От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ОТЧАЯНИЕ И УНЫНИЕ КАК ПРИЧИНА СУИЦИДА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ОТЧАЯНИЕ И УНЫНИЕ КАК ПРИЧИНА СУИЦИДА

ОТЧАЯНИЕ И УНЫНИЕ КАК ПРИЧИНА СУИЦИДА

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

Разные причины вызывают желание оборвать собственную жизнь, и у каждого человека это желание так или иначе возникало. В книге «Деяний апостолов» описан случай, когда темничный страж испугавшись того, что доверенные ему узники сбежали, в порыве чувств отчаяния и бессилия хотел умертвить себя:

27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. (Деян.16:27)

Кажущаяся безвыходность жизненной ситуации рождает отчаяние. Но внезапно нахлынувшие чувства отчаяния не должны преобладать над человеком и ввергать его в погибель. Как внезапно вспыхнувшее чувство гнева, так и внезапное отчаяние, вызванное скорбью, как написано, «не творит правды Божией» (Иак. 1:20). Как бы безнадежно не обрисовывало жизненную ситуацию внезапно возникшее чувство отчаяния, нужно знать, что всегда есть лучшее решение проблемы, чем совершение суицида.

Отчаяние может быть и спутницей долгого уныния. Как мы знаем, что уныние отнимает силы человека, делая его неспособным к совершению добрых дел. При усугубляющемся унынии человек становится не только неспособным к доброделанию, но у него исчезают силы даже для обычной жизнедеятельности. Уныние – это тихий убийца. В Евангелии есть такие слова:

25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и смущение; и море восшумит и возмутится;

26 люди будут издыхать от страха и ожидания приближающегося на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, (Лук.21:25,26)

Уныние отнимает силы человека. Написано «уныние народов … люди будут издыхать от страха и ожидания приближающегося». В трудные времена, когда голод и война разоряло многие страны, люди умирали тысячами. И очень часто люди умирали от голода не потому, что было совершенно невозможно найти порцию съедобных продуктов, но потому что люди не видели никаких перспектив на нормальную жизнь в ближайшем времени. Люди настолько были подавлены навалившимися скорбями, что в унынии и отчаянии просто теряли силы необходимые для выживания. Это и есть «уныние народов», убивающее людей, которые имели какой-то шанс на выживание.

Несправедливость, лишения, скорби, бесперспективность и разочарование в жизненных ценностях, как и многие другие факторы, удручающие сознание, разрушительно влияют на человеческое общество. По статистике ВОЗ Россия входит в первую тройку стран по проценту людей, совершивших суицид. Наверняка, в будущем, не только в России, но и во всем мире, все будет еще гораздо хуже, чем сейчас. Но мы не должны быть подвержены «унынию народов». Как же избежать этого смертельного недуга? Как нам войти в число тех, кто является исполнителем заповеди «терпением вашим спасайте души ваши» (Лук. 21:19)?

Для ответа на эти вопросы мы должны знать, какие люди находятся в «зоне риска» и подвержены «унынию народов». Человек трехсоставен. Т.е. составные уровни души – это «дух, душа и тело».[1] Полярность человека подразумевает либо крайнее животное состояние мира сего – состояние «хищника», либо духовное состояние человека жертвенного, жительство которого, в своей перспективе, – на небесах. Низший, крайний полюс, это люди с сильной животной душой. Такие люди хорошо выживают в трудных жизненных ситуациях. Человек с сильной плотской природой – хищник и воин. Такой не сдается и будет выживать до конца любой ценой. Такой человек не подвержен душевному недугу отчаяния и уныния. И хотя такой человек силен и живуч, но его сила, это сила животного мира. Ограниченная примитивность «сильного душой»[2] предназначена только для этого века. Другой полюс – высший. Это духовность любящего и жертвенного человека. Дух человека противостоит хищническим стремлениям, но питается не силой животной души, а силой подаваемой свыше – силой Святого Духа. При содействии Божественной силы, человек способен противостоять унынию и отчаянию через стремление и действие жертвенной любви. Между этими полюсами «плотского» и «духовного» человека есть еще одно состояние, которое является легкой добычей для духа уныния. Самым уязвимым для уныния является человек «душевный».[3] Таких людей большинство. Душевный человек уже не «хищник». Душевный человек воспитан, утончен в чувствах и вкусах. «Душевность», это усеченный вариант «духовности». Это некая ее плотская имитация. У «душевных», любовь ограничена весьма узким кругом, и законы как справедливости, так и милости действуют избирательно. «Душевность», хотя и возвышена над «плотским», но все равно живет этим миром, и в этом мире имитирует «райскую жизнь». С одной стороны, у «душевного», чтобы справляться с проблемами этого мира нет жизненных сил «хищника». А с другой стороны, у него нет и силы подаваемой свыше, чтобы в терпении преодолеть все навалившиеся проблемы. «Душевный» человек слаб и беспомощен. «Душевный» чаще всего находится в печали и унынии. И именно душевные люди по своей слабости подвержены смертельной опасности к которой ведет их «печаль мирская». Поэтому, если человек душевный и возвышен над грубой плотской природой, если он утончен в чувствах, то ему нужно не останавливаться на этом, а возрастать дальше. Нужно просить наполнения Духом Божьим, наполнения жертвенной любовью к Богу и ближним. И тогда вместе с апостолом человек сможет в скорбных обстоятельствах сказать:

