От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - РЕЛИГИОЗНОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

РЕЛИГИОЗНОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ

РЕЛИГИОЗНОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

Во времена второго храма в религиозном иудейском обществе кроме доминирующего числа саддукеев = ЦДУКИМ, было так называемое течение фарисеев = ПРУШИМ.[1] Фарисейство возникло в противовес саддукейской ереси. Но к сожалению, со временем в силу особенностей падшей природы человека все доброе начинает извращаться и все прямое искривляться. Это можно проследить и на примере нашего христианского монашества. Известно каковым было монашество вначале, какие принципы были у первых монахов и каким монашество стало в большинстве своих представителей через некоторое время.

Мы знаем, что Христос укорял современное Ему фарисейство называя их лицемерами. Нужно сказать, что Талмуд в трактате Сота тоже говорит о перекосах некоторых фарисеев, перечисляя их недостатки.

 

Учили наши мудрецы: есть семь типов фарисеев:

ФАРИСЕЙ-ШИМХИ – совершающий деяния Шхема. Исполняющий заповеди из низменных соображений, подобно жителям библейского Шхема, которые сделали обрезание, руководствуясь недостойными мотивами (Быт. 34). Иерусалимский Талмуд Cота 20б предлагает другое объяснение: Фарисей-шимхи тот, кто исполняет заповеди демонстративно, напоказ.[2]

 

ФАРИСЕЙ-НИКФИ – ранящий = МЕНАКЕФ свои ноги. Ходящий по улице с показным смирением, волоча ноги по земле, отчего они ранятся о камни; согласно Иерусалимскому Талмуду, говорящий: «О, дайте мне минутку, чтобы я смог исполнить еще одну заповедь».

 

ФАРИСЕЙ-КИЗАЙ – сказал рав Нахман бар Ицхак: разбрызгивающий = МАКИЗ кровь по стенам. Он так боится столкнуться с женщиной, что опускает взор и все время натыкается на стены, оставляя на них кровь из ран. Согласно Иерусалимскому Талмуду, фарисей-кизай, постоянно занятый недостойными расчетами, сколько добрых дел нужно совершить, чтобы искупить тот или иной грех.

 

ФАРИСЕЙ-ПЕСТ – сказал Раба бар Шейла: склоненный, словно пест в ступе

Т.е. склоненный в показном смирении.

 

ФАРИСЕЙ «КАКОВ МОЙ ДОЛГ – Я ИСПОЛНЮ ЕГО». – Но это же добродетель?! – Нет, ибо он говорит: «Каков еще мой долг? Я и это исполню». То есть утверждающий, что все нынешние обязательства он, будучи великим праведником, уже исполнил.

 

Сказали танаю: Не называй в этом списке фарисея из любви и фарисея из страха,[3] ибо сказал рав Йегуда со слов Рава: Пусть занимается человек Торой и заповедями, даже не ради них самих, поскольку, занимаясь ими не ради них самих, он постепенно придет к тому, чтобы заниматься ими ради них самих![4] Сказал рав Нахман бар Ицхак: Сокрытое – сокрыто, открытое – открыто;[5] Небесный суд взыщет с облачающихся в длинные накидки.[6]

Сказал царь Янай[7] жене своей: Не бойся фарисеев или не фарисеев, но бойся лицемеров, притворяющихся фарисеями, ибо дела их – дела Зимри, однако желают они награды Пинхаса.[8] (Бавли. Сота 22б)

 

Христос много раз возглашал горе тем книжникам и фарисеям, религиозная жизнь которых была лицемерием. Например, были сказаны такие слова:

 

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете…

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (Матф.23:13-15)

 

Лицемер только симулирует духовную жизнь. Лицемерие внешним образом скрывает отсутствие внутреннего. Лицемерие – это ложь. Лицемерие надевает на человека маску лица той «меры», в какой он пожелает предстать пред взорами других людей. Поэтому религиозный лицемер, лишь внешне разыгрывает роль духовного человека, но сам остается вне Царства Божественной благодати. Чему он может научить другого? Ничему кроме, как только что сам умеет – лицемерить и обманывать. Если лицемеры в силу своих корыстных побуждений начинают миссионерствовать, кирувить или катехизировать, то те, кто попался в их руки, за неимением опыта духовной жизни, превращаются в ухудшенное подобие своих учителей. Христос так и сказал, что они делают обращенного «сыном геенны, вдвое худшим». Почему обращенные становятся хуже своих учителей? Потому что лицемерные учителя знают где их ложь и где их лицемерие, а те, кого они учат воспринимают это лицемерие как духовную традицию старцев и мудрецов. Хуже лицемерия может быть лишь лицемерие, узаконенное традицией. Традицию гораздо труднее изменить и исправить, если она почитается святой и спасительной. Традиции лицемеров, не взирая на здравый смысл, оправдывают любую корысть и любые заблуждения. И эти заблуждения укрепляясь и укореняясь, дополняются ложью следующего поколения лицемеров. И вот наступает момент, когда то, что было создано добрым и прекрасным, становится ужасным и вредным перекосом противоречащим первоначальной идее.

