алеф = אלף». Переставив эти буквы, мы получим יהשוה א, что можно прочесть как АЛУФ ИЕОШУА = «Владыка ИЕОШУА».


Назад к списку