От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ЕСЛИ ДУХОВЕН, ТОТ САМ ПО СЕБЕ СУДИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ЕСЛИ ДУХОВЕН, ТОТ САМ ПО СЕБЕ СУДИ

ЕСЛИ ДУХОВЕН, ТОТ САМ ПО СЕБЕ СУДИ

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

Послания апостола Павла достаточно сложны для понимания. Иногда кажется, что для выражения глубины его мысли недостаточно существующих слов. Порой, одно предложение в его послании, раскрывающее какую-то мысль, это целый абзац. Сложность языка посланий ап. Павла даже при многократном прочитывании часто скрывает глубину его мысли. Поэтому при «апостольском» чтении на «неудобовразумительных»[1] местах нужно приостановится для того, чтобы в размышлении над ними попытаться понять то, что апостол хотел донести до читающих.

 

В десятой главе второго послания коринфянам, которая упоминает некое противостояние отдельных членов общины апостолу Павлу, есть такие слова, обращенные к ним:

 

7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. (2Кор.10:7)

 

Казалось бы, какая сложность в понимании этих слов? Если упрощенно, то можно передать эти слова «если вы духовны, то судите нас по себе». Но последующие слова апостола дают дополнительное понимание расширяющее направление этой мысли:

 

12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. (2Кор.10:12-18)

 

Итак, каково же наше понимание апостольских слов? Апостол говорит своим противникам, имеющим некие духовные претензии к нему, что если они смотрят на его личность, то должны судить со стороны духовности. «Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Т.е. если они, смотря на личность видят нечто неприятное, то должны судить духовно, если считают себя Христовыми.

Уверенность того, что человек Христов, это внутреннее чувство, которое дается Духом Христовым. Т.е. действие Духа Божьего одобряет мысли, намерения и поступки человека. Такой человек будучи Христовым судит другого человека не через призму поместных традиций и норм поведения, а через голос Духа Божьего в границах принципов Божественной справедливости и милости. Если ты считаешь себя духовным и Христовым, то оценивай жизнь и личность другого человека только через Дух Христов по принципу Божественной Правды.

Но человек может заблуждаться в оценке не только других людей, но даже в оценке себя самого. И будучи недуховными, (т.е. не имеющими Духа Божьего), и только номинально причастными Христу, такие люди, как сказал апостол Павел, «неразумно измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою». Т.е. будучи плотскими и душевными, они пытаются оценить других с духовной точки зрения. Такая оценка, совершаемая плотским разумом, и такое сравнение «неразумны». Они «неразумно измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою». Т.е. будучи плотскими и порочными они измеряют правильность своего пути через проекцию собственного поврежденного мировоззрения и по своему нравственному состоянию сравнивают других со своим искаженным образом. Но настоящая «мудрость» и настоящий «разум» оценивающий и производящий праведный суд может быть только в духовном, а не в душевно-плотском состоянии. Только находясь в Духе Божьем человек может увидеть через плотные одежды чужих традиций и через множество культурных различий, ядро Божественной истины – Дух Божий, наставляющий и руководящий других людей. Дух Христов всегда покажет человеку в других людях самую суть, по которой определяется идущий прямым путем и опасающийся противоречить Правде Божьей. Духовный человек судит о других не в пределах границ человеческих традиций, в которых находится сам, но судит по той Истине, которая открывается ему Духом Божьим. Не человеческим глазом оценивает других людей мудрый и духовный человек, но через духовный взор. Как сказано у Екклесиаста: «у мудрого глаза Его в голове его, а глупый ходит во тьме» (Еккл. 2:14).

В первом послании к Коринфянам апостол также поднимает тему, возникшую в результате некоего противостояния с людьми, которые имели к нему свои претензии, вызванные душевно-плотским мировоззрением. Апостол говорит:

 

12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,

13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о этом судят духовно.

15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы судить его? А мы имеем ум Христов. (1Кор.2:12-16)

 

Только имея «ум Христов» человек может судить не предвзято и по истине. Только, как написано, «соображая, т.е. соотнося, сравнивая духовное с духовным» возможно

«сравнивать и измерять с собою разумно». Но возникает проблема, ведь если не все люди духовны, и если будучи душевными могут заблуждаться относительно своей духовности почитая себя Божьими, то как же человеку узнать, Христов ли он, и имеет ли он Дух Божий? Как не похвалится самим перед собой в том, что он достоин судить о других сравнивая всех со своей духовностью? Как человеку не обмануться и не погрешить в суждении, хвалясь своей духовностью? Апостол говорит:

 

13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас…

17 Хвалящийся хвались о Господе.

18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. (2Кор.10:12-18)

 

В словах апостола определены границы и мера того, чем может похвалится человек. У каждого своя духовная мера и свой удел Божественной благодати. Мало похвалиться «духовностью». Но как сказано апостолом «хвалящийся хвались о Господе». Эти слова напоминают нам повеление пророка:

 

23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею …

24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. (Иер.9:23,24)

 

«Да не хвалится мудрый мудростью своею» Апостол сказал: «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь». Многие могут сказать, что духовны, и что имеют руководство Духа, но таковые лишь «сами себя выставляют… и неразумно сравнивают» (2Кор. 10:12-18). Должно быть доказательство истинности такой похвальбы. Это доказательство названо «похвалой Господа». Такая «похвала Господня» это сила Его благодати, которая действует в человеке и дает способность жить согласно божественным принципам милости, справедливости и истины. Поэтому может правдиво похвалится духовностью только тот, кто живет так как заповедует Бог. «Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне». Если жизнь человека не противоречит тому, что благоугодно Богу, то он может считаться духовным. А если в нем нет силы побуждающей его жить согласно Божественным принципам, если в нем нет послушания Духу Божьему руководящему на жизненном пути, то такой человек не духовен, и не Христов. И такой человек, смотря на личность другого, никого не может судить разумно, измеряя и сравнивая с самим собой.

 

 

 

 

[1] Апостол Петр в своей простоте неученого рыбака, (который был чужд фарисейской школы мудрого Гамлиэля, у ног которого с юности своей обучался апостол Павел), о посланиях Павла говорил, что они «неудобовразумительны».


Назад к списку