От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ? ПРИЗЫВАЕТ ЛИ К ПЬЯНСТВУ ЦАРЬ ШЛОМО?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ? ПРИЗЫВАЕТ ЛИ К ПЬЯНСТВУ ЦАРЬ ШЛОМО?

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ? ПРИЗЫВАЕТ ЛИ К ПЬЯНСТВУ ЦАРЬ ШЛОМО?

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

Книга притч царя Шломо, на то и названа притчами что в ней больше аллегоричного и таинственного чем буквального и видимого. Вот стих:

6 Дайте сикеру = שׁכר погибающему = אובד и вино = יין огорченному = מרי душою; (Притч. 31:6)

Слово «пропащий» = אובד, которое использовал Соломон в этом стихе, это погибающий грешник, нечестивый в своей жизни. Корень этого слова אבד = «гибель», вошел и в этимологию слова אבדון = АВАДОН = «истребление, тление, преисподняя».[1] Интересно то, что Соломон за то, чтобы нечестивому был дан СЕКЕР = «сикера».[2] Неужели Соломон призывает к пьянству? Нет здесь все совсем не так, как может показать при буквальном прочтении на первый взгляд. Этот стих комментируется в Талмуде.

«Сказал рабби Ханан: вино создано лишь для утешения скорбящих и для вознаграждения злодеев в этом мире, как сказано: «Дайте пропащему шехар и огорченному душой – вино» (Притч. 31:6). (Бавли. Эрувин 65а)

Как видим, пропащему дозволяется сикера, для того чтобы он в этом мире получил свое добро и свое наслаждение. Ури Гершович комментирует эти слова Бавли так: «Злодеи наслаждаются вином в этом мире, и тем самым получают награду за свои немногочисленные добрые дела, лишаясь при этом доли в Мире Грядущем». По замечанию А. Сыпкова, р. Ханана видит некий намек на это, через слово שׁכר, которое тексте Мишлей можно прочесть и как «сикера», и как «вознаграждение», потому что на иврите эти слова являются омографами.

Если вспомнить притчу о богаче и Лазаре, то Авраам сказал богачу, пьянствовавшему каждый день,[3] именно об этом: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, … ныне же … ты страдаешь». (Лук. 16:25). Поэтому погибающий пусть злоупотребляет наслаждениями этой жизни, ведь его рай в этом мире. Но почему тогда, царь Шломо огорченному душой предлагает вино? Неужели «вино веселит сердце человека»? Неужели вино может дать человеку покой от огорчения, стрессов, обид и несчастий? Увы! Жизнью доказано что систематический прием этого успокаивающего средства приводит к зависимости, и еще больше увеличивает проблемы человека. Был бедным, становится еще беднее. Были проблемы в семье, стал пьянствовать и вообще лишился семьи. Было тяжело на душе, но опьянев, один усугубил несчастье, другой лишил себя жизни в пьяном дурмане, другой с похмелья впал еще в более сильную депрессию. Но для чего премудрый царь дает огорченному вино? Неужели опять призыв к хмельной жизни? И опять, не так все, как может показаться. Еще одна цитата из Бавли:

«Сказал рабби Хия: … «вино» = יין = ЯИН дано семьюдесятью буквами (гематрия слова = 70), и «тайна» = סוד = СОД, дана семьюдесятью буквами: «входит вино – выходит на свет тайна». (Бавли. Эрувин 65а)

В комментарии на букву АЙН уже была показана аллегория вина и таинственного понимания Слова Божьего. Через гематрию слов «вино» и «тайна» которые на иврите имеют одинаковое числовое значение 70, мы выводим аллегорию вина как откровения тайн Божьих. Поэтому и сказал рав Хия «входит вино – выходит на свет тайна». Т.е. превращение воды в вино, это есть углубление в Слово Писания от буквального смысла к смыслу таинственному. Если человек получает вино, он открывает и другим тайны Торы. И в притчах Соломона как правило,[4] вино имеет образ углубленного изучения, и таинственного понимания Священного Писания. Вино – это откровения тайн Слова Божьего. Вот что дает огорченному душой радость, успокоение и мир. Слово Творца лечит душу и услащает ее горечь = מר = МАР. В этом случае воистину, «вино, веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Поэтому премудрый царь Шломо говорит, что погибающему нечестивцу дайте сикеру. А сикера, это хмельной напиток, но не вино. Т.е. сикера не понимается в аллегоричном аспекте. Сикера для пьяниц и прожигателей своей жизни. Для тех, кто ищет только веселья, счастья, наслаждения, не взирая на Божью волю и Его Слово. Пусть они пьют и веселятся, как тот богач из притчи о Лазаре. Но для огорченных, страдающих, угнетенных, – для них приготовлено вино Торы. Его нужно пить, а водка, отнимающая разум пусть будет у тех, чей рай здесь, на земле, и кто не помышляет о небесном.

И еще интересный момент, отмеченный в Бавли:

«Сказал рав Элай: по трем вещам виден человек: по стакану, по кошельку и по гневу». (Бавли. Эрувин 65а)

Т.е. человек, и его внутреннее устроение, открывается окружающим тогда, когда он пьян, когда становится богатым у власти, и когда вскипит в нем гнев. Ури Гершович в своем комментарии на это место Талмуда, указывает на игру слов этого правила: БЕ-КОСО = «по стакану», БЕ-КИСО = «по кошельку», БЕ-КААСО = «по гневу». Итак, не упивайтесь сикерой, но наполняйтесь вином Духа и Слова Божьего!

 

 

[1] Это же имя Откровение Иоанна приписывает ангелу губителю. «Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон = אבדון, а по-гречески Аполлион» (Откр.9:11). Из букв слова АВАДОН состоит также слово דאבון = «отчаяние, изнывание».

[2] СИКЕ́РА, СИКЕ́Р (из греч. σίκερα = СИКЕРА, от арам. שיכרא = ШИКРА) – общее обозначения для любого алкогольного напитка, помимо виноградного вина, – пива, сидра, пальмового вина и т. п. (Википедия)

[3] Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. (Лук.16:19)

[4] Лишь в редком исключении в Мишлей, вино понимается, как хмельной напиток. И как правило это отрицательный аспект понимания.


Назад к списку