 

Лицемерие делает душу человека немой. Молитвы лицемеров не слышны Богом. Бавли говорит:

 

Сказал рабби Эльазар: Всякий, кому свойственна лесть (лицемерие), навлекает гнев на наш мир, как сказано в книге Иова: «Лицемеры копят в сердце гнев…». Более того, молитвы их не будут услышаны, как сказано: «…не вопиют, когда Он карает их» (Иов. 36:13). (Бавли. Сота 41б)

 

И здесь уместен гематрический намек. Гематрия фразы: אוי לכם הסופרים והפרושים החנפים = «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», имеет то же самое числовое значение (1348), что и стих Иов. 35:12: שׁם יצעקו ולא יענה מפני גאון רעים = «Там закричат, а Он не ответит из-за гордыни злодеев» = 1348. Примечательно что первое слово стиха שׁם = ШАМ = «там», можно прочесть как ШЕМ = «Имя». Т.е. здесь намек на молитву. Когда гордый и злой человек молится, произнося Имя Всевышнего, то не бывает услышанным за свое лицемерие. И это созвучно со словами Иисуса Христа:

 

46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? (Лук.6:46)

 

21 Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Матф.7:21)

 

Да убережет нас Всевышний от горестного пребывания в лицемерии и заблуждении, но да сподобит Он нас предстоять пред Ликом Его в прямоте и истине!

 

 

 

 

[1] ПРУШИМ = «обособляющиеся». Их название указывает на особое усердие в вопросах ритуальной чистоты. Продолжением идейной линии фарисеев стал раввинистический иудаизм.

[2] Перевод трактата, а также все комментарии к нему сделал А. Ольман. Цитаты взяты из сборника агадической части Талмуда «Эйн Яков» 4т.

[3] По мнению мудрецов, любовь и страх, о которых идет речь, это любовь к награде и страх перед наказанием; хотя это намерение и не совсем чистое – не следует причислять таких людей к лицемерным фарисеям, как объясняется ниже. Согласно же Иерусалимскому Талмуду, речь идет о любви к Богу и трепету перед Ним, и в этом случае два последних типа фарисеев тем более не относятся к лицемерам. (А. Ольман)

[4] То есть даже если помыслы таких фарисеев не слишком чисты, в конце концов у них есть шанс прийти к истинному соблюдению Торы (см. Псахим, 50б; Назир, 23б; Сота, 47а; Санедрин, 108б; Арахин, 16б).

[5] Возможно, речь идет о том, что в нашем мире мы должны относиться к людям исходя из их внешних проявлений и не подозревая в лицемерии; Небесный же Суд взыщет с них сполна. (А. Ольман)

[6] С тех, кто притворяется мудрецами и праведниками. О длинных одеждах фарисеев, как о признаке тщеславия и гордости упомянуто в Евангелии: «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрылия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах» (Матф.23:5,6) «остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях» (Мар.12:38)

[7] Царь Янай Родился в Галилее около 126 г. до н. э. или 125 г. до н. э. и был третьим сыном Иоанна Гиркана I от второй его жены. Из Талмуда известна о его жестокости в отношении мятежников и фарисеев. Но перед смертью он, назначив правительницей государства свою жену, посоветовал ей сделать фарисеям всевозможные уступки и даже представить на их усмотрение погребение тела ненавистного им царя; после этого фарисеи, в великодушии своем забыв о жестокостях царя и указывая народу лишь на его заслуги, устроили ему в Иерусалиме весьма торжественные похороны. (Википедия)

[8] ПИНХАС (Финеес) – священник, убивший князя Зимри, демонстративно вступившего в связь с язычницей (Числ. 25-26). Согласно Иосифу Флавию, недостойных фарисеев было гораздо меньше, чем праведных и благочестивых, а потому «они имеют чрезвычайное влияние на народ, и все священнодействия, связанные с молитвами или принесением жертв, происходят только с их разрешения. Таким образом, отдельные общины засвидетельствовали их добродетель, так как все были убеждены, что фарисеи на деле и на словах стремятся лишь к наиболее высокому» (Иудейские древности 18:1:3). Но к движению фарисеев, стремившихся к святости и удалению от греха, присоединялись для виду многие недостойные лицемеры, и по внешним проявлениям их было трудно отличить от праведных и благочестивых. Возможно, поэтому мудрецы Мишны никогда не называют себя фарисеями, но лишь «мудрецами» = ХАКАМИМ и «товарищами» = ХАВЕРИМ: мудрость невозможно симулировать, и относится к «товарищам» по-братски лицемер не сможет. (А. Ольман)


Назад к списку