От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - О ЗНАНИИ И ЛЮБВИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

О ЗНАНИИ И ЛЮБВИ

О ЗНАНИИ И ЛЮБВИ

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

Апостол говорил коринфянам о «знании» и «любви» в контексте опасности соблазна ближних через вкушение запрещенной еды. Но его слова имеют более широкое значение и понимание.

1 О идоложертвенном мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание = γνωσις = ГНОСИС надмевает, а любовь = αγαπη = АГАПЭ назидает.

2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не познал так, как должно знать.

3 Но кто любит Бога, тому дано познание от Него. (1Кор.8:1-3)

Буквальный аспект в контексте этой главы послания говорит о том, что знание человека может через соблазн нанести ущерб тем, кто не имеет этого знания. Но более глубокий аспект слов апостола показывает нам, что не всякое знание дано свыше, и не всякое знание может быть побуждающим на истинное действие.

Апостол сказал: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не познал так, как должно знать». Каков критерий настоящего знания? Как нам не обмануться в том, что мы имеем знание? Прежде чем получить ответы на эти вопросы, нужно найти ответ и на другой вопрос: В каком случае «знание надмевает» человека?

«Знание» = γνωσις = ГНОСИС, может быть получено обычным способом. Человек может услышать что-то умное, или прочесть то, чего ранее не знал. «Механическое» приобретение знаний отличается от познания, данного свыше. Знание, которое приобретается через обычное усваивание информации отличается от духовного знания тем, что информация, полученная о правильных вещах, не оживлена Духом Божьим. В «механическом» знании нет жизни Духа. Именно такое знание божественных законов бывает у злодеев. Если кому-то это может показаться непонятным, уместно привести пример, объясняющий то, о чем я говорю. Например, человек может взять текст благодарственного псалма или хвалебного гимна. Этот человек получил информацию – тот текст, который безупречен, и наверняка был дан кому-то откровением свыше, Духом Святым. В этом тексте все слова – истина. Но даже выучив их наизусть, и декларируя их, не всякий человек действительно имеет глубину познания этих слов. Этот гимн возможно прочесть довольно сухо без всякого благодарения и восторга, невзирая на то, что значения всех слов известны человеку. Так что же не так со «знанием» того, кто выучил этот текст, понимает значения всех слов этого текста, но произнесение этих слов никак не воздействуют ни на самого человека, ни на слышащих этого человека?[1] В таком знании есть один недостаток – это знание бездуховно. Можно выучить чужие слова и впитать ранее не слышанную информацию, но не всякому дано по-настоящему познать глубину этого знания, так как эта глубина открывается Духом Божьим. В чем эта глубина? Что дает Святой Дух Божий кроме обычной информации, которую человек может раздобыть и узнать без Его сверхъестественной помощи? Конечно же это духовные чувства вершина, и совокупность которых – это Любовь.

8 …Бог есть любовь (1Иоан. 4:8).

В аду будет немало людей, которые за земную жизнь приобрели много знаний. Будут в аду и те, чьи знания были весьма религиозны. Но эти знания не спасают человека от Преисподней, потому что эти знания были лишены духовности – т.е. Духа Любви. Кто-то может кричать в аду, что всю жизнь был служителем Бога, богословом, учителем, но все эти звания – ничто, без Духа Любви. Как написано у апостола:

2 Если я … знаю все тайны, и имею всякое познание … а не имею любви, – то я ничто. (1Кор.13:1-8)

Поэтому в аду, люди, не имеющие Духа, даже при многих знаниях, не смогут славословить, благодарить, и даже просить прощение, потому что все благие чувства – это чувства духовные, чувства, которые оживляются Духом Святым. И здесь, в этом мире, не всякий может благодарить и славословить Бога, и иметь действительно истинное познание, при всех своих религиозных образованиях, санах и чинах. Так как отсутствие Любви, – т.е. отсутствие Духа Святого, все знания делает мертвыми и бесполезными. Такие знания, лишенные глубины духовных чувств ничего не дают человеку кроме надменности, гордыни и пренебрежения другими людьми. В еврейской традиции людям, со знаниями, которые надмевают, а не назидают, дано название נבל ברשות התורה = НАВАЛЬ БЕРЕШУТ А-ТОРА = «негодяй с позволения Торы». Религиозные знания такого человека эгоистичны, порой извращены в сторону собственной корысти, и не назидают ни его самого, ни других. Поэтому было сказано апостолом

1 … знание надмевает, а любовь назидает.

2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не познал так, как должно знать. (1Кор.8:1-3)

Любовь назидает ко спасению и благу самого человека и всех тех, кто его окружает. Если у человека есть такое знание, которое назидает его и других, то это знание, данное свыше – это настоящее знание.

3 Но кто любит Бога, тому дано познание от Него. (1Кор.8:1-3)

И сами знания, которые приобретает человек сам или получает их свыше, нужны лишь для того, чтобы они были «буквой» для Духа, оживляющего их. Дух любви побуждает человека, узнавшего истину действовать по истине. Знания нужны, но нужны знания, оживленные Духом, – знания в Духе Любви.

Конечно же без знания = ГНОСИС не будет наполнения любовью. Но знания изначально должны приобретаться на основе благоговения перед Богом для назидания в любви = АГАПЭ, которая всегда имеет действие, вектор которого направлен во благо ближнего и к исполнению воли Бога.

Нужно отметить, что знания, которые не оживлены любовью, бездуховные знания, практически нельзя передать другим. Так как мертвые знания не интересны другим, и они не могут назидать. Такие знания лишь предмет гордости надменного учителя, но они ничтожны и скучны в глазах окружающих.

Наступит время, когда в грядущем мире знание упразднится, когда назидание уже будет не нужным, но при этом любовь не упразднится, а останется как действенная сила нашего бытия в обществе святых и в общении со Всевышним. Как и написано:

8 … знание упразднится, но Любовь никогда не перестанет. (1Кор.13:1-8)

Поэтому каждый, как получающий информацию, так и передающий, пусть не надмевается в собственном эго, но да призывает Духа Божьего, чтобы Он оживил знание духовными чувствами, действующими любовью к Богу и ближним.

 

[1] Без любви все идеи и слова, все наше знание, в нас будут пустым и бесполезным звуком как и было сказано: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. (1Кор.13:1)


Назад к списку