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; (2Кор.4:8)

Человек придавленный скорбными жизненными обстоятельствами, пораженный унынием и теряющий силы, очень часто склоняется к суицидальным мыслям. Но суицид будет большой бедой для души, погибающей в унынии. Ведь у человека есть свое предназначение в этом мире. Человек должен духовно возвыситься и раскрыться в любви к Богу и ближним. Если человек самовольно прекращает свою жизнь так и не достигнув духовности, то он виновен в убийстве человека, – в убийстве самого себя. Самоубийца уже не сможет раскается в своем грехе, и не сможет встать на путь возрастания. Каждый человек, которого посещают суицидальные мысли должен осознавать, что если в мире есть хотя бы один человек которому он может принести даже самую малую пользу, радость или помощь, то он обязан жить даже в самых скорбных жизненных обстоятельствах. Если человек может своей жертвенной любовью и трудом быть полезным хоть кому-то, то он не имеет никакого права самовольно прекращать свою жизнь. Если человеку не нужна собственная жизнь, то лучше ее остаток с пользой отдать ближним, чем без пользы бессмысленно убить себя.

Суицид – это не выход из тьмы, а напротив побег во тьму. Только через любовь, только через жертвенную любовь возможно увидеть свет, выйти из тьмы и приблизится к радости, покою и миру вечной жизни. Суицид не принесет желаемого покоя и не поможет взойти на высоту блаженства. Суицид низвергает вниз. Суицид бесполезен в решении проблем и в качестве избавления и упокоения. Ведь предназначение человека в том, чтобы через совершенство духа и через божественную любовь, (которая есть действие Духа), взойти от скорби этого мира, в небесные высоты, где «не уже будет; ни плача, ни вопля, ни болезни» (Откр. 21:4). Этот момент истины хорошо подмечен в стихотворении Сергея Егорова:

Все ближе слышу голос издали́,

Все дальше отступает тьма и бездна:

Взлетать полезно только от земли,

А с небоскреба прыгать – бесполезно.

 

 

[1] Подробно о трисоставном естестве человеческой души смотри в толковании буквы ЛАМЕД, «Еврейские буквы о Христе».

[2] У пророка Исайи «сильные душой» = עזי־נפשׁ = «АЗЕЙ-НЕФЕШ», названы корыстные и хищные люди. (В синодальном переводе они названы «жадные душой»). «Это псы, сильные душою = עזי־נפשׁ, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» (Ис.56:10-11). Слово АЗЕЙ от корня עז = «ОЗ» = «сильный, крепкий; наглый, жестокий, грубый, свирепый». «АЗЕЙ-НЕФЕШ» – это те, кто является противоположностью тех, кто назван «нищими духом». АЗЕЙ-НЕФЕШ – это те, у кого животная душа = «НЕФЕШ» особенно сильна, дерзка и жестока. Они как животные, как псы, ищут только своего, своей корысти. У «жадных душой» нет справедливости, они ищут только своего.

[3] Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. (1Кор.2:14). Не духовное прежде, а душевное, потом духовное. (1Кор.15:46)


Назад к списку